СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе Тема «Группы слов. Предлог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о понятии «предлог» и его роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать определение «предлог»;

уметь распознавать предлоги в речи;

уметь писать предлоги отдельно от других частей речи;

уметь составлять словосочетания и предложения, правильно используя предлоги

Метапредметные:

развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний;

уметь использовать предлоги для редактирования текста;

уметь находить и исправлять ошибки;

Личностные:

формировать познавательный интерес к учебной деятельности;

иметь навыки сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе Тема «Группы слов. Предлог»»

Урок русского языка в 1 классе

Тема «Группы слов. Предлог»

Цель: формирование представления о понятии «предлог» и его роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать определение «предлог»;

уметь распознавать предлоги в речи;

уметь писать предлоги отдельно от других частей речи;

уметь составлять словосочетания и предложения, правильно используя предлоги

Метапредметные:

развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний;

уметь использовать предлоги для редактирования текста;

уметь находить и исправлять ошибки;

Личностные:

формировать познавательный интерес к учебной деятельности;

иметь навыки сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания


I. Мотивация к учебной деятельности

- Какой сейчас у нас урок? Какое нам нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (Хорошее)

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. (Дети хлопают друг друга по ладоням).

- Настроимся на работу:

Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз - мы начнём сейчас.

-У  нас в гостях необычная большая книга. Прочитайте ее название «Русские народные сказки». 


- Нас сегодня сказка ждёт,

К новым знаниям поведёт.

-Мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок.

-Запишем в тетради число и месяц.

II. Ориентировочный этап. Минутка чистописания.

- Откроем первую страницу книги. (сказка «Заюшкина избушка»)

Стоял у лисы дом ледяной,

Который от солнца растаял весной,

Лисичка-сестричка хитрой была,

К зайке попросилась, его ж и выгнала.

- Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)

- Хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит её задание, то она вернёт домик. А зайка в школе не учился, не сможет он сам его выполнить. Поможем ему?

На доске – игровое поле с квадратами. В каждом квадрате – домике живёт одна буква. От домика к домику прыгает зайчик.








- В домик с какой буквой должен попасть зайчик, если будет соблюдать два условия: прыгнуть должен наискосок через дорожку, эта буква обозначает согласный звонкий всегда твёрдый звук? (В домик с буквой Ж) -Докажите.

- Вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки? ( Жили - были…)

- Посмотрите на ряд и определите порядок следования букв на строке:

Жжа Жже Жжё Жж… (Заглавная, строчная чередуются с гласными буквами по алфавиту)

- Напишите эти буквы до конца строки, соблюдая последовательность, ориентируясь на алфавит.

- Какое правило вы знаете, с этой буквой? (Сочетание «ЖИ» только с «И» всегда пиши)

- Запишите слова под диктовку: жили, ежи, ужин, рыжий

*Самооценка. – Оцените чистописание волшебными яблочками.

III. Целеполагающий этап.

- Перевернём страницу нашей книги (сказка «Маша и медведь»). (Работа в группе. Двое - у доски.)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется сказка? («Маша и медведь») – Сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы. (Повторение правил)

- Вам нужно составить предложение. Что такое предложение? (Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.)

-Составьте предложение по картинке, используя слова на карточке №1.

(Маленькая девочка пошла в лес по тропинке.)

*Взаимопроверка – Оцените свою работу, проверив задание ребят у доски.

(На доске опорная таблица «Части речи»)

- Какие части речи вы знаете? Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет? (Аналогично с прилагательными, глаголами). (У доски ученики соотносят слова из предложения с частями речи, на местах - слова убирают из предложения на парту.)

- Какие слова у вас остались? Почему вы не отнесли их ни в одну из групп?

- Кто знает, как называется эти слова? (Предлог)

- Сформулируйте тему урока. (Открывается тема урока - Предлог)

- Что бы вы хотели узнать о предлоге? (На доске появляется план урока)

1. Что такое предлог?

2. Для чего нужны предлоги?

3. Как пишутся предлоги?

IV. Открытие новых знаний.

-А теперь узнаем, что случилось с девочкой дальше. (На доске запись:)

заблудилась, она, лесу

- Что это? (набор слов). Вы согласны, что это предложение? (Нет.) Почему? (Слова не связаны по смыслу. Не хватает слова) Добавьте. (добавляю – «в»).

- Какое предложение получилось? (Она заблудилась в лесу.)

-Уберите предлог. Что вы убрали: букву или целое слово? (Слово).

- Мы знаем, что слово – это часть речи.

Вывод. Следовательно предлог – это…продолжите мысль. (Предлог – это часть речи)

- (Комментированное письмо) Спишите предложение правильно. Найдите предлог и подчеркните. Получилось бы предложение без предлога?

Вывод: Предлоги в речи необходимы.

- Что такое предлог и для чего он служит? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении. - Учитель подставляет опорные слова к пунктам плана на доске.)

