- способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.
- развивать умение обучающихся подбирать языковой материал в соответствии с заданной задачей;
- развития умения оценивать одноклассников, аргументировать свое мнение, высказывать свою точку зрения;
- воспитание уважение к чтецу в процессе обсуждения правил поведения при слушании.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
Организационный момент | - Добрый день. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживаемся. Отгадайте загадку: Месяц отгадай скорей: Он длиною в тридцать дней, Часто эти дни с дождем, А идет за октябрём. - Правильно, где-то еще идут дожди, а у нас с вами, на Урале, в Свердловской области, уже снега. - Откроем наши тетради и запишем дату – 28 ноября. Помним, что дата записывается по центру. Ниже запишите «Классная работа». - Положите ваши ручки на парту, правильно сядьте. | Проверяют свою готовность к уроку. Усаживаются. Слушают учителя. - Ноябрь. Открывают тетради, записывают дату, «Классная работа». | Задача: создание положительного настроя на урок Прием: загадывание загадки Межпредметная связь с окружающим миром. Внимание на правильную посадку при письме. |
Актуализация знаний Минутка чистописания | - Ребята, вы все знаете, что ноябрь – это месяц, когда осень отступает и начинается зима. Иногда, в природе мы можем увидеть очень красивое явление. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте её (слайд 2): Не колючий, светло-синий По кустам развешан… - Ребята, вы видели когда-нибудь иней? (учитель записывает слово на доске) - Посмотрите на слово. Назовите первую букву. Назовите последнюю букву. - Что общего и чем отличаются эти буквы? Давайте вспомним из первого класса. -Предлагаю для нашей минутки чистописания использовать букву Й. - Прежде чем начать записывать, проверьте правильность вашей посадки за партой, правильность положения ручки в руке (демонстрирует положение ручки в руке) - В тетради с новой строчки запишите слитно сначала Й заглавную, затем строчную. (учитель выполняет запись на доске) (слайд 3) - Сейчас отступили немного места, напишите снова эту пару букв, старайтесь. Затем, продолжите до конца строчки. - Хорошо. | Слушают учителя. - ИНЕЙ! Ответы детей. - И -Й (и краткое) - Они похожи в написании. Разница в том, что буква И – имеет гласный звук, а Й – согласный. Демонстрируют правильную посадку, правильное положение ручки в руке. Записывают в тетради «Йй» Прописывают пару букв до конца строчки. | Задача: актуализация знаний о букве Й (и краткое) Приём: загадка с использованием наглядности (презентация); прописывание буквы в тетрадях Опора на жизненный опыт ребенка. *Дети пишет в тетрадях в узкую косую линейку, при проведении урока вспомнили размеры букв (й – высота рабочей строки, Й – в 2 раза больше) |
Актуализация знаний. Работа с языковым материалом. | - Теперь, предлагаю вспомните пару слов, которые начинаются на букву Й. - Двух будет достаточно для записи. Запишите 2 слова с новой строки. - Теперь давайте вспомним слова где эта буква в середине слова. Запишите любые 2 слова. - Вспомните слова, заканчивающиеся на «Й». Запишите 2 или несколько слов. - А сейчас внимание, задание! Подчеркните букву, которая есть во всех словах, которые вы записали. Что это за буква? - Выполните задание. (учитель контролирует работу некоторых детей в тетради) - Что мы вспомнили благодаря этому заданию: - Произнесите звук, который имеет эта буква. Давайте дадим ему характеристику. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. | - Йод, йогурт, йог, и др. Записывают 2 слова, начинающихся на букву «Й» - Лайка, лейка, майка, зайка, гайка и др. Записывают 2 слова, с буквой «Й» в середине слова. - Клей, лай, май, чай, музей, муравей, и др. Записывают 2 слова, с буквой «Й» в середине слова. - Буква «Й» (и краткое). - Мы вспомнили, что буква «й» может быть и в начале, и в середине, и в конце слова. - [йꞌ] – согласный, всегда мягкий, непарный звонкий. | Задача: актуализировать знания детей о том, что буква «й» может быть, как вначале, так в середине и в конце слова. Прием: подбор слов в соответствии с заданной задачей. Задача: совершенствовать умение обучающихся давать характеристику звуку. |
