СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "«Родительный падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "«Родительный падеж имён существительных"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




Выполнила:

студентка 4 курса

специальность 44.02.02

группа ПНК- 4 «А»

Царегородцева М.А.




Конспект урока русского языка

Тема «Родительный падеж имён существительных»




Место проведения: МБОУ СШ № 32, 3 «Б» класс

Дата проведения: 09.02.22

Учитель: Кочукова И.Ю. __________


Методист: Ким С.Н. __________





г. Дзержинск, 2021г.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Тема урока: «Родительный падеж имён существительных»

Цель урока: формирование знаний обучающихся об особенностях родительного падежа имен существительных.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.

  • Формировать умение определять падеж имён существительных.

  • Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.

Развивающие:

  • Развивать РУУД - умение осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности через применение на уроке приема «Прогностическая оценка», приема оценки на этапе рефлексии.

  • Развивать грамотную устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Называют особенности имен существительных в форме родительного падежа.

  • Умеют определять падеж имен существительных.

  • Используют в речи имена существительные в форме родительного падежа.

Метапредметные:

  • Осуществляют самоконтроль и самооценку деятельности в процессе реализации приема «Прогностическая оценка»и при реализации приема оценки на этапе рефлексии.

  • Используют устную монологическую речь грамотно в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

Личностные:

  • Наблюдают за собственной устной и письменной речью в процессе применения знаний о грамотном образовании имен существительных в родительном падеже.


Оборудование:

Для учителя: учебник «Русский язык» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс, часть 2), презентация, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, схема работы с именем существительным в родительном падеже.

Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, словарик, пенал, дневник.


План урока:

1. Организационный этап(1мин).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся(1мин).

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения)(4).

4.Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока(4мин)

5. Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения, реализация проекта)(10 мин).

6. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи)(10 мин).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(7 мин).

8. Включение нового в систему знаний мин(3 мин).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин).

10. Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности(3 мин).















Ход урока



Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной

деятельности


Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность

Прием проверки готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Мария Александровна. Я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, словарик, пенал, дневник. 

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль.

Контроль со стороны учителя


РУУД: Умеют организовывать свое рабочее место


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Словесный (рассказ)

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем


Настраиваются на урок





Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя


РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).


Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий


Словесный метод(беседа, словарная работа)

Наглядный метод(презентация);


Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодняшний урок мы начнем с работы со словарными словами.

Для того, чтобы узнать с какими словарными словами мы будем работать, вам нужно выполнить задание, вставить буквы гласных так, чтобы получились слова.

Давайте вместе с вами расшифруем эти слова, добавив в них буквы гласных.

  1. Трмвй

  2. Птнц

И последнее слово, с которым мы сегодня поработаем, это предлог около.

Молодцы, ребята, вы смогли разгадать словарные слова.

А теперь давайте произнесем первое слово все вместе, так, как мы с вами говорим, то есть орфоэпически.

Какие орфограммы есть в слове трамвай? (на доске слово с окошками)

Как вы думаете, почему я добавила еще один пропуск в слове?Как вы бы записали это слово?

Можем ли мы подобрать проверочное слово к данной орфограмме?

Если мы не можем подобрать проверочное слово значит к чему мы можем обратиться?

Я уже нашла это слово в словаре, давайте узнаем, как же нужно писать это слово.

На доске: трамвай

Произнесем слово «трамвай» орфографически, то есть так, как мы пишем.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку на слайде.

Буква м похожа на пантограф- специальное устройство, предназначенное для передвижения трамвая. Постарайтесь запомнить данную картинку, она поможет вам не допустить ошибку при написании слова трамвай.

Запишите слово «трамвай» к себе в словарик, выделяя зелёным цветом непроверяемые орфограммы.

А теперь поработаем с вторым словом произнесем слово «пятница» все вместе, орфоэпически.

Какие орфограммы есть в слове пятница?

Какие гласные звуки мы слышим?

Я записала слово с окошками.

На доске: Пят_ца ?

Давайте попробуем проверить орфограммы.

Можно ли подобрать проверочные слова или как-то объяснить написание пропущенных букв?

