СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе.

Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»»




Методическая разработка

урока русского языка в 4 классе

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»





Алехина Ольга Валерьевна,

учитель начальных классов















Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний

Цель:

обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; разбор имени прилагательного как части речи.

Задачи урока:

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к родному городу.

5. Развитие творческих способностей.


Планируемые результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес


Метапредметные:

-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Предметные:

- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.





ХОД  УРОКА

Организационный момент.

(Дети перед уроком рассаживаются за столы по 4 человека)

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

- А сейчас послушайте стихотворение. 

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!


-Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

(конечно, имя прилагательное- это тема урока)

- Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного.

Имя прилагательное:

- Родилась я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

 Вместе - служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи по модели Фрейер.

Модель Фрейер — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое понятие в концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. (ЦИТАТА)

 Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили эту часть речи, я предлагаю вам взять карту, которая лежит перед вами и заполнить её.

Обязательные характеристики






Необязательные характеристики






Прилагательное

Примеры






Противоположные   примеры






 

Начнем работу с разминки:

Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)

Антоним к слову временный (постоянный)

Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

Какие бывают облака? ( перистые)

- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

- Проявите зоркость.  Прочитайте текст и найдите ошибки. 

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

Вывод: окончание прилагательных определяется по падежам.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

Игра: Что «лишнее»?

  1. Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

  2. Стеклянный, хрупкий, деревянный

  3. Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

  4. Добрый, умный, ласковый, нежный

  5. Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

  6. Смелый, отважный, высокий, решительный

  7. Белый, синий, нежный, зеленый

  8. Красивый, высокий, прекрасный, привлекательный

-Для чего в речи  нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. На, ель, белочка, затаилась, вершина, проворная.

- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Физминутка.

РАБОТА В ГРУППАХ с таблицей управления группой.

Упражнение в подборе синонимов и антонимов.

У каждого карточка со словосочетанием.

  1. Записать значение прилагательных. 

         1. Теплая погода                   

         2. Холодный ветер          

         3. Сладкая ягода       

4. Мягкий хлеб        

2. Поменяться карточками с соседом по лицу и выполнить задание: подобрать и записать синоним к прилагательному.

3. Поменяться карточками с соседом по плечу и выполнить задание: подобрать и записать антонимы к прилагательному.

4. Поменяться карточками с соседом по лицу и выполнить задание: измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.

В конце прочитывают, что получилось и делают вывод.

Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

Игра «В каком магазине

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.

Вывод: Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Подведение итогов.  (Работа с путевым листом.)

Задание. Письменно создать небольшой рассказ на лингвистическую тему «Прилагательное» по предложенному шаблону.

Прилагательное — это … речи, которая отвечает на вопросы ... и обозначает …..

Прилагательные изменяются …,…,…..

Прилагательное образуются от … с помощью суффиксов ….

Прилагательные в предложении обычно бывают… .

Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

— Сегодня я узнал…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!