СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Род имени существительного" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Род имени существительного" 3 класс. Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Род имени существительного" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25» с кадетскими классами им. Генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева











Открытый урок русского языка

в 3 классе по теме

«Род имён существительных».

УМК «Школа России».









Подготовила:

Чапурина Екатерина Петровна

учитель начальных классов





















ГО ЗАТО Свободный, 2025 г.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Чапурина Екатерина Петровна

Тема урока

Род имён существительных

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

  • определять грамматический признак имени существительных - род;

  • видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Развивающие:

  • формировать умение самостоятельно применять имеющиеся знания;

  • развивать логическое мышление, предлагать и доказывать свою точку зрения;

  • продолжить работу по формированию организации своей деятельности, коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.



Проблема

Как определить род имён существительных?

Планируемые результаты

Личностные:

  • создавать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

  • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

  • классифицировать слова по определённым признакам;

  • подтверждать аргументы фактами;

  • разрешать проблемную ситуацию;

  • ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

  • строить рассуждения в форме простых суждений;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу, определять цель учебной деятельности с помощью учителя, удерживать цель своей деятельности до получения ее результата, осуществлять самопроверку работ;

Коммуникативные:

  • формировать умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Ноутбук;

- Слайд-презентация

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

- Карточки для работы.

- учебник «Русский язык» В.П.Канакина

- рабочая печатная тетрадь В.П.Канакина

Формы работы

фронтальная, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.




































Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

  1. Орг. момент.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

И разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- Знаете ли вы рецепт успеха?

- Предлагаю создать свой рецепт.

- Прочитайте слова. Выберете те качества, из которых будет состоять ваш успех

Аккуратность, лень, трудолюбие, смекалка, взаимовыручка, внимательность.

- Я желаю на уроке вам удачи.

- Сегодня продолжим раскрывать тайны русского языка.

Гoтoвы?

Девиз нашего урока:

С каждой маленькой удачей начинается большой успех!

(Смекалка- сообразительность)

II.Актуализация знаний и умений и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.


  1. Минутка чистописания

- Начнем с трудолюбия и аккуратности.

- Запишите число, классная работа.

(Учитель напоминает правила посадки при письме)

 - К какой части речи относятся слова?

он, она, оно

- Что такое местоимение?

- Пропишите их, соблюдая правила письма, следите за наклоном, соединением и размером букв.

- Местоимения сегодня будут нашими помощниками.

2.Орфографическая работа. (в тетради и у доски)

- Перед вами ряд слов. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Зв..зда, П(п) етя , гря…ка, обл..ко, з..мля, сер..це, р…сунок, варен…е, ключ…к, дедушка, мышь.

- Объясните орфограммы.

- Что объединяет эти слова? (это имена существительные. (Перевернуть карточку)

  1. Повторение изученного.

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена существительные изменяются по числам? (Да!)

У имён существительных число является постоянным признаком? (Нет!

Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

- Разделите эти слова на группы по одному из признаков. (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)


III. Выявлении причины затруднения.

  1. Постановка проблемы.

Звезда, Петя , грядка, облако, земля, сердце, рисунок, варенье, ключик, дедушка, мышь.

- Распределите данные слова на три группы.

- В чем затруднение?

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним грамматическим признаком имени существительного, благодаря которому мы можем слова разделить на три группы. А, чтобы узнать, как он называется, разгадаем ребус:

РЕБУС:


- Что обозначает слово род?

- Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В лексическом словаре)

- У Вас на партах лежит словарь, найдите, пожалуйста, лексическое значение сова РОД.

Род - ряд поколений,

происходящих от одного предка

Род - это люди, связанные кровными узами.

- Давайте подберём однокоренные слова к слову РОД.

Род – родословная, родной, родня, родственный, родители, родство, родственник (появляются карточки с с однокоренными словами)

- А имеет ли род имя существительное, нам предстоит узнать?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.



