УРОК: | Русский язык |
Имя учителя: | Мурзина Татьяна Викторовна |
КЛАСС: | 2 | |
Тема: | Состав слова. |
Цели обучения | - определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы; - формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; - определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова. |
План | урока: |
Временное планирование | Планируемые мероприятия . | Ресурсы |
1-2 мин | Создание положительного эмоционального настроя Улыбка – залог хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Мне, а я вам и начнем урок. | Слайд 1, 2 |
3-4 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Мозговой штурм. Повторение пройденного материала. На слайде тема урока: Состав слова. -(К, И) Работа словарная. Ученики узнают ключевое слово урока (состав). - Какое значение имеет слово «состав»? СОСТАВ ЧЕГО МОЖЕТ БЫТЬ? КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СОСТАВ? (Состав лекарства, Состав числа, Состав поезда) Состав слова. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. - Предлагаю составить состав слова. Прицепить по порядку вагончики в таком порядке, как они могут располагаться в словах. (работа в группе) Составляется на доске. 1. Поселю я приставку в первом вагоне, Потому что стоит она перед корнем. 2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть. 3. Суффикс купит во второй вагончик билет. 4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик. Это и будет план нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Повторим сегодня все части слова и составим алгоритм выполнения разбора слова по составу. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно соотнести название частей слова с их понятиями. Работа в группе. Проверка – Карусель. Оценивание – графическое - Смайл | Слайд – 3 тема урока 4,5 Вагончики с изображением частей слова Слайд 6 Слайд 7 Карточки для работы в группе |
5-10 мин 11-12 мин | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Индивидуальная работа по карточкам, работа в паре, взаимопроверка А пока мы едим, машинист задает нам первое задание – найти среди данных слов лишнее. Вычеркните его. Повернитесь друг к другу в паре и объясните свой выбор. Выделите в остальных словах приставки. Обменяйтесь работами и оцените. (критерии на доске) - Что вы дополнительно можете сказать о приставках? (служат для образования новых слов) Остановка. (Д, К) Физминутка. Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Проблемный вопрос - Какие вы услышали слова с приставками в разминке? Назовите слово и приставку в нем. | Индивидуальные карточки Слайд 8 |
13-18 мин | Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий. Составление постера Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. - О каком саде идёт речь? (сад – это слова) Почему слова сравнивают с деревьями? - Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова) лес дом стол снег Защита работы. Оценивание - стратегия «большой палец» | Слайд 9 |
19-25 мин | Исследовательская работа. Работа в парах. Выбрать ряд слов с доказательством. У каждой группы свой ряд однокоренных слов. Нужно вычеркнуть не относящееся к однокоренным. Проверка – по одной паре из группы. Оценивание - три хлопка. Повторение написания суффиксов - Пока мы занимались сложной исследовательской работой, мы заехали в одну волшебную страну. В ней живут Волшебники-великаны и Волшебники-гномики. Они умеют делать превращение слов в огромных и в малюсеньких. Только у них сегодня выходной и нам придётся за них потрудиться. Будем превращать слова. Мальчики будут за великанов, а девочки за гномиков. Показ картинок: кот, лиса, торт, дом. | Карточки Слайд 10, 11 Слайд 12 Слайдовый показ картинок Слайд 13-16 |
26-27 мин | (Д, К) Физминутка для глаз. Буратино - Из какой сказки были герои на картинках? Кто автор? Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением. | Слайд 17 |
28-30 мин | Записать только окончания у следующих слов: Школа, столовая, ученики, учителя, на доску, на уроке. Самопроверка по образцу на слайде. Оценивание по критериям (на доске). Игра «Согласен - не согласен» - Окончание служит для связи слов в предложении – да - Приставка стоит после корня – нет - Слово может быть без суффикса—да - Суффикс служит для образования новых слов – да - Слово может быть без корня – нет - Основа – это часть слова без окончания -- да | Индивидуальные карточки Слайд 18 |
31-33 мин | (Г) Алгоритм разбора слова по составу. Учитель предлагает каждой группе учащихся познакомиться со стихотворением в учебнике и установить порядок разбора слова по составу. (К, И) Работа с правилом. | Алгоритм разбора слов по составу. Слайд 19. |
34-38 мин | Работа в тетради «Что я знаю и умею» Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. Уровень1- сделать разбор слова «пришкольный» Уровень 2 – подобрать однокоренные слова к слову «школа» и сделать разбор. Уровень 3 – выбрать слово по схеме и придумать еще слова по данной схеме. | Разноуровневые карточки Слайд 20. |
39-40 мин | Итог урока. Рефлексия. Чтобы разобрать слово по составу, нужно … . Определите свое настроение в конце урока: на смайлике дорисовать улыбку, соответствующую вашему настроению. | Слайд 21. |