*Самооценка – Проверьте по доске.

Физминутка (гимнастика для глаз по офтальмотренажёру)

V. Операционно – исполнительный этап.

1. - А вот герои новой сказки. Как она называется? (сказка «Гуси - лебеди») (Фронтальная работа)

- Поможем Алёнушке спасти братца. Найдите предлоги, пользуясь иллюстрацией. Запишите их в тетрадь.

(Дети спрятались в печь. Пирожки лежат на печи. Яблоня стоит за печкой. Гуси летят над детьми. Гуси летят в небе)


 

2. Открывается следующая страница книги. (Сказка «Колобок»)

- А сейчас будем учиться добавлять предлоги по смыслу. Поможет нам в этом следующая сказка.

-Знаете ли вы эту сказку? (Да, она называется «Колобок»._ (Работа в паре)

-Колобок приготовил вам задание. Какую песенку он пел в сказке? Давайте вспомним. Возьмите карточку №2 и выполните задание. (Вставить предлоги)

Я Колобок, Колобок! 
…амбару метён, 
… сусечкам скребён, 
… сметане мешён, 
….печку сажён. 
…. окошке стужён. 

(Запись на ИАД) - Колобок выполнил это задание так:

поамбару метён, 
посусечкам скребён,

насметане мешён, 
впечку сажён. 
наокошке стужён. 

- Вы согласны? (нет/да) Почему? Докажите. (Это же слова, а слова в предложении пишутся отдельно)

-  Да ребята, это очень частая ошибка, надо помнить, что предлоги пишутся отдельно.

- Послушайте сказку о предлогах, и вы узнаете, почему они пишутся раздельно со словами.

В одной далекой стране, где жили слова, поселились ма­ленькие слова - предлоги. Несмотря на свой маленький рост они оказались большими драчунами и задирами. Через неко­торое время в стране не осталось ни одного слова, с которым бы не поссорились предлоги. Особенно доставалось словам, которые обозначали предметы. Слова-предметы обиделись на предлоги и, когда те пытались встать рядом с ними, отодвига­лись от предлогов так далеко, что между ними помещалось целое слово. Обычно слова, которые обозначали признаки или вопросные слова, пытались их помирить и вставали между по­ссорившимися, но это ни к чему хорошему не приводило. Слова-предметы не желали прощать драчунов! Со временем предлогам ничего не оставалось, как построить свой собствен­ный дом далеко от остальных слов. Ссора оказалась такой крепкой, что стала правилом: предлоги - это маленькие слова и пишутся с другими словами раздельно!

(Слово «предлог» в переводе с латинского означает « пред» - перед, «логос»-слово», в буквальном смысле «перед словом»

-Как вы думаете это все предлоги русского зыка? (Всего в русском языке около 200 предлогов.)

*Самооценка работы в паре. (с ИАД)

Физминутка (задания на карточках)

3. Дифференцированная самостоятельная работа (сказка «Репка»)

-Узнали сказку? Как она называется? Правильно, это « Репка».

- Герои этой сказки просят помочь вытащить репку. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. Возьмите карточку №3, прочитайте задание и самостоятельно выполните.

1группа – Найти и подчеркнуть предлоги

Цветы стоят в вазе.

Ворона летит над крышей.

Кошка залезла под кресло.

Дети сидят за столом.

2группа – Выберите предлог. Его подчеркните.

Цветы стоят (в, на) вазе.

Ворона летит (под, над) крышей.

Кошка залезла (под, за) кресло.

Дети сидят (над, за) столом.

3группа - Вставьте предлоги по смыслу. (1 – у доски)

Кошка прыгает … (со) стула.

Мальчик спрятался … (за) дерево.

Столик стоит … (у) окна.

Убежал … (от) волка.

*Самопроверка

1, 2 группа – фронтально – Какие предлоги вы подчеркнули? А вы выбрали?

- 3 группа – Проверьте работу одноклассника. Дайте оценку. (сверяют свою работу с работой ученика у доски.)

VI. Рефлексия (На доске изображено дерево.)

- Наше путешествие подошло к концу. Какие сказки нам помогали? Какая главная мысль во всех этих сказках? (добро побеждает зло).

-Кому мы помогли? (Зайке – вернуть домик, Машеньке вернуться домой, героям сказки «Репка»)

- Ребята, принес ли наш урок плоды? (да. Теперь мы знаем, что такое предлоги).

- Нам нужно повесить плоды на нашу яблоньку. Посмотрите на вашу работу в тетради, определите, кружков какого цвета у вас больше. Возьмите с парты «яблочко» такого же цвета и повесьте на нашу волшебную яблоньку.

V. Итог урока (Вернуться к плану в начале урока)

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- Что вы о ней расскажете сегодня дома?

- Что для вас сегодня было трудным?

- Кого из ребят вы бы сегодня особенно похвалили за урок?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!