СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Спряжение глаголов в будущем времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Спряжение глаголов в будущем времени"»


4 КЛАСС

Тема: Спряжение глаголов в будущем времени

Цели:

Образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о спряжении глаголов в настоящем времени, учить сравнивать и спрягать глаголы в будущем времени.

  • Закрепить умения различать глаголы 1 и 2 спряжения будущего времени, правильно писать личные окончания глаголов.

Развивающие:

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, зрительную память, пополнять словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книге, уважение друг к другу, прививать любовь к родному языку.


Этапы

Содержание

Ответы

Орг. Момент












Минутка чистописания









































Итог



















Словарная работа.




























Итог










Изучение нового материала.

























































































Физминутка







Закрепление изученного материала:





























Домашнее задание.

Итог урока:







Динь- динь – динь –

Звенит звонок:

Начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. Где мы можем с вами допустить ошибку при записи? (двенадцатое февраля, классная работа)


Ребята, на доске написаны слова: Увядает, запорошит, заискрятся, желтеешь, заметёте.

Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее. Что вы видите общего?

Скажите, что такое глагол?

Разделите данные глаголы на группы.

Какие группы у вас получились?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

В первую группу вошли глаголы настоящего времени: увядает, желтеешь – они отвечают на вопрос: что делает? Что делаешь? и обозначают действие, происходящее в природе осенью.

Во вторую группу вошли глаголы будущего времени: запорошит, заискрятся, заметёте – они отвечают на вопрос: что сделает? Что сделают? Что сделаете? и обозначают действия, которые будут проходить зимой.

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Приведите пример из данных слов:

Желтеешь, заметёте - глаголы 2 лица.

Увядает, запорошит, заискрятся- глаголы 3 лица.

Увядает, желтеешь, запорошит - глаголы в единственном числе.

Заискрятся, заметёте - глаголы во мн.ч.

Мы знаем, как изменяются глаголы в настоящем времени, об изменении каких глаголов мы с вами не говорили?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

На минутке чистописания мы пропишем букву, которая находиться в приставке глагола будущего времени и обозначает в ней парный звонкий, твердый согласный звук.

Какая эта буква? Где она находится?

Пропишем сочетание заглавной и строчной буквы (Зз) до конца строки.

Таким образом, мы подготовили руку к письму.


А теперь 6 учащихся будут работать по индивидуальным карточкам, а с остальными мы проведем словарную работу и повторим знание словарных слов.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Словарную работу мы проведем необычно. Я буду называть вам лексическое значение слова, а вы должны записать это слово, выделить орфограмму и поставить ударение.

Помните, что начинаем писать с заглавной буквы, а остальные слова – с маленькой через запятую.

Высшая официальная должность в ряде государств и организации.

Антоним слова слева

Мера длинны, равная 1000 метров.

День, с которого начинается неделя.

Песенное состязание акынов, импровизированный поэтический спор.

Судно, служащее для перевозки груза по воде.

Место пребывания правительства, главы государства.

Число, следующее девятнадцати.

Соперничать, соревноваться.

Певчая песня средних размеров, из семейства скворцовых.

Всё, все слова кончились, поставьте точку.

А теперь посмотрите, правильно ли вы написали все слова, обменяйтесь тетрадками и проверьте выполнение работы товарища.

Возьмите простой карандаш и поставьте оценку:

«5»- не одной ошибки

«4»- 1-2 ошибка

«3»- 3-4 ошибки.

Больше 5 ошибок - оценку не ставим.

Итак, мы повторили знание словарных слов.

А теперь посмотрите на доску.

Прочитайте пословицу, написанную на доске:

«Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду».

Как вы понимаете смысл пословицы?

Слова какой части речи употреблены в пословице?

В каком времени стоят глаголы?


Сегодня мы узнаем, как спрягаются глаголы в будущем времени.

Что обозначают глаголы в будущем времени?

Приведите примеры. Какие формы глаголы будущего времени вы знаете? Приведите примеры

Чем отличаются глаголы простого и сложного будущего времени?


Ребята, а что такое спряжение?

Посмотрите на доску:

Здесь таблица спряжения глаголов простого будущего времени. Нужно у глаголов дописать окончания, а помогут нам вопросы, на которые эти глаголы отвечают.

Прочитай вопрос глагола ед.ч. 1 лица.

Что сделаю?

Ответь на вопрос.

Принесу.

Какое окончание будет у глагола ед.ч., 1 лица?

Окончание – у

Подставь это окончание.

Окончание прикреплены на доске в неверном порядке, учащийся выбирает нужное окончание и крепит на доску ( к глаголу), затем следующий учащийся так же).

Вот мы с вами составили таблицу спряжения глаголов простого будущего времени.

Вывод: давайте сделаем вывод, что изменится при спряжении глагола в простом будущем времени?

Правильно, молодцы.

А чем отличаются глаголы простого будущего вр. от глагола сложного будущего времени?


(вспомогательный глагол буду + смысловой глагол)


Давайте с вами составим таблицу спряжения глаголов сложного будущего времени:

( также работаем с данной таблицей как с предыдущей)

Вывод: мы составили таблицу спряжения глаголов сложного будущего времени.

Давайте сделаем вывод. Что изменяется при спряжении глаголов в сложном будущем времени?


Правильно, молодцы.

