Динь- динь – динь – Звенит звонок: Начинаем наш урок. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. Где мы можем с вами допустить ошибку при записи? (двенадцатое февраля, классная работа) Ребята, на доске написаны слова: Увядает, запорошит, заискрятся, желтеешь, заметёте. Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее. Что вы видите общего? Скажите, что такое глагол? Разделите данные глаголы на группы. Какие группы у вас получились? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В первую группу вошли глаголы настоящего времени: увядает, желтеешь – они отвечают на вопрос: что делает? Что делаешь? и обозначают действие, происходящее в природе осенью. Во вторую группу вошли глаголы будущего времени: запорошит, заискрятся, заметёте – они отвечают на вопрос: что сделает? Что сделают? Что сделаете? и обозначают действия, которые будут проходить зимой. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Приведите пример из данных слов: Желтеешь, заметёте - глаголы 2 лица. Увядает, запорошит, заискрятся- глаголы 3 лица. Увядает, желтеешь, запорошит - глаголы в единственном числе. Заискрятся, заметёте - глаголы во мн.ч. Мы знаем, как изменяются глаголы в настоящем времени, об изменении каких глаголов мы с вами не говорили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока? На минутке чистописания мы пропишем букву, которая находиться в приставке глагола будущего времени и обозначает в ней парный звонкий, твердый согласный звук. Какая эта буква? Где она находится? Пропишем сочетание заглавной и строчной буквы (Зз) до конца строки. Таким образом, мы подготовили руку к письму. А теперь 6 учащихся будут работать по индивидуальным карточкам, а с остальными мы проведем словарную работу и повторим знание словарных слов. Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Словарную работу мы проведем необычно. Я буду называть вам лексическое значение слова, а вы должны записать это слово, выделить орфограмму и поставить ударение. Помните, что начинаем писать с заглавной буквы, а остальные слова – с маленькой через запятую. Высшая официальная должность в ряде государств и организации. Антоним слова слева Мера длинны, равная 1000 метров. День, с которого начинается неделя. Песенное состязание акынов, импровизированный поэтический спор. Судно, служащее для перевозки груза по воде. Место пребывания правительства, главы государства. Число, следующее девятнадцати. Соперничать, соревноваться. Певчая песня средних размеров, из семейства скворцовых. Всё, все слова кончились, поставьте точку. А теперь посмотрите, правильно ли вы написали все слова, обменяйтесь тетрадками и проверьте выполнение работы товарища. Возьмите простой карандаш и поставьте оценку: «5»- не одной ошибки «4»- 1-2 ошибка «3»- 3-4 ошибки. Больше 5 ошибок - оценку не ставим. Итак, мы повторили знание словарных слов. А теперь посмотрите на доску. Прочитайте пословицу, написанную на доске: «Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Как вы понимаете смысл пословицы? Слова какой части речи употреблены в пословице? В каком времени стоят глаголы? Сегодня мы узнаем, как спрягаются глаголы в будущем времени. Что обозначают глаголы в будущем времени? Приведите примеры. Какие формы глаголы будущего времени вы знаете? Приведите примеры Чем отличаются глаголы простого и сложного будущего времени? Ребята, а что такое спряжение? Посмотрите на доску: Здесь таблица спряжения глаголов простого будущего времени. Нужно у глаголов дописать окончания, а помогут нам вопросы, на которые эти глаголы отвечают. Прочитай вопрос глагола ед.ч. 1 лица. Что сделаю? Ответь на вопрос. Принесу. Какое окончание будет у глагола ед.ч., 1 лица? Окончание – у Подставь это окончание. Окончание прикреплены на доске в неверном порядке, учащийся выбирает нужное окончание и крепит на доску ( к глаголу), затем следующий учащийся так же). Вот мы с вами составили таблицу спряжения глаголов простого будущего времени. Вывод: давайте сделаем вывод, что изменится при спряжении глагола в простом будущем времени? Правильно, молодцы. А чем отличаются глаголы простого будущего вр. от глагола сложного будущего времени? (вспомогательный глагол буду + смысловой глагол) Давайте с вами составим таблицу спряжения глаголов сложного будущего времени: ( также работаем с данной таблицей как с предыдущей) Вывод: мы составили таблицу спряжения глаголов сложного будущего времени. Давайте сделаем вывод. Что изменяется при спряжении глаголов в сложном будущем времени? Правильно, молодцы. Давайте прочитаем правило на стр. 131 вашего учебника.( читает 1 учащейся) Хорошо. Сейчас прочитайте задание в упражнении 414 ( читает 1 уч-ся в слух. Вам нужно написать глаголы в будущем времени. Для образца мы можем использовать таблицу. У доски будут работать 2 учащихся, будем писать по 5 слов. Давайте просмотрим образец: Цвести - зацветут- будут цвести. Что сделают? Что будут делать? Расти – вырастут - будут расти. Попросить – попросят - будут просить. Отвечать – ответят - будут отвечать. Кричать – закричат - будут кричать. Варить – сварят - будут варить. Отправлять – отправят - будут отправлять. Позвать – позовут - будут звать. Спросить – спросят - будут спрашивать. Описать - опишут- будут описывать. Чему мы учились, выполняя данное упражнение? Молодцы, выполнили верно. Теперь немного отдохнём: Руки вниз, на бочок. Разжимаем - в кулачек Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Теперь выполним задание 415. Прочитайте задание (1 учащийся) Что нужно сделать? Нам необходимо выписать глаголы будущего времени. Поставить к ним вопросы. Выделить окончания. Для начала давайте прочитаем упражнения. Можно ли назвать это текстом? О чем говориться в этом тексте? Сейчас мы по цепочке будем выходить и выполнять задание. Читаем 1 предложение. Есть ли здесь глаголы будущего времени? выписываем. найдешь, увидишь, будут блестеть, будут переливаться, подойдёшь, разглядишь, увидишь, сорвёшь, скатится, проскользнёт, сорвёшь, поднесёшь, выпьешь, покажется Давайте прочитаем глаголы, которые у нас получились? Что мы делали, выполняя упражнение? Упражнение 418. Прочитайте задание. Что нам необходимо тут сделать? Вставить пропущенные буквы. Определить время и спряжение глагола по 3-му лицу мн.ч. Выполнять будем также по цепочке, комментировано с места. Прочитайте 1 пословицу. Как вы ее понимаете? Резерв. Упражнение 417. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? Списать. Вставить пропущенные буквы. Указать спряжение глаголов. Это мы будем делать самостоятельно. Каждый сам у себя в тетради. Дома вам необходимо закончить упражнение 417. Ребята, скажите, чему вы сегодня научились? Что изменяется при спряжении глаголов в простом будущем времени? А Что изменяется при спряжении в сложном будущем времени? Хорошо, молодцы. Урок окончен. До свидания. |