СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Согласный звук [й'] и буква Й (и краткое).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласный звук [й'] и буква Й (и краткое), УМК "Школа России", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Согласный звук [й'] и буква Й (и краткое).»

Конспект урока

Русского языка

Класс _2_________ УМК___Школа России_____

Составила _____Шайнурова Мария Евгеньевна____


Тема урока: Согласный звук [й'] и буква Й (и краткое).

Цель урока: ознакомить обучающихся с особенностями согласного звука [й'] в процессе выполнения упражнений.

Задачи (планируемые результаты) урока:

- актуализировать знания обучающихся о согласном звуке [й'], об его отличии от гласного звука [и];

- актуализировать знания детей о том, что буква «й» может быть, как вначале, так в середине и в конце слова;

- совершенствовать умение обучающихся давать характеристику звуку;

- способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.

- развивать умение обучающихся подбирать языковой материал в соответствии с заданной задачей;

- развития умения оценивать одноклассников, аргументировать свое мнение, высказывать свою точку зрения;

- воспитание уважение к чтецу в процессе обсуждения правил поведения при слушании.

Учебник: «Русский язык. 2 класс». В.П. Канакина, В.Г. Городецкий

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран – для демонстрации презентации.



Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

Организационный момент

- Добрый день. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживаемся.

Отгадайте загадку:

Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней,

Часто эти дни с дождем,

А идет за октябрём.


- Правильно, где-то еще идут дожди, а у нас с вами, на Урале, в Свердловской области, уже снега.


- Откроем наши тетради и запишем дату – 28 ноября. Помним, что дата записывается по центру.

Ниже запишите «Классная работа».


- Положите ваши ручки на парту, правильно сядьте.


Проверяют свою готовность к уроку. Усаживаются.

Слушают учителя.



- Ноябрь.







Открывают тетради, записывают дату, «Классная работа».

Задача: создание положительного настроя на урок

Прием: загадывание загадки






Межпредметная связь с окружающим миром.





Внимание на правильную посадку при письме.


Актуализация знаний

Минутка чистописания

- Ребята, вы все знаете, что ноябрь – это месяц, когда осень отступает и начинается зима. Иногда, в природе мы можем увидеть очень красивое явление. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте её (слайд 2):

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан…


- Ребята, вы видели когда-нибудь иней?

(учитель записывает слово на доске)

- Посмотрите на слово. Назовите первую букву. Назовите последнюю букву.

- Что общего и чем отличаются эти буквы? Давайте вспомним из первого класса.

-Предлагаю для нашей минутки чистописания использовать букву Й.

- Прежде чем начать записывать, проверьте правильность вашей посадки за партой, правильность положения ручки в руке (демонстрирует положение ручки в руке)

- В тетради с новой строчки запишите слитно сначала Й заглавную, затем строчную. (учитель выполняет запись на доске) (слайд 3)

- Сейчас отступили немного места, напишите снова эту пару букв, старайтесь. Затем, продолжите до конца строчки.

- Хорошо.

Слушают учителя.





- ИНЕЙ!



Ответы детей.

- И

-Й (и краткое)

- Они похожи в написании. Разница в том, что буква И – имеет гласный звук, а Й – согласный.


Демонстрируют правильную посадку, правильное положение ручки в руке.


Записывают в тетради «Йй»


Прописывают пару букв до конца строчки.

Задача: актуализация знаний о букве Й (и краткое)

Приём: загадка с использованием наглядности (презентация); прописывание буквы в тетрадях


Опора на жизненный опыт ребенка.













*Дети пишет в тетрадях в узкую косую линейку, при проведении урока вспомнили размеры букв (й – высота рабочей строки, Й – в 2 раза больше)


Актуализация знаний.

Работа с языковым материалом.

- Теперь, предлагаю вспомните пару слов, которые начинаются на букву Й.

- Двух будет достаточно для записи. Запишите 2 слова с новой строки.

- Теперь давайте вспомним слова где эта буква в середине слова.

Запишите любые 2 слова.

- Вспомните слова, заканчивающиеся на «Й».

Запишите 2 или несколько слов.


- А сейчас внимание, задание! Подчеркните букву, которая есть во всех словах, которые вы записали. Что это за буква?

- Выполните задание. (учитель контролирует работу некоторых детей в тетради)

- Что мы вспомнили благодаря этому заданию:



- Произнесите звук, который имеет эта буква. Давайте дадим ему характеристику.


- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

- Йод, йогурт, йог, и др.

Записывают 2 слова, начинающихся на букву «Й»

- Лайка, лейка, майка, зайка, гайка и др.