К чему мы обратимся?

Я уже нашла это слово в словаре, давайте узнаем, как же нужно писать это слово.

На доске: пятница

Произнесем это слово орфографически.

Запишите слово «пятница» к себе в словарик, выделяя зелёным цветом непроверяемые орфограммы.

Поработаем с последним словом произнесем предлог «около» все вместе, орфоэпически.

Какие орфограммы есть в слове около?

Какие гласные звуки мы слышим?

Я записала слово с окошками. На доске: ок_л_

Можно ли подобрать проверочные слова или как-то объяснить написание пропущенных букв? Обратимся к словарю. Я уже нашла это слово в словаре, давайте узнаем, как же нужно писать это слово.На доске: около

Произнесем это слово орфографически.

Запишите предлог «около» к себе в словарик, выделяя зелёным цветом непроверяемые орфограммы.

Записывают число и классная работа




Баба Яга








Трамвай

Пятница

Около


Произносят



Непроверяемая орфограмма безударный гласный в корне слова.

К орфограмме в корне слова нельзя подобрать проверочное слово.

т.к. мы не знаем, как писать это слово.

ТраНвай, траМвай


К словарю






Произносят





















Записывают


Произносят










Орфограмма безударный гласный в суффиксе

[э]

Орфограмма в суффиксе непроверяемый гласный, в окончании родовое окончание существительного (пятница-она моя, пишу в окончании букву «а»)

К словарю




Произносят


Записывают









Безударные гласные


[а]







Нет












Записывают слово

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя


РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.


4.Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

Словесный (беседа)

Перейдем к изучению новой темы, но перед этим скажите,

С каким падежом познакомились на прошлом уроке?

Проверим, как хорошо вы разобрались в данной теме.Выполните задание, вам нужно продолжить предложение.

«Существительные в именительном падеже отвечают на вопрос…»

«В предложении всегда являются…»

«Употребляются без…» Молодцы.

Итак, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно прочитать словосочетания, определить падеж имен существительных.

Задание ( на доске):

Ветка (чего?)осины

Вышел (из чего?)из трамвая

Ранец (кого?) брата

Письмо (от кого?) от сестры

…обведи в кружок все предлоги. …какие предлоги обвел(а) в кружок? Что общего во всех словосочетаниях? Как вы считаете, почему к одним словам задается вопрос «чего?», а к другим вопрос «кого?»?

Обратите внимание на словосочетание «вышел из трамвая», для того, чтобы определить падеж мы должны задавать именно вопрос «из чего», а не «откуда».

Как вы считаете, какая тема будет у нашего сегодняшнего урока?

Молодцы. Тема нашего сегодняшнего урока – Родительный падеж имён существительных.

На какие вопросы мы должны ответить в течении урока?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.?

-С какими предлогами употребляются?

-Каким членом предложения является имя существительное в Р.п. ?

Это новые для вас знания? Что вы уже знаете?

С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.?

Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги.




Именительный падеж им. сущ.










Кто? что?



Подлежащим



Предлогов















Обводят предлоги





Слова в форме Р.п.

Р.п. им. сущ.

Одни существительные одушевленные, другие неодуш.








Слушают


Р.п. им.сущ.





















Им. сущ. в форме р.п. отвечают на вопросы «Кого?», «Чего?»

Им.сущ.в форме р.п. употребляются с предлогами: около, из, до.


Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя


КУУД:-Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


5.

Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения, реализация проекта).

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий.

Словесный метод (беседа); Наглядный метод(демонстрация презентации)


1.Наблюдение над языковым материалом и его анализ

Для того, чтобы разобраться в новой теме давайте выполним задание 80 на стр. 45.

Что вам нужно сделать?

Прочитайте загадки. Назовите отгадки. Запишите все скороговорки, кроме последней.

Поработаем с первой поговоркой. Определите главные члены предложения.

Что нужно сделать, чтобы узнать падеж выделенного слова? От какого слова и какой вопрос нужно задать?


Определите главные члены предложения во второй поговорке. Зададим вопрос от главного к зависимому. Определим падеж выделенного слова.

