Блок: «Как устроен наш язык»
Тема: Приставка как часть слова
Задачи:
познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова;
развивать словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;
воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к учебе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М. : Вентана – Граф, 2015. (Начальная школа ХХI века); опорная схема «Приставка», карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи.
Ход урока
Психологическая установка на урок.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- А теперь давайте улыбнёмся друг другу(Слайд 1) и с хорошим настроением отправимся в путь знаний.
II. Чистописание.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я…(тетрадь)-(Слайд 2)
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы.
- Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание -оро- . (Слайд 3)
- Что мы знаем про это буквосочетание? В каких словах оно встречается? (в словарных)
III. Словарная работа.
-Какие словарные слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?
- Запишем словарные слова, которые обозначают названия животных?
( сорока, ворона, воробей, корова) (Слайд 4,5,6,7))
-Проверьте правильность написания словарных слов. (Слайд 8)
IV. Актуализация знаний.
- В какой части слова находится буквосочетание – оро - ? (в корне)
- Что такое корень?
- А какие части слова вы знаете? (суффикс, окончание)
- Что такое суффикс, окончание?
- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?
V. Совместное открытие нового.
1) Создаие проблемной ситуации.
-Ребята, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.
город, городок, городской, горожанин, пригород
-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).
-Что они обозначают?
- Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.
-С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)
-В каком слове выделены не все части?
-Почему? (не знаем этой части)
-Назовите её? Где она находится? (перед корнем)
-Кто-нибудь знает, как называется эта часть? (приставка)
-А как она обозначается? Посмотрите.
2) Постановка учебной задачи.
- О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)
-Итак, тема нашего урока «Приставка», и мы с вами ответим на главный вопрос урока «что такое приставка?» (Слайд 9).
3)Поиск решения учебной задачи.
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды 10,11,12,13,14)
- Что увидели? (кормушку)
-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)
-Кто появился в зимнем саду? (ворона)
-Что она сделала? (прилетела)
( на слайдах появляется ворона и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)
-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в тетради столбиком).
- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень - лет - )
- Выделите корень. Какое значение у слов?(движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже ? (нет)
- Что же обозначают эти слова?
- Какие же части изменили смысл слов?(приставки)
- Назовите их.
- Где расположены приставки? (перед корнем)
-Для чего они нужны? (для образования новых слов)
-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» . (на доску выставляются опорные схемы)
-Откройте тайну золотого ключика на стр. 128 (знакомство с определением)
Физкультминутка. (Слайд 15)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
VI. Первичное закрепление. Работа в парах. (Слайд 16)
- А теперь откройте учебник на стр.128, упр 1. Прочитайте задание. (допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой).
-Как будем работать? ( в парах)
…бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от края Подсказка: за- вы- при- пере- от- про- |
(фронтальная проверка со слайда – 17)
-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )
VII. Дифференцированная работа.
-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточку с заданием. Как вы уже заметили, птички у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная птичка – «Вставь приставку»: …лить …лить …лить …лить Подсказка ПРИСТАВКИ на-, пере-, по-, вы- | Синяя птичка - «Выдели приставку»: налить перелить полить вылить Подсказка ПРИСТАВКИ на-, пере-, по-, вы- | Красная птичка - «Вставь подходящую по смыслу приставку»: …лить чай в чашку …лить цветы …лить воду из ведра …лить сок из банки в кувшин Подсказка ПРИСТАВКИ на-, пере-, по-, вы- |
Проверка фронтальная.
VII. Итог урока.
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)
- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет » (Слайд 19). Приготовили свои ладошки-сигналы.
Приставка – это часть слова?
Приставка стоит после корня?
Приставка образует новые слова?
Приставка стоит перед корнем?
Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.
VIII. Домашнее задание.
-Дома вы выполните задание с.130, упр.4.(Слайд 20)
IX. Рефлексия.
- У каждого из вас на столе лежат картинки со схематическими изображениями лиц. Если у вас на уроке было хорошее настроение, вам было легко выполнять задания, то возьмите картинку с весёлым лицом. Если у вас настроение не изменилось, вам было неинтересно на уроке, задания вы выполняли неохотно и с трудом, то с серьёзным лицом. Если вы часто испытывали трудности при выполнении задания, то грустного человечка.
(Слайд 21)