СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Приставка как часть слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века".

Блок "Как устроен наш язык", урок 62 "Приставка как часть слова". Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Приставка как часть слова"»

Блок: «Как устроен наш язык»

Тема: Приставка как часть слова

Задачи:

  • познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова;

  • развивать словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;

  • воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к учебе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М. : Вентана – Граф, 2015. (Начальная школа ХХI века); опорная схема «Приставка», карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи.

Ход урока

  1. Психологическая установка на урок.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.

Девочки за парты сели,
мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

- А теперь давайте улыбнёмся друг другу(Слайд 1) и с хорошим настроением отправимся в путь знаний.

II. Чистописание.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)-(Слайд 2)
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы.

- Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание -оро- . (Слайд 3)

- Что мы знаем про это буквосочетание? В каких словах оно встречается? (в словарных)
III. Словарная работа.

-Какие словарные слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?
- Запишем словарные слова, которые обозначают названия животных?

( сорока, ворона, воробей, корова) (Слайд 4,5,6,7))

-Проверьте правильность написания словарных слов. (Слайд 8)

IV. Актуализация знаний.

- В какой части слова находится буквосочетание – оро - ? (в корне)

- Что такое корень?

- А какие части слова вы знаете? (суффикс, окончание)

- Что такое суффикс, окончание?

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

V. Совместное открытие нового.

1) Создаие проблемной ситуации.

-Ребята, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.

город, городок, городской, горожанин, пригород

-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).

-Что они обозначают?

- Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.

-С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)

-В каком слове выделены не все части?

-Почему? (не знаем этой части)

-Назовите её? Где она находится? (перед корнем)

-Кто-нибудь знает, как называется эта часть? (приставка)

-А как она обозначается? Посмотрите.

2) Постановка учебной задачи.

- О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)

-Итак, тема нашего урока «Приставка», и мы с вами ответим на главный вопрос урока «что такое приставка?» (Слайд 9).


«Что такое приставка?»

  • Место приставки в слове

  • Для чего служит приставка


3)Поиск решения учебной задачи.

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды 10,11,12,13,14)

- Что увидели? (кормушку)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем саду? (ворона)

-Что она сделала? (прилетела)

( на слайдах появляется ворона и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)

-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в тетради столбиком).

- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень - лет - )

- Выделите корень. Какое значение у слов?(движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже ? (нет)

- Что же обозначают эти слова?

- Какие же части изменили смысл слов?(приставки)

- Назовите их.

- Где расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» . (на доску выставляются опорные схемы)


НАХОДИТСЯ ПЕРЕД КОРНЕМ

ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА

ЧАСТЬ СЛОВА



-Откройте тайну золотого ключика на стр. 128 (знакомство с определением)

Физкультминутка. (Слайд 15)

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!

VI. Первичное закрепление. Работа в парах. (Слайд 16)

- А теперь откройте учебник на стр.128, упр 1. Прочитайте задание. (допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой).

-Как будем работать? ( в парах)

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

за- вы- при- пере- от- про-


(фронтальная проверка со слайда – 17)

-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )

VII. Дифференцированная работа.

-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточку с заданием. Как вы уже заметили, птички у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.

Зелёная птичка – «Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
на-, пере-, по-, вы-

Синяя птичка -
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
на-, пере-, по-, вы-

Красная птичка -
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
на-, пере-, по-, вы-

Проверка фронтальная.

VII. Итог урока.

- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)
- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет » (Слайд 19). Приготовили свои ладошки-сигналы.

  • Приставка – это часть слова?

  • Приставка стоит после корня?

  • Приставка образует новые слова?

  • Приставка стоит перед корнем?

  • Приставка самая главная часть слова?

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.

VIII. Домашнее задание.
-Дома вы выполните задание с.130, упр.4.(Слайд 20)

IX. Рефлексия.

- У каждого из вас на столе лежат картинки со схематическими изображениями лиц. Если у вас на уроке было хорошее настроение, вам было легко выполнять задания, то возьмите картинку с весёлым лицом. Если у вас настроение не изменилось, вам было неинтересно на уроке, задания вы выполняли неохотно и с трудом, то с серьёзным лицом. Если вы часто испытывали трудности при выполнении задания, то грустного человечка.

(Слайд 21)