СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание Ь после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание Ь после шипящих"»

Предмет: русский язык

Учитель МБОУ «СОШ №8 г. Горно-Алтайска»: Ирина Викторовна Поварницина

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»

Цель темы: создать условия для изучения правописания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка, к изучаемому материалу; воспитание уважительного отношения друг к другу.

  • Метапредметные: учиться устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение выходить из проблемной ситуации.

  • Предметные: изучить правило правописания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа, выполнять упражнения по теме, закрепить полученные знания.

Формы работы: индивидуальная, парная

Ресурсы: учебник, интернет-ресурсы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


  1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.






- Приветствие. Рефлексия настроения, используя смайлики на карточках.

- Послушайте маленькое стихотворение о русском языке и скажите, согласны ли вы с ним.

На слайде:

Изучение русского языка

Нелегко нам дается пока.

Но идет по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!

Обучающиеся участвуют в рефлексии. Затем прослушивают стихотворение и высказывают свое мнение.

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


- Для того, чтобы приступить к изучению новой темы, немного повторим.

- Но сначала возьмите и подпишите листы самооценки сегодняшнего урока. Там указаны этапы урока, которые вы будете самостоятельно оценивать значками: «5» (если все правильно ответил или верно выполнил задание), «4» (если есть 1-2 ошибки), «3» (если было 3 и более ошибок).

- Фронтальный опрос.

Игра «Да – нет»

1)Глагол – самостоятельная часть речи.

2) Глагол отвечает на вопросы: какой? чей?

3) Обозначает действие предмета.

4) Изменяется по родам (в прошедшем времени), лицам, числам.

5) Глагол имеет 3 спряжения.

6) К 1 спр. Относятся глаголы на –ить.

7) Ко 2 спр. Относятся глаголы на –ить и 11 глаголов-исключений.


Подписывают листы самооценки.

Устно отвечают на вопросы «да» или «нет». Если «нет», нужно пояснить.

По завершении опроса оценить себя.

  1. Этап выявления места и причины затруднения.


- Далее посмотрите на доску, где представлены 4 столбика слов. Скажите, какая орфограмма под вопросом?

- В каких словах вы знаете, что писать? (Об-ся знают слова 1-4 ст.).

На слайде таблица:







меч(?)

доч(?)

хорош(?)

испеч (?)

играеш(?)

нож(?)

рож(?)

пахуч (?)

выжечь(?)

рисуеш(?)

грач(?)

нет луж(?)

горяч

(?)

увлеч (?)ся

умоеш(?)ся

- Затруднение вызывают слова в 5 столбике.


- Обучающиеся называют орфограмму «Ь после шипящих».

- Выходят по одному к доске (каждый столбик разбирается отдельно) и вписывают там, где нужно ь и в верхней строке часть речи. Комментируют свои действия.


  1. Этап построения выхода из затруднения.


- Во-первых, давайте определим часть речи слов в 5 столбике. (глаголы)

- Во-вторых, попробуйте определить спряжение этих глаголов? (1 спр.)

- В-третьих, какое лицо, число у этих глаголов? (2 л. ед.ч.)

- Вы уже знаете, что Ь после шипящих пишется у глаголов н.ф., а нужно ли писать Ь после шипящих у глаголов во 2 л. ед.ч.? (Нет)

- Обучающиеся отвечают на вопросы.

  1. Этап реализации построенного проекта.


- Ребята, вы не знаете точный ответ на последний вопрос, так как это тема сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь: «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа».

- Какую цель урока мы можем поставить?

- Чтобы разобраться со словами в последнем столбике, нужно открыть учебник на стр.130 и прочитать правило.

- Примените полученные знания к словам в таблице.


- Записывают тему, проговаривают цель урока.

- Самостоятель-ное изучение правила. Далее применение его.

  1. Физминутка.

-Ребята, давайте сейчас немного отдохнем под музыку:

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!


Дети выполняют движения по тексту.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


- Итак, у глаголов 2 л. ед.ч. после шипящих пишется Ь.

- Продолжите фразу глаголами: «Ты сегодня (что делаешь?) пишешь, читаешь, слушаешь…».

- Нужно ли писать Ь на конце этих глаголов? Почему?

-Устно продолжают фразу, называют по одному глаголу все по цепочке.

-Отвечают на вопрос.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Самостоятельное выполнение задания по вариантам.

Упражнение № 1. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш…. 

Упражнение № 2. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Зелёный плющ…, придёш… на помощ…, спряч… плащ…, бриллиантовая брош…, найдёш… кирпич…, гиацинт пахуч…, нет пастбищ…, купиш… новый трельяж…, бросиш… мелоч…, чёрный грач…, ненавидиш… лож…, наш… врач… хорош…, бросиш… мяч…, солнечный луч… блестящ…, опомниш…ся в полноч…, назначиш… несколько встреч…, построиш… шалаш…

-Самостоятельное выполнение задания по вариантам.

- Взаимооценивание по эталону на слайде.

- Выставление отметки в лист самооценки.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.


- Ребята, а сейчас давайте вспомним, как вы определяете спряжение глаголов.

- Работа в парах по карточкам. Вспоминаем «Спряжение глаголов».

Карточка №1. Распределите глаголы по спряжениям в 2 столбика, вставляя пропущенные орфограммы.

Пиш…т  ручкой, мы черт….м , они леч…т, наступа…т весна,  вы обижа…те, вы реша …те,  ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, маш…т рукой, ты ласка…ш(?)ся,  ты вздыха…ш(?), ты выуч…шь,  друзья не посмотр …т, ты стира…ш(?), мы вер…м,  вы готов…те,  он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…ш(?).

Карточка №2. Распределите глаголы по спряжениям в 2 столбика, вставляя пропущенные орфограммы.

Стрекоч…т в поле, ты гуля…ш(?), пиш…м в тетради, рассыпа…т,  бега…т по дорожке,  вы груз…те, дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…ш(?), ярко свет…т, мы се…м, он обид…лся прыга…ш(?) на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся   они вид…т, игра…м в мяч,  ты бре…ш(?).

Карточка №3. Распределите глаголы по спряжениям в 2 столбика, вставляя пропущенные орфограммы.

Зеленее…т в лесу, она держ…тся   пиш…т в тетради, полива…т цветы, ты жале…шь, чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т,  ход…т в школу, ты посмотр…ш(?), ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…ш(?) ошибку, гон…т стаю туч, стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш(?) друга, ты жале…ш(?).

- Итак, ребята. Подведем итог нашей работы. Мы сегодня изучили тему: «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа».


- Тест на закрепление темы в РЭШ или МЭШ с быстрой проверкой.

- Итоговая оценка – выставление среднего балла.

- Итак, какую тему мы сегодня изучали?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Отвечают на вопрос.

- Работают в парах по карточкам.

- Далее самопроверка по эталону.

- Выставление отметок в лист самооценки.





























Выполняют по очереди на интерактивной доске. Смотрят результат.

-Подсчитывают и выставляют средний балл в лист самооценки.

  1. Домашнее задание.

- Творческое задание: придумать карточку с заданиями своему соседу по парте на тему: «Правописание Ь после шипящих у сущ., кр.прил. и глаголов». Это могут быть слова с данной орфограммой, предложения или текст с этими словами; ребусы, кроссворды и т.д.


- Выполнить творческое д/з.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Ребята, у вас в листах самооценки есть «Рефлексивная мишень». Отметьте, пожалуйста, в каждом секторе точку, соответствующую вашему состоянию на уроке.



- А теперь, покажите смайлик настроения в конце урока.

- Всем спасибо за работу!











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!