продолжить формирование умения делить слова на слоги и переносить по слогам; отработать навык деления слов на части для переноса; развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов; формировать умение сравнивать слова
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- учиться работать в паре.
Этапы урока | Сценарий урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (1-2 мин) | Девиз урока; «Если есть труд – значит, будет и успех!» | - Как вы понимаете смысл этих слов? | Объясняют смысл пословицы |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 мин) | При проверке ваших тетрадей по математике я увидела такую запись: - Почему была допущена эта ошибка? - Над чем нам следует поработать сегодня? | Включает учащихся в работу, подводит к формулированию темы и целей урока | |
Постановка учебной задачи(4-5 мин) | - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет человек? - Какова же тема нашего урока? (Перенос слов) - Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно переносить слова) | Ведет фронтальную беседу | Отвечают вопросы учителя, с помощью которых формулируют тему и цели урока |
Планирование учебной деятельности (3-4 мин) | -. Надо составить план нашей работы. - Нам приходилось переносить слова с одной строки на другую? Чем мы пользовались при этом? (Правилами) На доске несколько вопросительных знаков. Как вы думаете, что спрятано под ними? (Правила переноса) Правильно. К концу урока нам надо повторить все знакомые правила переноса слов Это 1 пункт плана. - Не зря же девиз нашего урока звучит так: «Если есть труд – значит, будет и успех!» Что надо делать, чтобы достичь успеха? (Трудиться. Применять правила.) 2 пункт нашего плана - Будем применять правила при выполнении заданий . В конце каждой работы надо подводить итог. Что мы должны сделать? (Вывод) 3 пункт нашего плана – сделаем выводы. | Помогает учащимся составить план работы. План Повторим правила переноса слов. Будем применять правила при выполнении заданий. Сделаем выводы. | С помощью учителя составляют план работы. |
Решение учебной задачи(4-5 мин) | Начнем мы свою работу с записи словарных слов Отгадайте загадки, напишите отгадки. Здесь родился, живёшь, Уезжаешь – скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (Родина) Фырчит, рычит, ветки ломает, Пыль поднимает, тебя с ног сбивает, Слышишь его, да не видишь его. (ветер) Антоним к слову «здравствуй» (прощай) Синоним к слову «благодарю» (спасибо) Нарисованное изображение чего-либо. (рисунок) | Предлагает словарную работу, попутно включая полученные ранее знания | Записывают словарные слова |
Первичное закрепление(4-5 мин) | Разделите слова на слоги. Что надо сделать перед выполнением этого задания? (Взаимопроверка) - Для чего мы выполнили эту работу? Зачем нужно уметь делить слова на слоги? Сформулируйте первое правило переноса слов. Прочитайте текст: Шёл ёж. Глядь – зверь, не зверь. - Ты кто? - Паук. - Па-ук? Кыш! - Как так – кыш? - А вот так – кыш и всё тут. Ёж смел. А тот трус – шмыг в щель! - Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а? - Что заметили? Почему в этом тексте слово «паук» лишнее? - Мы можем разделить слово «паук» для переноса. А остальные слова – нет. - Сформулируйте второе правило переноса слов. 3. Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. - Какие слова рассыпались? О, ё, зме, жик, я, кунь - Запишите их. Какое задание мы можем выполнить с этими словами, а какое - не можем? Сформулируйте третье правило переноса слов. | Предлагает выполнить задания, подводящие к формулированию правил переноса слов. | Анализируют выполненное задание. Формулируют правило. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Читают текст, составленный из односложных слов. Формулируют правило. Слова из одного слога не переносятся. Составляют слова из частей. Определяют возможность выполнения задания. Формулируют 3 правило переноса. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку. |
Физминутка | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья осины, Листики тополя, Листья рябины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. | | Выполняют физминутку для пальчиков. |
| 4. Начнём собирать букет из осенних листьев. Но выберем для букета только те листья, на которых слова правильно разделены для переноса. (Работа в парах) (Чай-ка, лей-ка, зай-ка.) - Запишите слова в столбик, разделяя их для переноса. - Почему вы выбрали для букета именно эти листочки? Сформулируйте четвёртое правило переноса слов. 5. На доске выложены слова из отдельных букв: пеньки, деньки, коньки. - Покажите, как правильно перенести эти слова? (дети выходят к доске и раздвигают карточки с буквами, вставляя знак переноса: пень-ки, день-ки, конь-ки) Сформулируйте пятое правило переноса слов. Запишите слова во второй столбик, разделяя их для переноса. - Можно ли объединить эти два правила? Сформулируйте новое правило. 6. Прочитайте ряд слов: Анна, Инна, Эмма. - Какие знания вы можете применить при записи этих слов? (Заглавная буква в именах собственных. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.) Запишите слова, разделите их для переноса. Откройте учебник на с.71. упр 107 Сравните свои выводы с правилами учебника. - Какое правило не знал наш одноклассник, когда писал ответ задачи на уроке математики? | | Работают в парах. Формулируют 4 правило переноса. Букву й при переносе слов не отделяют от стоящей перед ней гласной. Работают у доски. Формулируют 5 правило переноса. Букву ь при переносе слов не отделяют от стоящей перед ней согласной. Объединяют два правила в одно. (Буквы Й и Ь при переносе слов не отделяют от стоящих перед ними букв) Определяют границы знаемого. Формулируют 6 правило переноса. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. - Сравнивают свои выводы с выводами учебника. Возвращаются к первоначальному заданию. Определяют, какое правило нарушено. |
Физминутка | Упражнения для снятия усталости глаз | | Делают физминутку |
Самостоятельная работа и самопроверка (4-5 мин) | с. 71, упр. 108 (по вариантам) | Предлагает задание для самостоятельной работы | Выполняют работу по вариантам. |
Включение нового знания в систему знаний (7-8 мин) | Составьте предложение с одним из записанных слов. Назовите его грамматическую основу. | Предлагает задание для закрепления полученных знаний и повторения ранее изученного | Составляют предложение. Выделяют в нем грамматическую основу. |
Рефлексия (2-3 мин) | Самооценка (Метод незаконченных предложений). Оценивание работы одноклассников. | Оценивает работу учащихся. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке и анализируют работу одноклассников. |
Домашнее задание | с. 72, упр.109, правила | Дает домашнее задание | Записывают домашнее задание |