МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск
Князькова Галина Николаевна
учитель начальных классов
Урок русского языка. «Система Л. Занкова». 4 класс.
Тема урока. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, определять спряжение глаголов, развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление), воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, учитывая особенности учащихся.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- умение проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности;
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Познавательные:
- умение обосновывать написание безударной гласной в окончании глагола настоящего и будущего времени, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Планируемый результат:
Понимать, как выбрать гласную в написании безударного окончания глагола.
Формировать умение определять спряжение глаголов.
Оборудование:
1. Электронная презентация «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
2. Распечатка материалов для самостоятельной работы
1. Организационный момент.
Слайд 1. Запись в тетради: дата, классная работа.
2. Актуализация знаний.
- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам….
- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)
Слайды 2- 8.
- Что вы знаете ещё о глаголе?
Блиц-опрос:
- Глагол – это …(часть речи)
- Глагол отвечает на вопросы …
- Не с глаголом пишется … (раздельно)
- У глагола нет … (предлогов)
- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)
- Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)
- Глагол в неопределенной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по.. числам и в единственном числе по . .родам
- В настоящем и будущем времени изменяются по … (лица и числам)
- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний
О какой части речи будем говорить на уроке?
Слайд 9. 3. Найдите лишнее слово:
Растем, поют, соберет, сидишь, тишь, несешь.
-тишь – имя существительное
- соберет – б. вр.
- сидишь – 2 спр.
Что общего у всех глаголов? (ударное окончание).
4. Какие глаголы относятся 1 спряжению, 2 спряжению?
1 спр. | 2 спр. |
- ем - ешь - ете - ет - ут, - ют | - им - ишь - ите - ит - ат, - ят |
- Мы умеем определять спряжение глаголов с ударным окончанием.
Задание1. Определить спряжение глаголов. Самостоятельная работа.
Проверка: назвать глаголы 1 спряжения.
5. Определение спряжение глаголов в неопределенной форме. Фразеологизмы.
Слайд 10.
- Как называются эти выражения?
- Заменить фразеологизмы одним словом. (Самостоятельная работа)
Чесать языком – болтать
Рыть яму - вредить
Прикусить язык – молчать
Водить за нос – обманывать
Витать в облаках – мечтать
- В какой форме стоят глаголы? (неопределенной)
- Как определить спряжение у глаголов неопределенной формы?
1 спр. | 2 спр. |
Все остальные | - ить |
- Определите спряжение глаголов. (Самостоятельная работа)
- Проверка.
Физкультминутка
6. Слайд 11.
Объясните пословицу.
Перо пиш…т, а ум вод…т.
- Как понимаете пословицу? (Можно иметь перо, а ничего не написать, поскольку нет ума. Смотрим на мысли, которые изложены на бумаге.)
- Какие гласные пропущены? В какой части слова пропущены гласные?
- Какая проблема возникла?
- На какой вопрос мы должны найти ответ?
- Какая тема урока будет?
7. Слушаем сказку. Слайды 12 – 17.
Жили глаголы в стране Глаголия в двух городах Первоспряженск и Второспряженск. Однажды пошли они погулять, переправились через реку. Оказались глаголы в лесу. Веселились, веселились и заблудились. Испугались, захотелось им попасть домой, а дорогу найти не могут. И тут появился гном Инфинитив. «Не печальтесь, друзья, я вам помогу!» Инфинитив начал объяснять: «Вам надо превратиться все в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед суффиксом «–ТЬ-«. Если это «И», то отправляйтесь в город Второспряженск, а если не «И», другая буква, то в город Первоспряженск». Так глаголы и сделали. Произошло чудо. Все оказались в своем родном городе.
- Кто внимательно слушал сказку, тот сможет по научному объяснить, какую безударную гласную нужно написать в окончании. Перо пиш…т, а ум вод…т.
(Поставить глагол в неопределенную форм, определить спряжение, вставить букву в окончание глагола)
Писать – 1 спр., вставляем гласную «е».
Водить – 2 спр., вставляем гласную «и».
Слайды 18-19.
- Повторим алгоритм действий: как определить, какую гласную надо писать в окончании глагола. (По слайду)
8. Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.
Самостоятельная работа. (по уровням)
Черт…т – чертить, 2 спр.
Забива…т - ________________
Кол…те - __________________
Жар…м - __________________
Мо…шь - __________________
Чист…т - ___________________
Дополнительное задание.
стро..шь дом - паш..т землю - лов..м рыбу - они скач..т - пол..те грядки – объявля..шь о награде - | вяж..м носки – (вязать) кол…шь дрова – (колоть) реж…те хлеб – (резать) дразн….т собаку – (дразнить) лета..шь – летать) они стро..т – (строить) |
- Проверка прочитать глаголы 2 спряжения. Какая гласная в окончаниях глаголов 2 спряжения?
9. Работа с текстом.
- Прочитайте текст про себя, вслух.
Текст
На поляне было видимо – невидимо муравейников. Только один в крапинку. Купол выложен белыми комочками липкой сосновой смолы. Откуда появилась смола? Ведь возле муравейника нет сосен.
Сами муравьи малым ходом и наносили смолу. Понятно, когда они несут гусениц, жуков, комаров. Но зачем им смола? Каждый, не покладая рук, тащ..т тяжёлые комья, вытаскива..т на самый верх и внутрь не заносит. Это муравьи крышу смоля/ т. Смола та..т на солнце, растека..тся и слепля..т хвоинки. Купол накрыва..тся пленкой. Никакой дождь муравьев не страшит. На муравейнике непромокаемая смоляная крыша.
- О чем текст?
- Чем необычен муравейник?
- Какой стиль текста?
- Что сделало текст живым и интересным?
- Прочитайте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.
- Выпишите глаголы настоящего времени, определите спряжение, вставьте пропущенные буквы. (Самостоятельная работа)
- Проверка. Назвать глаголы 1 спряжения.
10. Итог урока.
- Чем полезен был урок.
- Оцените свою работу на уроке фразеологизмом.
Слайд 20.
Из рук вон
Не покладая рук
Через пень колоду
Грызли гранит науки
Спустя рукава