Записывают 2 слова, с буквой «Й» в середине слова.

- Клей, лай, май, чай, музей, муравей, и др.

Записывают 2 слова, с буквой «Й» в середине слова.


- Буква «Й» (и краткое).



- Мы вспомнили, что буква «й» может быть и в начале, и в середине, и в конце слова.


- [йꞌ] – согласный, всегда мягкий, непарный звонкий.

Задача: актуализировать знания детей о том, что буква «й» может быть, как вначале, так в середине и в конце слова.

Прием: подбор слов в соответствии с заданной задачей.













Задача: совершенствовать умение обучающихся давать характеристику звуку.

Постановка учебной задачи

-Ребята, а давайте попробуем разгадать слово по его транскрипции. Что это?

(На слайде 4: [йꞌаблака], щелчок мыши - яблоко)


-Правильно, ребята, это словарное слово. Запомните его.

-Какой вывод мы можем сделать? Всегда ли звук [йꞌ] обозначается буквой Й (и краткое)?


- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?





- Яблоко.





- Нет.


- Вспомним, какими еще буквами можно обозначить звук [йꞌ] на письме.

Задачи: создание проблемной ситуации для постановки цели урока;

- способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.

Прием: чтение транскрипции.


*Словарное слово (не записали его, потому что позже оно будет в упражнении 184)

*Работа с использованием наглядности



Открытие нового знания


- Предлагаю нам открыть учебник на странице 144. Выполним упражнение 183. Сделайте запись в тетрадь – с новой строчки посередине – Упражнение 183.

Прочитайте стихотворение (слайд 5).

(после прочтения текста)

- Ребята, в каких словах нам встретилась буква

Й? А в каких словах встретился звук [йꞌ]?

- Правильно. Какой вывод можем сделать, где звук [йꞌ] может прятаться?


- Приготовьтесь к письму по памяти. Закройте учебник. Запишите предложение.

После того, как закончили запись.


-Откройте учебники. Оцените себя. Исправьте, если у кого-то есть неточности. Сделайте вывод, какими буквами может обозначаться на письме звук [йꞌ]?


-Внимание на экран. (слайд 6)

Прочитайте слова. (зачитывает один ученик)

Слова: Юля, ёлка, январь, енот, йогурт.


- Обратили на что-то внимание? Давайте произнесем их медленно и особое внимание удели первому звуку.


-Что заметили?



- Какое открытие мы сделали? (щелчок мыши)

Записывают в тетради «Упражнение 183.»


















- Буква Й встретилась только в слове иней.

- Иней, ели.

- Согласный звук [йꞌ] может прятаться в букве Е.



Читают несколько раз самостоятельно. Запоминают. Записывают предложение по памяти.

- Буквами Й и Е.



- Юля, ёлка, январь, енот, йогурт.


- [йꞌу]ля, [йꞌо]лка, [йꞌа]нварь, [йꞌэ]нот, [йꞌ]огурт


- Мы заметили, что везде первый звук [йꞌ].


- Согласный звук [йꞌ] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.

Задача: подвести детей к открытию – какими еще буквами можно обозначить изучаемый согласный звук [йꞌ].


Прием: выполнение упражнения из учебника.












Задача:

- способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.








*Дети не впервые выполняют письмо по памяти, поэтому к памятке (как рекомендуется в задании) не обращались.


Задача: способствовать открытию знания у обучающихся о том, что звук [й'] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.

Приём: работа с языковым материалом на слайде.



Физминутка

(слайд 7)

Скачут белочки и зайки –

Раз, два, три, раз, два, три…

Скачут, скачут на лужайке –

Посмотри, посмотри!


Встали – сели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.




- Молодцы! Ребята, вы заметили в словах звук [йꞌ]? Назовите слова с этим звуком.

(Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)


(Шесть прыжков на двух ногах.)

(Приседания)

(Повороты головы вправо-влево)



- Слова: зайка, на лужайке.

Задача: смена видов учебной деятельности






*Повторили 2 раза

Первичное закрепление

- Вернемся к нашему учебнику. Выполним упражнение 184. Сделайте запись в тетради.

Вызываем ученика к доске.

(Слайд 8)

- Прочитайте здание к упражнению.




- Прочитайте буквы.


- Давайте прочитаем задание ниже иллюстраций к упражнению. Что нам необходимо сделать?

- Задание понятно? Приступаем к выполнению.




Проверка представлена на слайде 9

- Ребята, все слова, которые мы записали, нужно запомнить. Это словарные слова.



