Методическая разработка
урока русского языка в 4 классе
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Алехина Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний
Цель:
обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; разбор имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.
2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.
4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к родному городу.
5. Развитие творческих способностей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Метапредметные:
-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Предметные:
- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
(Дети перед уроком рассаживаются за столы по 4 человека)
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
- А сейчас послушайте стихотворение.
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
(конечно, имя прилагательное- это тема урока)
- Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.
Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного.
Имя прилагательное:
- Родилась я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное:
Вместе - служба, вместе - дружба!
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи по модели Фрейер.
Модель Фрейер — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое понятие в концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. (ЦИТАТА)
Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили эту часть речи, я предлагаю вам взять карту, которая лежит перед вами и заполнить её.
Обязательные характеристики | Необязательные характеристики |
Прилагательное |
Примеры | Противоположные примеры |
Начнем работу с разминки:
Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)
Антоним к слову временный (постоянный)
Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
Какие бывают облака? ( перистые)
- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)
- Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.
Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в
берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
Вывод: окончание прилагательных определяется по падежам.
- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.
Игра: Что «лишнее»?
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Белый, синий, нежный, зеленый
Красивый, высокий, прекрасный, привлекательный
-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
4. На, ель, белочка, затаилась, вершина, проворная.
- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
Физминутка.
РАБОТА В ГРУППАХ с таблицей управления группой.
Упражнение в подборе синонимов и антонимов.
У каждого карточка со словосочетанием.
Записать значение прилагательных.
1. Теплая погода
2. Холодный ветер
3. Сладкая ягода
4. Мягкий хлеб
2. Поменяться карточками с соседом по лицу и выполнить задание: подобрать и записать синоним к прилагательному.
3. Поменяться карточками с соседом по плечу и выполнить задание: подобрать и записать антонимы к прилагательному.
4. Поменяться карточками с соседом по лицу и выполнить задание: измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.
В конце прочитывают, что получилось и делают вывод.
Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.
Игра «В каком магазине?»
На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
Вывод: Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
Подведение итогов. (Работа с путевым листом.)
Задание. Письменно создать небольшой рассказ на лингвистическую тему «Прилагательное» по предложенному шаблону.
Прилагательное — это … речи, которая отвечает на вопросы ... и обозначает …..
Прилагательные изменяются …,…,…..
Прилагательное образуются от … с помощью суффиксов ….
Прилагательные в предложении обычно бывают… .
Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
— Сегодня я узнал…