Определите главные члены предложения в третьей поговорке. Зададим вопрос от главного к зависимому. Определим падеж выделенного слова.

Сделаем вывод, каким членом предложения являются им. сущ. в форме р.п.?

Внимание на слайд, выполним задание, вам нужно сравнить слова: задача, крыша, лужа, плечо. Запишите эти слова в форме Р.п. мн.ч. в своих карточках, выделяя окончания. Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Почему у вас возникло затруднение? Сегодня мы узнаем новое правило.

2.Самостоятельное формулирование выводов

Но перед этим скажите, на какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?

С какими предлогами употребляются имена существительные в форме родительного падежа?

Как мы узнаем, что слово употреблено в родительном падеже?

Какими членами в предложении являются сущ. в р.п.?

3.Анализ памятки.

А теперь откройте учебник на стр. 44, найдите памятку в начале страницы. Правильные выводы мы с вами сделали?

Молодцы.

Как мы узнаем, что имя существительное употреблено в родительном падеже? Совершенно верно.

Прочитайте памятку на стр.45.

Им. сущ. Р.п.




Вопрос Предлог Вт. чл. Мн.ч

Кого? у, из, до, пред. Ь

Чего? для, вокруг,

с, после

(схема выстраивается по ходу рассуждений обучающихся)

Возьмите карточки со схемами, ими вы можете пользоваться на протяжении урока, затем поместите схемы в альбом «помагайку».

Конкретизация

осмысления понятия.

Давайте теперь, прочитайте первое предложение внизу памятки на стр.44.

Определите падеж, пользуясь памяткой.

…проговаривай, что будешь делать, чтобы определить падеж существительного.

Обратите внимание, что вопрос к данному слову задается с приставкой «без».

Вернемся к заданию на карточке с сущ. в р.п. мн.ч., исправьте свои ошибки, если они есть. Молодцы.




Читают


Объясняют задание

Называют отгадки




Гл. чл. предл.-сидят голуби

Задать вопрос от главного слова к зависимому

Сидят (около чего?) около проруби-р.п.


Крупа падает


Падает (с чего?)с неба-р.п.


Пыль летит

Летит (от чего?)от топота копыт-р.п.




Второстепенными




Записывают слова




В словах нет окончаний, мягкий знак не пишется

Не хватает имеющихся знаний




На вопросы «Кого?», «чего?»


Предлоги: от, без, из, для, до


Зададим вопрос, обратим внимание на предлоги


Второстепенными





Правильные


Зададим вопрос к слову, обратим внимание на предлоги













Обращу внимание на предлог, задам вопрос к этому существительному, определю падеж

Р.п.

Нахожу гл.чл.предл.(осина шумит);Задам вопрос к второстепенному чл.предл. (шумит(без чего?)без ветра)-р.п.


Исправляют ошибки



Фронтальная

Речь учителя, презентация.

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

• Называют особенности имен существительных в форме родительного падежа.

• Используют в речи имена существительные в форме родительного падежа.

• Умеют определять падеж имен существительных.

КУУД:-Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


Наблюдают за собственной устной и письменной речью в процессе применения знаний о грамотном образовании имен существительных в родительном падеже.

6.

Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).



Словесный (беседа); Нагядный(презентация); Прием дидактическая игра

4.Конкретизация

Первичное закрепление

А теперь выполним еще одно задание, внимание на слайд.

Третьеклассники выписывали словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Определите, кто допустил ошибку.

Витя: -Были у мастеров (Р. п.).

Лера: -Принесли от художников (Р. п.).

Катя: У меня есть краски (И. п.).

Кто из ребят в задании допустил ошибку? Почему вы так считаете? Молодцы, верно.

Физкультминутка

Давайте немного разомнемся. Встаем.






Обратим внимание на предлоги; найдем слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж имени существительного.


Катя

Есть(что?)краски

т.к. сущ. в форме им.п.










Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

• Называют особенности имен существительных в форме родительного падежа.

• Используют в речи имена существительные в форме родительного падежа.

Умеют определять падеж имен существительных.