Давайте прочитаем правило на стр. 131 вашего учебника.( читает 1 учащейся)

Хорошо.

Сейчас прочитайте задание в упражнении 414

( читает 1 уч-ся в слух.

Вам нужно написать глаголы в будущем времени. Для образца мы можем использовать таблицу.

У доски будут работать 2 учащихся, будем писать по 5 слов.

Давайте просмотрим образец:

Цвести - зацветут- будут цвести.

Что сделают? Что будут делать?

Расти – вырастут - будут расти.

Попросить – попросят - будут просить.

Отвечать – ответят - будут отвечать.

Кричать – закричат - будут кричать.

Варить – сварят - будут варить.

Отправлять – отправят - будут отправлять.

Позвать – позовут - будут звать.

Спросить – спросят - будут спрашивать.

Описать - опишут- будут описывать.

Чему мы учились, выполняя данное упражнение?

Молодцы, выполнили верно.

Теперь немного отдохнём:

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем - в кулачек

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Теперь выполним задание 415.

Прочитайте задание (1 учащийся)

Что нужно сделать?

Нам необходимо выписать глаголы будущего времени. Поставить к ним вопросы. Выделить окончания.

Для начала давайте прочитаем упражнения.

Можно ли назвать это текстом?

О чем говориться в этом тексте?

Сейчас мы по цепочке будем выходить и выполнять задание. Читаем 1 предложение. Есть ли здесь глаголы будущего времени? выписываем.

найдешь, увидишь, будут блестеть, будут переливаться, подойдёшь, разглядишь, увидишь, сорвёшь, скатится, проскользнёт, сорвёшь, поднесёшь, выпьешь, покажется

Давайте прочитаем глаголы, которые у нас получились?

Что мы делали, выполняя упражнение?


Упражнение 418.

Прочитайте задание. Что нам необходимо тут сделать?

Вставить пропущенные буквы. Определить время и спряжение глагола по 3-му лицу мн.ч.

Выполнять будем также по цепочке, комментировано с места. Прочитайте 1 пословицу. Как вы ее понимаете?


Резерв.

Упражнение 417. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Списать. Вставить пропущенные буквы. Указать спряжение глаголов.

Это мы будем делать самостоятельно. Каждый сам у себя в тетради.

Дома вам необходимо закончить упражнение 417.


Ребята, скажите, чему вы сегодня научились? Что изменяется при спряжении глаголов в простом будущем времени? А Что изменяется при спряжении в сложном будущем времени? Хорошо, молодцы.

Урок окончен. До свидания.
















Это глаголы.

Это часть речи которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? И др.











Изменяются по лицам и числам.













Спряжение глаголов в будущем времени.




Это буква З, в приставки слова запорошит, заметет.























Президент


Справа

Километр

Понедельник


Айтыс

Корабль

Резиденция


Двадцать

Состязаться

Скворец

















Существительное, наречие, глагол.

В настоящем и будущем


Действие, которое будет происходить

Будущее простое и будущее сложное время


Глаголы прост. Буд.вр. состоят из одного слова, а глаголы сложного буд.вр.- из 2х


Изменение глаголов по лицам и числам




































Изменяются окончания


Глаголы прост. Буд.вр. состоят из одного слова, а глаголы сложного буд.вр.- из 2х








В глаголах сложного буд.вр. изменяются только окончания глагола буду.























Спрягать глаголы будущего времени

















Да, можно. Т.к. предложения взаимосвязаны между собой по смыслу и грамматически







Выписывали глаголы будущего времени



3КЛАСС

Тема: Текст. Типы текстов

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с типами текста.

  • Учиться определять тип тектса

  • Познакомить с частями текста

  • Учиться определять части текста.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание;

  • Развивать правильную письменную речь, умение оценивать товарища;

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • Развивать коммуникативные компетенции

  • Закреплять навыки чистого и аккуратного письма.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому языку;

  • Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;

  • Воспитывать эстетические чувства;



Этап

Ход урока

Отв.уч-ся

Орг. Момент.





Сообщение темы и целей урока.















































Приветствие.

Нацеливание на урок.

-Ребята Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!



Сегодня мы продолжаем говорить текстах. И сегодня мы узнаем, какие бывают тексты.


Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите на доску.


РЕПА

КОРА

КИТ


Эта буква находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.


Назовите его пару.

Запишите эти буквы.


А сейчас словарная работа.

На доске:

Магазин, Газета.


- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём)


ГАЗЕ́ТА — одно из осн. средств массовой информации


- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?


-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.


Тексты, как вы знаете, бывают разными.


В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.

И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.


1) Определение типа текста.

- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.

- Дайте определение, что такое текст.


а) чтение текста учителем.

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.


- О чём этот текст?

- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?


Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.


б) чтение текста учеником.


Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.


- А о чём этот текст?

- Что можно представить, читая его?

- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?


Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.


в) чтение текста учеником.


И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.


- Что объясняется в этом тексте?

- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?


Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.


- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.


- Итак, мы повторили, что такое текст, и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе?


2) Определение типа текста в зависимости от ситуации.


- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:


а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.


б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.


в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.


- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).

- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.


Упр. 291 устно.

Упр 295.


Из каких частей состоит текст?

Какой текст называется-текстом-повествование?

Зачем нужны три части в тексте?

Что было трудным на уроке?


Домашнее задание: упр. 296





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!