Тема: «Родительный падеж имен существительных»
Цели:
Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
Отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивать внимание, память, речь.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и телевизор,
карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Слайд 2
Каллиграфическая минутка.
Ск сн ос
Снежок сосновый слезинка
У дороги шумят высокие сосны.
- Разберём слова по составу.
- Определим, какие части речи и члены предложения есть в нашем предложении .Сделаем морфологический разбор слова у дороги.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
1.Повторение
– Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
– Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.
-Определите падеж существительного, которое является подлежащим.
- Что вы знаете об И. п.?
-А теперь послушайте, ещё об именительном падеже стихотворение:
Слайд 3,4
Я именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
СЛАЙД 5 Падежи
– Вспомните падежи и вопросы к ним. Проверьте.
2.Работа с карточками для индивидуальной работы
Карточка
Впиши подходящие по значению предлоги. Определите падеж существительных.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу,
читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
III. Сообщение темы и задач урока.
1. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 6 Загадки
А теперь отгадайте грамматические загадки:
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________
в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.
г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ. ____________
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
СЛАЙД 7
2.Сообщение темы урока.
– Чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников).
– Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги, слова – помощники.
– Заполните таблицу:
Родительный падеж
Вопросы | |
Вспомогательное слово | |
Предлоги | |
Член предложения | |
Физминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
1.Работа с учебником. Выполнение упражнения 77.
-Запишите словосочетания, подчеркните предлоги, выделите окончания сущ. в родительном падеже.
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте вывод в учебнике на с. 44.
-Ребята, но родительный падеж можно определить не только по вопросам и вспомогательному слову, но еще и по предлогам: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после
2.Работа со словарным словом
Слайд 8
- Чтобы отправиться дальше, нам нужно отгадать ребус:
- Правильно, трамвай. Запишем слово, составим предложение со словом трамвай.
3.Работа над именами существительными в родительном падеже во множественном числе.
СЛАЙД 9
- Поставьте эти слова во множественное число:
Задача- задачи, крыша- крыши, лужа-лужи, плечо-плечи.
– Просклоняйте эти слова в Р.п. в своих карточках, выделяя окончания. Как вы написали эти слова?
– Проверьте и оцените работу по таблице на экране.
Слайд 10
Р. п. ед. ч. | Р. п. мн. ч. |
задачи | задач |
крыши | крыш |
лужи | луж |
плеча | плеч |
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте правило в учебнике на с. 45.
Физкультминутка для глаз
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
V. Применение новых полученных знаний и умений (решение учебных задач).
1.Проверка знаний. Работа по учебнику стр. 45 упр. 80
– Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже?
Вывод: существительные в родительном падеже в предложении являются второстепенными членами.
VI. Объяснение домашнего задания. с. 45 упр. 81
VII. Рефлексия
СЛАЙД 11
– Оцените свою работу.
Мне все понятно
Мне не все понятно
Я не все понял и допустил много ошибок
VІІІ. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.
Карточка. Впиши подходящие по значению предлоги.
Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу, читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.