Постановка учебной задачи | -Ребята, а давайте попробуем разгадать слово по его транскрипции. Что это? (На слайде 4: [йꞌаблака], щелчок мыши - яблоко) -Правильно, ребята, это словарное слово. Запомните его. -Какой вывод мы можем сделать? Всегда ли звук [йꞌ] обозначается буквой Й (и краткое)? - Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? | - Яблоко. - Нет. - Вспомним, какими еще буквами можно обозначить звук [йꞌ] на письме. | Задачи: создание проблемной ситуации для постановки цели урока; - способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Прием: чтение транскрипции. *Словарное слово (не записали его, потому что позже оно будет в упражнении 184) *Работа с использованием наглядности |
Открытие нового знания | - Предлагаю нам открыть учебник на странице 144. Выполним упражнение 183. Сделайте запись в тетрадь – с новой строчки посередине – Упражнение 183. Прочитайте стихотворение (слайд 5). (после прочтения текста) - Ребята, в каких словах нам встретилась буква Й? А в каких словах встретился звук [йꞌ]? - Правильно. Какой вывод можем сделать, где звук [йꞌ] может прятаться? - Приготовьтесь к письму по памяти. Закройте учебник. Запишите предложение. После того, как закончили запись. -Откройте учебники. Оцените себя. Исправьте, если у кого-то есть неточности. Сделайте вывод, какими буквами может обозначаться на письме звук [йꞌ]? -Внимание на экран. (слайд 6) Прочитайте слова. (зачитывает один ученик) Слова: Юля, ёлка, январь, енот, йогурт. - Обратили на что-то внимание? Давайте произнесем их медленно и особое внимание удели первому звуку. -Что заметили? - Какое открытие мы сделали? (щелчок мыши) | Записывают в тетради «Упражнение 183.» - Буква Й встретилась только в слове иней. - Иней, ели. - Согласный звук [йꞌ] может прятаться в букве Е. Читают несколько раз самостоятельно. Запоминают. Записывают предложение по памяти. - Буквами Й и Е. - Юля, ёлка, январь, енот, йогурт. - [йꞌу]ля, [йꞌо]лка, [йꞌа]нварь, [йꞌэ]нот, [йꞌ]огурт - Мы заметили, что везде первый звук [йꞌ]. - Согласный звук [йꞌ] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. | Задача: подвести детей к открытию – какими еще буквами можно обозначить изучаемый согласный звук [йꞌ]. Прием: выполнение упражнения из учебника. Задача: - способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. *Дети не впервые выполняют письмо по памяти, поэтому к памятке (как рекомендуется в задании) не обращались. Задача: способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Приём: работа с языковым материалом на слайде. |
Физминутка (слайд 7) | Скачут белочки и зайки – Раз, два, три, раз, два, три… Скачут, скачут на лужайке – Посмотри, посмотри! Встали – сели, встали – сели, Вправо – влево поглядели. - Молодцы! Ребята, вы заметили в словах звук [йꞌ]? Назовите слова с этим звуком. | (Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.) (Шесть прыжков на двух ногах.) (Приседания) (Повороты головы вправо-влево) - Слова: зайка, на лужайке. | Задача: смена видов учебной деятельности *Повторили 2 раза |
Первичное закрепление | - Вернемся к нашему учебнику. Выполним упражнение 184. Сделайте запись в тетради. Вызываем ученика к доске. (Слайд 8) - Прочитайте здание к упражнению. - Прочитайте буквы. - Давайте прочитаем задание ниже иллюстраций к упражнению. Что нам необходимо сделать? - Задание понятно? Приступаем к выполнению. Проверка представлена на слайде 9 - Ребята, все слова, которые мы записали, нужно запомнить. Это словарные слова. - Предлагаю вам оценить работы ученика, который работал у доски. Выставление отметки. | Записывают в тетради «Упражнение 184.» Один ученик выходит работать у доски - Прочитайте какая буква пропущена в каждом слове? Какой