1. Организационный момент. |
Приветствие. | Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь. | |
Оформление тетради. | Откройте рабочие тетради и запишите дату «…..», классная работа, тему сегодняшнего урока Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Слайд 1 Работа с тетрадью |
Постановка цели урока. | Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Вам могут помочь контрольные вопросы учебника, помещённые на с.41 Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её достичь, нужно работать на уроке очень организованно и быть ынимательными, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе. | Слайд 2 |
2. Подготовка к восприятию материала урока. |
Слово учителя. | Сегодняшний урок не совсем обычен. Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней. У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными. | |
3. Актуализация опорных знаний. Установка обратной связи. |
| Уровень 1 «Состав слова» - Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова». - Скажите, пожалуйста, что изучается в морфемике? - Что такое морфема? - Какие морфемы вам известны? | Слайд 3 |
Опрос по правилам | -А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. - Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание? -Какие морфемы могут входить в основу? | |
| Лишнее слово: вода, водяной, подводный, водичка, водитель; дом, домовой, домище, бездомный, у дома: книга, книжный, книгами, книжка | Слайд 4 |
Выполнение морфемного разбора слов | На следующем этапе 1 уровня игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов: 2в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить 1в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить. | Слайд 5 |
Взаимопроверка (контрастным стержнем). | - Проверим работу. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор. | |
| | |
Самооценка. | Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу» 1 уровня игры. Молодцы, с первым заданием вы справились. | Работа с картами оценки. |
Орфографическая диктовка (1 ученик диктует, 2 пишут на закрытой доске). | Уровень 2 «Правописание приставок». Мы перешли на второй уровень. Здесь нам нужно вспомнить правописание приставок на С и З (1 вариант: безболезненный, бесшумный, вздыхать, бесцельный, безжалостный, бесчувственный, развалиться, сбить, искусать; 2 вариант: вскрикнуть, разжимать, вспорхнуть, рассмотреть, бесконечный, разгадать, распорядок, сдуть, исчезать) | Слайд 6-7 |
Взаимопроверка работ | | |
Самооценка. | Опираясь на памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Орфографический диктант» 2 уровня. | Слайд 8 Работа с картами оценки. |
Физпауза для зрения | Закройте глаза…. | Слайд 9 |
3) Игра «Составь слово» (переход к 3 уровню). | А теперь, прежде, чем перейдем к 3-му уровню, поиграем в игру «Составь слово». Из слова «представить» нужно взять приставку. Вторую приставку из слова «подумать». Корень тот же самый, что и в слове «сложить». Суффикс слова «лечить».Употребить составленный глагол в неопределённой форме. Какое слово у вас получилось? (предположить) Глядя на составленное слово, кто из вас может предположить, какие орфограммы мы будем повторять на 3 уровне? | |
Повторение орфографического правила (работа в парах). | Уровень 3 «Правописание корней с чередованием а//о» Правильно, мы переходим на 3 уровень, на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о. назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование. Давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о | Слайд 10 |
Орфографический диктант. | 1в. – расти, растительность, отросли, заросла, растения, росточек, излагать, предложение, прилагать 2 в. – выросла, отрасль, росток, водоросли, произрастать, вырос, предлагать, положение, возлагать. | Слайд 11 |
Взаимопроверка | Проверьте, правильно ли вы написали слова | Слайд 12 |
Взаимооценка | Используя памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Правописание корней с чередованием 3 уровня». | Слайд 13 |
Переход к 4 уровню | Молодцы, вы успешно преодолели 3-и уровня игры. Впереди у нас «Суперигра», но сначала небольшая разминка: Ц_ркуль, иллюминац_я, ц_ган, улиц_, станц_я, экспедиц_я, ящериц_, сестриц_н, умниц_, ц_фра, редакц_я, краснолиц_й, ц_новка, ц_ркач, секц_я, пч лы, ч рный -Как вы осуществляли свой выбор? -Какая буква о или ё пишется в корне слова после шипящих? Исключения… -Ы или и пишется в корне у большинства слов? Исключения… | Слайд 14 |
Мини-тест | Итак, чтобы получить задания последнего уровня, нужно набрать специальный числовой код. Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры. шёпот шёрох цыфра цыплёнок капюшон дистанцыя молодцы | Слайд 15 |
Самостоятельная работа с карточками. | Уровень 4 «Суперигра». На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов. Кто попробует на 5, на 4? Карточка для самостоятельной работы. Задания. 3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы. 5 баллов. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы. Найдите слова, в которых встречаются изученные орфограммы по нашей теме | Слайд 16 |
Выполнение самостоятельной работы. | Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу | Работа с карточкой. |
Самопроверка по контрольному листу самопроверки. Самооценка. | -Оцените объективно выполненные вами работы, опираясь на контрольный лист самопроверки. | Работа с картами оценки. |
Дополнительное задание | Упр.465 | |
4. Подведение итогов урока. |
| -Молодцы, вы преодолели все уровни игры. А теперь подведём итоги. | Слайд 17 |
| -Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. -Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока ЦЕЛИ. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке? | Работа с картами оценки. |
Рефлексия. | -А теперь оцените наш урок и вашу работу на нём с помощью «смайлика». Дорисуйте на нём соответствующее вашему настроению выражение. | Слайд 18 Работа со смайликами. |
5. Домашнее задание. |
| -Дома вы ещё раз должны повторить орфограммы раздела, чтобы лучше подготовиться к контрольному диктанту. А также с.41 (контрольные вопросы), упр.456 | Слайд 19 |
| -Урок окончен. Спасибо за работу. | |