Урок русского языка в 9 классе
Тема : «Сложные предложения с различными видами связи»
Тип урока: продолжение изучения нового материала.
Форма урока: урок – практикум.
Цели и задачи урока:
Знать: какие предложения называются сложными с разными видами синтаксической связи между частями: союзной и бессоюзной.
Уметь: 1) находить сложные предложения с различными видами связи; 2) определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения; 3) соотносить указанные сложные предложения с данными схемами; 4) составлять схемы указанных сложных предложений; 5) правильно расставлять необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов; 5) правильно использовать сложные предложения в своей речи.
Развивающая цель: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей путём переноса знаний и умений о сложном предложении в новую ситуацию.
Воспитывающая цель: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание любви к родному краю, природе, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступность, научность.
Оборудование урока: карточки-памятки, текст, презентация на тему: «Виды сложных предложений», учебник, схемы предложений, классная доска.
Этапы урока.
Мотивирование на учебную деятельность.3мин Добрый день, садитесь.
А теперь давайте посмотрим на эпиграф нашего урока:(слайд №1)
Человеческая память хранит имена
героев и их свершения (?) люди должны
быть всегда благодарны тем, кто нашёл в
себе силы и мужество совершать великое.
Н.Дубинин
Согласны ли вы с высказыванием? (ответы)
Какой знак необходимо поставить в этом предложении и почему?
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока, которую мы начали изучать на прошлом уроке.
Актуализация знаний.10мин
На доске у нас работают два ученика с предложениями из д.з. В предложениях нужно расставить знаки препинания, найти грамматические основы охарактеризовать их.
Лингвистическая разминка по заданиям ОГЭ. На Ваших столах на находятся карточки с тестовыми заданиями. В них по 8 утверждений, с которыми Вы можете согласиться (знак +) или нет (знак-). Две минутки на выполнение задания.
Обменяйтесь тетрадями, сделаем вместе взаимопроверку. Критерии оценивания есть у Вас на карточках. Оценку выставляем на полях.
РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
Словосочетание «душевное превосходство» построено на основе связи согласование.
Словосочетание «надрывно ревела» построено на основе примыкания.
Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Средством выразительности речи в данном предложении является метафора.
У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. Средством выразительности речи в данном предложении является эпитет.
Проводим взаимопроверку вместе. Затем выслушиваем объяснения ребят у доски.
1.«Занавес поднялся, и, как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков» (А. И. Куприн).
В этом предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь одновременно: первая часть (занавес поднялся) связана сочинительным союзом, вторая (как только публика увидела своего любимца) — подчинительным.
2. И когда он вернулся в избу, то его лицо, волосы и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными - времени ("когда он вернулся...") и сравнения ("точно они насквозь)
3.Актуализация знаний о сложных предложениях. На доске ребята разбирали сложные предложения, сегодня мы с Вами продолжим их изучение. Давайте вспомним параграф 22, кто может рассказать.
Хорошо. А теперь посмотрим урок РЭШ.
Итак, мы увидели, что сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной
и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях какие выделяются группы: (ответ)
I. Сочинение + подчинение.
II. Сочинение + бессоюзная связь.
III. Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
Первичное закрепление. Давайте с Вами озвучим алгоритм последовательности действий при анализе структуры сложного предложения. У каждого из Вас есть такой алгоритм на столе. Вы будете им пользоваться все последующие уроки, на которых мы будем анализировать такие предложения.
Алгоритм:1. Находим грамматические основы предложений, входящих в состав сложного ( имеем в виду, что предложения могут быть и односоставными, и неполными).
2. Определяем языковые средства, которыми осложнены части предложений (однородные члены, сравнительные обороты, обособленные и уточняющие члены, вводные слова, словосочетания и предложения, обращения). Установив языковое средство, его границы, ставим знак препинания (запятую, двоеточие или тире при обобщающем слове; запятые, тире или скобки при вводных словах, словосочетаниях, предложениях; запятую или восклицательный знак при обращении и др.)
3. Устанавливаем отношения между частями сложного предложения и способы их связи (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, бессоюзие), ставим соответствующие знаки препинания (запятую, точку с запятой, двоеточие, тире).
Работаем с применением алгоритма у доски.
1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное.
[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ) и (кому… ).
2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное.
[ ] ; [ ] , и [ ].
3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.
Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное.
[ ] , (что… ) : [ ].
4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное.
[ , (когда… ) , ] , но [ ] , (что… ) : [ ].
5. Самостоятельная работа.
Итак, выполним упр.312п.
Включение в систему знаний и повторение.5мин
Итак, начав изучать сегодня сложное предложение с разными видами связи, мы с Вами дополнили наш кластер(то есть опорную схему) по сложному предложению.
Итак. А теперь давайте запишем д.з.
1.П.22 изучаем,упр.312 доделываем.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3мин
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
Игра-конкурс «Фразеологическая дуэль».
Продолжите фразеологизмы.
топтаться на….. кусать…..
зарубить себе …как две капли…..
крокодиловы…..корки…..
ждать у моря….принять за чистую…..
овчинка…..пареной….
обвести вокруг……
не в бровь……..
сулить золотые…..
кисейная…..
свежо предание…..рог……
на сон…
голод не……