звук или звуки она обозначает? - Й - [йꞌ], я - [йꞌа], ё - [йꞌо], е - [йꞌэ], ю - [йꞌу]. - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором два согласных звука [йꞌ]. Ученик выполняет у доски с комментированием. Букву, которую вставляет, подчеркивает, ставит ударения (как в упражнении). Яблоко, хоккей, зайчик, трамвай, маяк, заяц, ёжик, музей, юбилей, скамейка, поездка, встречайте. Одноклассники оценивают работу товарища, выполняющего задание у доски. | Задача: создание условий для способности детей применить открытое знание, закрепить это знание. Прием: письменное выполнение упражнения с комментированием. Форма: работа у классной доски одного ученика, остальные индивидуально в тетрадях. *Работа со словарными словами. При затруднении в выборе буквы обращались к орфографическому словарю в конце учебника. Задача: развития умения оценивать одноклассников, аргументировать свое мнение, высказывать свою точку зрения. Прием: оценивание одноклассниками. |
Итог урока | - Вот и подходит наш урок к концу. Ребята, вспомните, какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? - Выполнили мы данную задачу? - Какими буквами может быть обозначен звук [йꞌ] на письме? И завершить наш урок я хотела бы сказкой. Ребята, хотите послушать сказку? -А как надо себя вести, когда слушаешь как кто-то тебе читает? (слайд 10) -Молодцы, ведь когда вам читают кто-либо, каждый хочет быть услышанным. Я надеюсь вы все меня внимательно сейчас послушайте. Приготовьтесь. (слайд 11) «Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но с гласными она дружит, приходит к ним.». Поняли о какой букве речь? (на слайде 2 щелчка мыши) - Хорошо. А для того, чтобы дома еще раз закрепить знания об этой букву и этом звуке, я предлагаю вам записать домашнее задание. | - Вспомнить, какими буквами можно обозначить звук [йꞌ] на письме. - Да. - Звук [йꞌ] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. - Да. - Нужно соблюдать тишину, не перебивать, не шуметь, не отвлекать. - Буква Й (и краткое). | Задача: подвести итог урока, сделать выводы о результатах. Прием: фронтальная беседа, чтение сказки о изучаемой(мом) букве(звуке). Задача: воспитание уважение к чтецу в процессе обсуждения правил поведения при слушании. Прием: воспитательная беседа. |
Инструктаж о домашнем задании | Откройте дневник, запишите домашнее задание со слайда (слайд 12). Давайте посмотрим на него в учебнике, там есть новое словарное слово – урожай. Дома вы его запишите и запомните. Внимательно читайте задание, если не поняли, прочтите еще раз. Выполняйте домашнее задание сначала в черновике, потом переписывайте в чистовик. Желаю вам успеха. | Записывают домашнее задание в дневники. Смотрят на упражнение в учебнике. Про себя читают задание. | Задача: создать благоприятный настрой на выполнение домашнего задания. Наглядность – запись задания на экране. Краткое ознакомление с упражнением. |
Рефлексия | А завершим мы наш урок творчески. Я распечатала для вас небольшие елочки, они лежат на ваших партах (высотой 3 строчки). Слайд 13. Раскрасьте ёлочку в соответствии со значение цвета. Зеленый – вы все поняли на уроке, и у вас все получилось. Жёлтый – у вас были трудности, но вы справились, поняли всё. И красным цветом – если вы совсем не поняли тему и вам необходимо снова её изучить, все повторить. Покажите ваши елочки – поднимите их высоко, у кого жёлтая или красная, подойдите ко мне, обсудим. Все можете оставить себе эти ёлочки как закладки. | Дети раскрашивают подготовленные перед уроком елочки. | Задача: самоанализ обучающихся, самооценка. Прием: «светофор» *в конце урока жёлтая елочка была у троих. В процессе выяснения оказалось, что трудности вызвала работа со словарными совами у двух человек (упр. 184). Порекомендовала дома еще раз перечитать эти слова, или переписать их на отдельный лист, повесить возле своего рабочего стола. И один человек не справился с письмом по памяти, но потом исправил (при проверке). |