Тема : Перенос слов
Цель: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов
Планируемые результаты:
1. Формирование предметных умений:
-правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения,
знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги,
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное,
сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную
деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану,
инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания /
незнания);
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
Ход урока
1 Орг. начало урока
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
-Вы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать-
Руку не забудь поднять
Если спросят- не вставай
Четко, громко отвечай.
Чистописание.
- На уроках русского языка мы учимся красиво и правильно писать и сегодня мы с вами повторим написание еще некоторых букв. А каких, вам нужно догадаться, ответив на мой вопрос.
-Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (ь, ъ, ы).
- Верно, это ь, ъ, ы.
(слайд 1 см. Презент. Рус. Яз. 1 кл.)
-Найдите и подчеркните самую красивую букву.
3. Актуализация знаний.
а) Игра «Молчанка»
-Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках, поднимите и покажите карточку с числом слогов в слове-отгадке.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Вот по нему мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гроза).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдет.
(дождь)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков бежит вода.
(тучи).
б)Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
- Как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Постановка учебной задачи, путем создания проблемной ситуации.
(слайд 2 про Лунтика)
_-Лунтик решил составить предложение, но у него это никак не получается. Давайте ему поможем.
- Составьте предложение
-Какие у вас получились предложения?
-Посмотрите, как записал это предложение Лунтик.
(слайд 3 с частью слова)
- Последнее слово не помещается на строчке. Что посоветуете Лунтику?
-А как вы думаете, переносить слово с одной строчки на другую можно по правилу или как захочется?
- Какова тема нашего урока? (если затрудняются, прочитать в учебнике на стр.36 тему урока)
(слайд 4 тема урока)
- Чтобы вы хотели узнать по теме урока?
- Я думаю, что сегодня вы сами выведете правило переноса слов и разработаете алгоритм переноса слов.
Открытие нового знания. Коллективное выведение орфографического правила.
а) Выдвижение гипотезы
-Есть ли у вас предположения, как правильно Лунтику перенести слово?
- Как нам проверить наши предположения?
- Прочитайте в учебнике на стр. 37 правило о том, как же надо переносить слова.
- Как же Лунтик должен перенести слово?
-Запишите и вы это предложение. Разделяя последнее слово для переноса.
(слайд 5 с правильным переносом )
б) Составление алгоритма
- Прочитайте стихотворение.
(слайд 6 - алгоритм)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шо-ко-лад.
-Как будем переносить слова с одной строчки на другую?
Физминутка «Три кота»
6 Первичное закрепление
а)-Разделите слова для переноса.
(слайд 7 )
Арбуз, полка, красный, Денис, гроза
-Давайте проверим
(слайд 8 )
Ар-буз, пол-ка, зем-ля, крас-ный, Де-нис, гро-за
б) Работа по учебнику: (стр. 37 упр. 3.)
-Посмотри, как разделены слова для переноса.
-А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую?
-Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
(слайд 9)
Ро –машка, ромаш – ка
Ва – силёк, васи – лёк
Проблемный вопрос (Слайд 10)
-Всегда ли можно переносить слова по слогам?
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
«Укол» я перенес:
У-кол
И получил за это «кол»,
«Опять» я перенес:
О-пять,
Теперь, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
- Прочитайте это правило в учебнике на стр. 37 внизу.
-Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить.
( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)
-Запишите их в тетрадь.
Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведём итог.
(слайд 11)
Сосна, звук, птица, рыба.
-Найдите лишнее слово. Докажите.
-Как переносятся слова с одной строки на другую?
(слайд 12)
Тест
Как переносятся слова?
а) по слогам; б) как поместятся.
Можно ли переносить одну букву?
а) да б) нет
Оставлять одну букву на строчке?
а) да; б) нет.
Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания?
а) да; б) нет.
-Продолжите предложения:
(слайд 13)
-больше всего мне понравилось….;
-самым интересным на уроке было…;
-эти знания мне пригодятся…..)
Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Оцените себя. Если вы довольны своей работой на уроке, то положите перед собой смайлик с улыбкой, а если вам надо поработать над этим – с грустной рожицей.
(слайд 14)
-Спасибо за урок.