1. Постановка темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Род имени существительного»

- Чтобы раскрыть тему урока, поставим учебные задачи:

- узнать (какого рода бывают имена существительные);

- научиться (определять род имён существительных);

- применить (новое знание в работе).

IV.Реализация построенного проекта.


  1. Знакомство с грамматической сказкой.

Род - это семья, родня. Сказка познакомит, какая родня у имени существительного и как появился род.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои, мужского рода”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние.

А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)

Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)


Существительное наградил мужа и жену за работу.

С тех пор Существительное не путал своих родственников, потому что знал ключи от домов.

– Какого рода бывают имена существительные? (М.Р.,Ж.Р., С.Р.,)

- На письме род обозначаются так: м.р., ж.р., ср.р. (Учитель вывешивает карточки. Дети записывают род в таблицы)

- Теперь подберем ключи от этих домов, чтобы уметь определять род имен существительных нам помогут местоимения, которые мы записали в начале урока. (ОН, ОНА, ОНО)

- Сейчас будем работать в парах.

КАРТОЧКИ

1 ряд. Подчеркните имена существительные, которые относятся к Ж.Р. и выделите у этих слов окончания.

Звезда, Петя , грядка, облако, земля, сердце, рисунок, варенье, ключик, дедушка, мышь.

2 ряд. Подчеркните имена существительные, которые относятся к М.Р. и выделите у этих слов окончания.

Звезда, Петя , грядка, облако, земля, сердце, рисунок, варенье, ключик, дедушка, мышь.

3 ряд. Подчеркни имена существительные, которые относятся к С.Р. и выделите у этих слов окончания.

Звезда, Петя , грядка, облако, земля, сердце, рисунок, варенье, ключик, дедушка, мышь.

ВЫВОД: на доске в таблице. КАРТОЧКИ Используя сведения таблицы, обобщите, что на уроке узнали о роде имён существительных?

- Сравним наш вывод с выводом учебника.

Рубрика «Обрати внимание»: с.26.

Вывод:

- Род – это грамматический признак существительного.

- Как думаете, род- это постоянный признак или непостоянный?


- Определим порядок определения рода имени существительного. (устно)

- На парте у Вас лежат полосочки, прочитайте, их и распределите в том порядке по которому можно определить род имени существительного.

АЛГОРИТМ (на доску)

определения рода имён существительных.

1. Произнесу слово.

2. Заменю имя существительное подходящим местоимением: он, она, оно.

3. Определю род.

Физминутка.

Предлагаю отдохнуть и немножко поиграть

Мужской род- топаем.

Женский род – хлопаем.

Средний - приседаем.

Метель, снег, стужа, лыжник, мороз, пальто, снегирь, горка, солнце, фигуристка.




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

1 . Самостоятельная работа учебник с. 25 Упр. 39

Начертим таблицу, записать слова (проверка)

(Оцените свою работу, если выполнили без ошибок, то поставим ! если допустили ошибку ?)

2.Закрепление пройденного. ИГРА определи род существительного. Собери рюкзак в школу.

У каждого из Вас есть книга, положите ее в свой рюкзак.

Рефлексия учебной деятельности


1. Подведение итога урока

- Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами?
  - Какого рода бывают имена существительные?

- Каким местоимениями можно заменить слова мужского, женского, среднего рода?

- Как определить род имени существительного? Повторим алгоритм.

- Какие качества на уроке нам пригодились для рецепта успеха.?

- Определим, к какой части речи они относятся.

- Определите род этих имен существительных.

.

Аккуратность, трудолюбие, смекалка, оптимизм, эгоизм, взаимовыручка .


Самооценка.
- А теперь встаньте те, кто знает какого рода бывают имена существительные?

- Кто может сам определить род?
- Кто может помочь другим?

- Кому нужна помощь в определении рода имени существительного?
- Кто не понял, как определить род имен существительных.


- Каждый из вас хорошо поработал на уроке и приблизился еще на шаг к большой победе в освоении русского языка.


Оценивание.


Домашняя работа:

с.25-26, выучить правила, упр. 41