- Предлагаю вам оценить работы ученика, который работал у доски.

Выставление отметки.

Записывают в тетради «Упражнение 184.»

Один ученик выходит работать у доски

- Прочитайте какая буква пропущена в каждом слове? Какой звук или звуки она обозначает?

- Й - [йꞌ], я - [йꞌа], ё - [йꞌо], е - [йꞌэ], ю - [йꞌу].

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором два согласных звука

[йꞌ].


Ученик выполняет у доски с комментированием.

Букву, которую вставляет, подчеркивает, ставит ударения (как в упражнении).

Яблоко, хоккей, зайчик, трамвай, маяк, заяц, ёжик, музей, юбилей, скамейка, поездка, встречайте.




Одноклассники оценивают работу товарища, выполняющего задание у доски.

Задача: создание условий для способности детей применить открытое знание, закрепить это знание.


Прием: письменное выполнение упражнения с комментированием.


Форма: работа у классной доски одного ученика, остальные индивидуально в тетрадях.


*Работа со словарными словами.

При затруднении в выборе буквы обращались к орфографическому словарю в конце учебника.











Задача: развития умения оценивать одноклассников, аргументировать свое мнение, высказывать свою точку зрения.


Прием: оценивание одноклассниками.

Итог урока




- Вот и подходит наш урок к концу. Ребята, вспомните, какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили мы данную задачу?

- Какими буквами может быть обозначен звук [йꞌ] на письме?


И завершить наш урок я хотела бы сказкой. Ребята, хотите послушать сказку?

-А как надо себя вести, когда слушаешь как кто-то тебе читает? (слайд 10)

-Молодцы, ведь когда вам читают кто-либо, каждый хочет быть услышанным. Я надеюсь вы все меня внимательно сейчас послушайте. Приготовьтесь.

(слайд 11)

«Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но с гласными она дружит, приходит к ним.». Поняли о какой букве речь? (на слайде 2 щелчка мыши)

- Хорошо. А для того, чтобы дома еще раз закрепить знания об этой букву и этом звуке, я предлагаю вам записать домашнее задание.

- Вспомнить, какими буквами можно обозначить звук [йꞌ] на письме.

- Да.

- Звук [йꞌ] может обозначаться буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.


- Да.

- Нужно соблюдать тишину, не перебивать, не шуметь, не отвлекать.









- Буква Й (и краткое).

Задача: подвести итог урока, сделать выводы о результатах.

Прием: фронтальная беседа, чтение сказки о изучаемой(мом) букве(звуке).






Задача: воспитание уважение к чтецу в процессе обсуждения правил поведения при слушании.


Прием: воспитательная беседа.

Инструктаж о домашнем задании

Откройте дневник, запишите домашнее задание со слайда (слайд 12). Давайте посмотрим на него в учебнике, там есть новое словарное слово – урожай. Дома вы его запишите и запомните. Внимательно читайте задание, если не поняли, прочтите еще раз. Выполняйте домашнее задание сначала в черновике, потом переписывайте в чистовик. Желаю вам успеха.

Записывают домашнее задание в дневники.

Смотрят на упражнение в учебнике. Про себя читают задание.

Задача: создать благоприятный настрой на выполнение домашнего задания.

Наглядность – запись задания на экране.

Краткое ознакомление с упражнением.

Рефлексия

А завершим мы наш урок творчески. Я распечатала для вас небольшие елочки, они лежат на ваших партах (высотой 3 строчки). Слайд 13.

Раскрасьте ёлочку в соответствии со значение цвета. Зеленый – вы все поняли на уроке, и у вас все получилось.

Жёлтый – у вас были трудности, но вы справились, поняли всё.

И красным цветом – если вы совсем не поняли тему и вам необходимо снова её изучить, все повторить.

Покажите ваши елочки – поднимите их высоко, у кого жёлтая или красная, подойдите ко мне, обсудим. Все можете оставить себе эти ёлочки как закладки.

Дети раскрашивают подготовленные перед уроком елочки.

Задача: самоанализ обучающихся, самооценка.

Прием: «светофор»







*в конце урока жёлтая елочка была у троих. В процессе выяснения оказалось, что трудности вызвала работа со словарными совами у двух человек (упр. 184). Порекомендовала дома еще раз перечитать эти слова, или переписать их на отдельный лист, повесить возле своего рабочего стола.

И один человек не справился с письмом по памяти, но потом исправил (при проверке).


Образец оформления записи в тетради ученика (для уроков русского языка).



Фото записи в тетради ученика после проведения урока русского языка (фото одной тетради)





Фото страниц учебника