Cамоопределение к деятельности. | - Прозвенел опять звонок, Начинаем наш урок. На себя вы посмотрите: Вы по-разному стоите. Если сжали кулачок, Если руки на замок, Значит, вы напряжены, Безразличны и скучны. Кулачки вы разожмите И ладошки покажите. Вот теперь готов наш класс. За работу, в добрый час! | Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1. - Наш урок начнем со словарной работы. Слова зашифрованы в ребусах. Вы должны разгадать ребус и записать слово в тетрадь. 2. Проверка. - Кто справился с заданием? Оцените свою работу смайликом. 3. Работа со звуками и буквами. - Я буду называть характеристику звуку, а вы должны определить букву, которая обозначает этот звук. - В слове «ракета» назовите букву, которая обозначает глухой твердый согласный. - В слове «север» назовите букву, которая обозначает глухой мягкий согласный. - В слове «тарелка» назовите букву, которая может обозначать как один, так и два звука. - В слове «язык» назовите букву, которая обозначает глухой твердый согласный. - В слове «портрет» назовите букву, которая обозначает два глухих твердых согласных. - А теперь из этих букв составим слово. В этом нам поможет игра «Анаграмма». - Какое слово у вас получилось? - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? 4. - Вспомним, что такое текст. Для этого поработаем в парах. Среди данных высказываний о тексте нужно найти ложные и удалить. - Кто хочет поделиться с классом, что у вас получилось? - Кто справился с заданием? Оцените свою работу смайликом. - Что вы еще знаете о тексте? | Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь. Оценивают выполненное задание смайликом: зеленый – правильно, красный – с ошибками. Записывают буквы на строчку. Учащиеся в нетбуках составляют слово «Текст» Учащиеся работают в парах. Учащиеся рассказывают правила о тексте. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. | 1. - Вот как много мы знаем о тексте. Но сегодня на уроке нас ждут новые интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать. - Тексты бывают разные по своему назначению, т.е. с какой целью они составлены. Названия текстов спрятаны в этих трех вопросах. - Чтобы разгадать тайну первого вопроса, выполним следующее задание. - В данном случае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений. - Итак, в ваших нетбуках расположите предложения так, чтобы события происходили последовательно. 2. Проверка. - Проверим, что получилось. - Кто справился с заданием? Оцените свою работу смайликом. 3. - Расскажите, что вы узнали из этого текста. - На какой вопрос отвечает этот текст? - Вы правильно выделили события и определили, что текст отвечает на вопрос «Что произошло?». - Вот наше первое открытие. - Текст, в котором о чем-нибудь или о ком-нибудь рассказывается, называется «текст-повествование». 4. - Ответить на второй вопрос нам поможет следующее задание. У вас на карточках записан текст. Его нужно разделить на предложения. 5. Проверка. - Проверим, что у вас получилось. - Кто справился с заданием? Оцените свою работу с помощью смайлика. - Расскажите, о чем этот текст? На какой вопрос он отвечает? - Вы правы, в этом тексте дается описание тигров, он отвечает на вопрос «Какой?» и называется текст-описание. - Текст, в котором что-либо или кто-либо описывается, называется «текст-описание». 6. – Послушайте третий текст. - Из каких предложений состоит этот текст? - В третьем тексте содержится много вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика. - На какой вопрос отвечает этот текст? - Текст, в котором дается ответ на вопрос «Почему?», называется «текст-рассуждение». 7. Вывод. - Все открытия сделаны. Послушаем вывод к которому мы вместе пришли. | Учащиеся в нетбуках располагают предложения в определенном порядке. Один ученик читает текст. Ответы учащихся. Учащиеся в карточках делят текст на предложения. Один ученик читает текст. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, Коммуникативные: проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Первичное закрепление. | 1. - Составим схему, которая поможет нам определять тип текста. Для этого вспомним, какие бывают типы текстов. -На какой вопрос отвечает текст-повествование? -На какой вопрос отвечает текст-описание? -На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? 2. – А теперь поработаем в парах. У вас на больших карточках записаны три текста. Пользуясь схемой, вы должны определить, к какому типу они относятся. Выберите, кто в вашей паре будет читать текст, а кто будет записывать его тип. 3. Проверка. - Прочитаем первый текст. - К какому типу он относится? - Прочитаем второй текст. - К какому типу он относится? - Прочитаем третий текст. - К какому типу он относится? - Кто справился с заданием? Оцените свою работу смайликом. 4. – А теперь попробуем определить тип текста по его заглавию. - Вы должны записать в тетрадь первую букву слова (тип текста). - Проверим, что у вас получилось. - Кто справился с заданием? Оцените свою работу смайликом. | Ответы учащихся. Работа в парах: учащиеся определяют тип текста. Учащиеся читают текст и называют его тип. Учащиеся оценивают свою работу смайликом. Учащиеся работают самостоятельно. Учащиеся оценивают свою работу смайликом. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к учебному материалу. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Самостоятельная работа | 1. - Настал важный момент урока. Сейчас каждый из вас выполнит тестовую работу по определению типа текста. 2. – Кто выполнил работу на «отлично»? Оцените себя смайликом. | Учащиеся выполняют тестовую работу в нетбуках. Учащиеся оценивают свою работу смайликом. | Познавательные: постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. |
Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. -Что нового вы узнали? -Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите, пользуясь схемой. Продолжите фразы. | | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |