Урок русского языка в 2 «Г»
Классный руководитель: Сизова Светлана Владимировна
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.
Задачи:
Воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование своих действий;
- действие по намеченному плану;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.
Предметные:
- умение распознавать глаголы в тексте;
- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
- умение правильно писать частицу не с глаголами
Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: учебник для 2 класса 2 часть УМК «Школа России» под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, компьютер, презентация
Дидактический материал: раздаточный материал для групповой работы.
№ | Этапы урока | УУД | Формы взаимодействия |
1 | Мотивация к учебной деятельности Слайды 1-2 - Доброе утро! - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Работа в тетради. (Записывают число и Классная работа) Минутка чистописания Слайд 3 Н н | Формируют мотивацию к обучению и готовность к саморазвитию | Фронтальная |
2 | Актуализация и пробное учебное действие Слайд 4 - Что вы знаете о глаголе? (Ответы детей) - Как вы думаете, все ли вы знаете о глаголе? Слайд 5 | Актуализируют свои знания для выделения места затруднения | Фронтальная |
3 | Выявление места и причины затруднения Слайд 6 Девочек __ дёргать за косички. __ драться на переменах. На уроках __ говорить с соседом. - Согласны вы с этими высказываниями? - Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить (НЕ). Слайд 7 - Прочитайте, что получится. - Как изменился смысл глаголов с НЕ? (Глаголы приобрели отрицательный смысл). | Прогнозируют результат | Фронтальная |
4 | Построение проекта выхода из затруднения -А ведь у нас не раскрыты скобки. Как вы думаете, почему? Что нам нужно узнать на уроке? /Как пишется не с глаголами/ - Какая тема нашего урока? Слайд 8 Тема: НЕ с глаголами. Цели урока: Познакомиться с отрицательной частицей НЕ Научиться правильно писать частицу НЕ с глаголами. | Формируют тему и цели урока | Фронтальная |
5 | Реализация построенного проекта - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не? -Как пишется не с глаголами? -Прочитайте правило на стр. 78 Первичное закрепление Упр. 135 - Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения. Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.) -Почему автор так назвал стихотворение? -Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят? - Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения? -Выпишите глаголы с не, подчеркните – Как пишется частица НЕ с глаголами? На доске: – Составьте пословицы, объясните их смысл, подчеркните глаголы с частицей НЕ. (Работа у доски по очереди) Кто (не) работает, тот того и ненавидит. Попусту негодовать- торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. Кто кого обидит, здоровья (не) видать. -Как вы думаете, почему в некоторых глаголах НЕ пишется слитно? (Без НЕ оно не употребляется, не имеет смысла, НЕ является частью корня). - Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание Слайд 9 Ненавидеть Негодовать (возмущаться) Неволить (принуждать против воли) Недоумевать (сомневаться из-за неясности) Нездоровиться Недомогать Невзлюбить Несдобровать (не миновать беды) Физминутка | Формируют устные и письменные алгоритмы выполнения, навыки грамотного письма, умение слышать, слушать и понимать. | Фронтальная Фронтальная Групповая Самоконтроль Самооценка |
6 | Закрепление с проговариванием во внутренней речи (Работа в парах) - Упр. 137, с.79 (Самостоятельно читают текст. В парах объясняют, что такое рифма, находят рифмующиеся слова. Вслушиваются в звучание, делают вывод, какое звукосочетание слышат в конце рифмующихся слов. Уточняют, что частица не пишется раздельно. Записывают текст по заданию.) -Какое сейчас время года? - Всем нам хочется пойти в гости к матушке природе. - А давайте вспомним какие нужно соблюдать правила поведения в природе. 3. Творческая работа в группах (рассмотреть знаки, составить и написать правила поведения в природе) Приложение 1 Не бросайте мусор! Не разоряйте гнёзда птиц! Не ломайте ветки деревьев! Не рвите цветы! Не ловите бабочек и других насекомых! Не уничтожайте лягушек и жаб! (Слайд 10) | Формируют умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга | Работав парах Самоконтроль Самооценка Групповая работа. |
7 | Включение в систему знаний и повторений Стихотворение – памятка (у каждого ученика) Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами. Слайды 11- 12 ___ выучил- __ делай, ___ знаешь- __ спеши, С глаголами ___________ Частицу ____ пиши. | Контролируют свою деятельность: проверяют правильность выполнения упражнений | Индивидуальная Самоконтроль Самооценка |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Слайд 13 -Что новое для себя открыл каждый из вас? - «Я сегодня научился…», - «Мне понравилось…», - «Мне это обязательно пригодится… Заполните таблицу: Утверждения | Поставь знак «+» или «-» | 1) Тема урока мне понятна. | | 2) Я достиг цели урока. | | 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. | | 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. | | 4) Мне необходимо поработать над темой | | Домашнее задание: Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ. Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь. Спасибо за урок. | Характеризуют и оценивают собственные знания и умения | |