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


Наблюдают за собственной речью в процессе применения знаний о грамотном образовании имен существительных родительного падежа, множественного числа.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию

Словесный (беседа), Наглядный (презентация) прием самостоятельная работа

Вы уже научились распознавать им. сущ. в форме р.п., научились образовывать сущ. в форме р.п., узнали новое правило. А сейчас давайте узнаем, как же хорошо вы разобрались в теме. Предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. Возьмите карточки с заданиями, напишите своб фамилию и первую букву имени на обратной стороне карточки.

Задание:

1)Определи падеж им.сущ., над словом запиши падеж, вставьте пропущенные буквы.

Стоял без ботинка(р.п.), темная аллея(им.п.) , наступила пятн_ца(им.п.), дошел до тр_ мвая(р.п.), густая пш_ница(им.п.).

2)Образуйте форму р.п., вставив предлоги, где это необходимо.

Мы поставили палатки (река)________.

Миша сделал открытку (папа)_______.

Брат сделал мне игрушку (дерево)________.

Обменяйтесь карточками с заданием с соседом. Проверим задание по образцу.

Зеленой ручкой поставьте 5 баллов, если вы верно выполнили задание 1.

Поставьте 3 балла, если вы верно вставили пропущенные буквы в слова.

Поставьте 3 балла, если верно выполнено задание 2.

Сдайте карточки с последних парт на первые.


















Выполняют самостоятельную работу

Фронтальная

Речь учителя, презентация, карточки с заданием

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

-Называют особенности окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже

Умеют определять падеж имен существительных.

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


Наблюдают за собственной устной и письменной речью в процессе применения знаний о грамотном образовании имен существительных в родительном падеже.

8. Включение нового в систему знаний.


Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Словесный (беседа)

Прием работа с карточками

Давайте поиграем в игру «Лови ошибку»

Сейчас я буду бросать вам мяч, если существительное в словосочетании употреблено в форме р.п., ловим мяч, если не в форме р.п., то вам нужно поймать мяч и коснуться им парты. Начнем.

Тетрадь ученика (р.п.), ключ от комнаты(р.п.), грядка без сорняков(р.п.), веселое настроение(им.п.), доброе сердце(им.п.), дерево у дороги(р.п.), заниматься делом(тв.п.), говорить о книге(пр.п.), свитер из шерсти(р.п.), добрался до города(р.п.)

Молодцы, ребята.



Играют в игру



Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль, контроль со стороны учителя

• Называют особенности имен существительных в форме родительного падежа.

• Используют в речи имена существительные в форме родительного падежа.

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

Наблюдают за собственной устной и письменной речью в процессе применения знаний о грамотном образовании имен существительных в родительном падеже.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения.

Словесный(рассказ)

Запишем домашнее задание

Стр.44-45 правила, упр.81, памятка вставить в альбом «Помогай-ка».

Откройте стр. 45, найдите упр. 81, прочитайте задание. Вам нужно, прочитать текст. Определить тему и главную мысль текста, озаглавить его.

В тетради записать «домашняя работа», «упражнение», записать заголовок текста. Затем списать текст вставив, пропущенное слово и буквы в словах. После вам нужно устно придумать продолжение к данному тексту и быть готовыми рассказать его на следующем уроке.

Записывают домашнее задание

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания


Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя


РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке



8.

Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности

Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему).

Словесный метод(беседа)

Содержательная рефлексия

Ребята, с каким падежом ….?

Что узнали про родительный падеж?


Сегодня на уроке хорошо работал(а)….получаешь …

Эмоциональная рефлексия

«Солнышко тучка»

Ребята, посмотрите на экран. Поднимите руку те, чье настроение похоже на радостное, лучезарное солнышко. Отпустите руки. Поднимите руки те, чье настроение похоже на унылую тучку. Отпустите руки. Спасибо за внимание урок окончен.


Р.п. им.сущ.

На какие вопросы отвечает сущ. в форме р.п.?

С какими предлогами употребляется?


Фронтальная

Речь учителя, карточки- смайлики

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

Называют особенности имен существительных в форме родительного падежа.


РУУД: Осуществляют самоконтроль деятельности в процессе работы на уроке и на этапе рефлексии деятельности.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!