Урок русского языка в 1 классе
Тема «Группы слов. Предлог»
Цель: формирование представления о понятии «предлог» и его роли в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать определение «предлог»;
уметь распознавать предлоги в речи;
уметь писать предлоги отдельно от других частей речи;
уметь составлять словосочетания и предложения, правильно используя предлоги
Метапредметные:
развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний;
уметь использовать предлоги для редактирования текста;
уметь находить и исправлять ошибки;
Личностные:
формировать познавательный интерес к учебной деятельности;
иметь навыки сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
I. Мотивация к учебной деятельности
- Какой сейчас у нас урок? Какое нам нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (Хорошее)
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. (Дети хлопают друг друга по ладоням).
- Настроимся на работу:
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз - мы начнём сейчас.
-У нас в гостях необычная большая книга. Прочитайте ее название «Русские народные сказки».
- Нас сегодня сказка ждёт,
К новым знаниям поведёт.
-Мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок.
-Запишем в тетради число и месяц.
II. Ориентировочный этап. Минутка чистописания.
- Откроем первую страницу книги. (сказка «Заюшкина избушка»)
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной,
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась, его ж и выгнала.
- Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)
- Хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит её задание, то она вернёт домик. А зайка в школе не учился, не сможет он сам его выполнить. Поможем ему?
На доске – игровое поле с квадратами. В каждом квадрате – домике живёт одна буква. От домика к домику прыгает зайчик.
- В домик с какой буквой должен попасть зайчик, если будет соблюдать два условия: прыгнуть должен наискосок через дорожку, эта буква обозначает согласный звонкий всегда твёрдый звук? (В домик с буквой Ж) -Докажите.
- Вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки? ( Жили - были…)
- Посмотрите на ряд и определите порядок следования букв на строке:
Жжа Жже Жжё Жж… (Заглавная, строчная чередуются с гласными буквами по алфавиту)
- Напишите эти буквы до конца строки, соблюдая последовательность, ориентируясь на алфавит.
- Какое правило вы знаете, с этой буквой? (Сочетание «ЖИ» только с «И» всегда пиши)
- Запишите слова под диктовку: жили, ежи, ужин, рыжий
*Самооценка. – Оцените чистописание волшебными яблочками.
III. Целеполагающий этап.
- Перевернём страницу нашей книги (сказка «Маша и медведь»). (Работа в группе. Двое - у доски.)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется сказка? («Маша и медведь») – Сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы. (Повторение правил)
- Вам нужно составить предложение. Что такое предложение? (Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.)
-Составьте предложение по картинке, используя слова на карточке №1.
(Маленькая девочка пошла в лес по тропинке.)
*Взаимопроверка – Оцените свою работу, проверив задание ребят у доски.
(На доске опорная таблица «Части речи»)
- Какие части речи вы знаете? Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет? (Аналогично с прилагательными, глаголами). (У доски ученики соотносят слова из предложения с частями речи, на местах - слова убирают из предложения на парту.)
- Какие слова у вас остались? Почему вы не отнесли их ни в одну из групп?
- Кто знает, как называется эти слова? (Предлог)
- Сформулируйте тему урока. (Открывается тема урока - Предлог)
- Что бы вы хотели узнать о предлоге? (На доске появляется план урока)
1. Что такое предлог?
2. Для чего нужны предлоги?
3. Как пишутся предлоги?
IV. Открытие новых знаний.
-А теперь узнаем, что случилось с девочкой дальше. (На доске запись:)
заблудилась, она, лесу
- Что это? (набор слов). Вы согласны, что это предложение? (Нет.) Почему? (Слова не связаны по смыслу. Не хватает слова) Добавьте. (добавляю – «в»).
- Какое предложение получилось? (Она заблудилась в лесу.)
-Уберите предлог. Что вы убрали: букву или целое слово? (Слово).
- Мы знаем, что слово – это часть речи.
Вывод. Следовательно предлог – это…продолжите мысль. (Предлог – это часть речи)
- (Комментированное письмо) Спишите предложение правильно. Найдите предлог и подчеркните. Получилось бы предложение без предлога?
Вывод: Предлоги в речи необходимы.
- Что такое предлог и для чего он служит? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении. - Учитель подставляет опорные слова к пунктам плана на доске.)
*Самооценка – Проверьте по доске.
Физминутка (гимнастика для глаз по офтальмотренажёру)
V. Операционно – исполнительный этап.
1. - А вот герои новой сказки. Как она называется? (сказка «Гуси - лебеди») (Фронтальная работа)
- Поможем Алёнушке спасти братца. Найдите предлоги, пользуясь иллюстрацией. Запишите их в тетрадь.
(Дети спрятались в печь. Пирожки лежат на печи. Яблоня стоит за печкой. Гуси летят над детьми. Гуси летят в небе)
2. Открывается следующая страница книги. (Сказка «Колобок»)
- А сейчас будем учиться добавлять предлоги по смыслу. Поможет нам в этом следующая сказка.
-Знаете ли вы эту сказку? (Да, она называется «Колобок»._ (Работа в паре)
-Колобок приготовил вам задание. Какую песенку он пел в сказке? Давайте вспомним. Возьмите карточку №2 и выполните задание. (Вставить предлоги)
Я Колобок, Колобок!
…амбару метён,
… сусечкам скребён,
… сметане мешён,
….печку сажён.
…. окошке стужён.
(Запись на ИАД) - Колобок выполнил это задание так:
поамбару метён,
посусечкам скребён,
насметане мешён,
впечку сажён.
наокошке стужён.
- Вы согласны? (нет/да) Почему? Докажите. (Это же слова, а слова в предложении пишутся отдельно)
- Да ребята, это очень частая ошибка, надо помнить, что предлоги пишутся отдельно.
- Послушайте сказку о предлогах, и вы узнаете, почему они пишутся раздельно со словами.
В одной далекой стране, где жили слова, поселились маленькие слова - предлоги. Несмотря на свой маленький рост они оказались большими драчунами и задирами. Через некоторое время в стране не осталось ни одного слова, с которым бы не поссорились предлоги. Особенно доставалось словам, которые обозначали предметы. Слова-предметы обиделись на предлоги и, когда те пытались встать рядом с ними, отодвигались от предлогов так далеко, что между ними помещалось целое слово. Обычно слова, которые обозначали признаки или вопросные слова, пытались их помирить и вставали между поссорившимися, но это ни к чему хорошему не приводило. Слова-предметы не желали прощать драчунов! Со временем предлогам ничего не оставалось, как построить свой собственный дом далеко от остальных слов. Ссора оказалась такой крепкой, что стала правилом: предлоги - это маленькие слова и пишутся с другими словами раздельно!
(Слово «предлог» в переводе с латинского означает « пред» - перед, «логос»-слово», в буквальном смысле «перед словом»
-Как вы думаете это все предлоги русского зыка? (Всего в русском языке около 200 предлогов.)
*Самооценка работы в паре. (с ИАД)
Физминутка (задания на карточках)
3. Дифференцированная самостоятельная работа (сказка «Репка»)
-Узнали сказку? Как она называется? Правильно, это « Репка».
- Герои этой сказки просят помочь вытащить репку. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. Возьмите карточку №3, прочитайте задание и самостоятельно выполните.
1группа – Найти и подчеркнуть предлоги
Цветы стоят в вазе.
Ворона летит над крышей.
Кошка залезла под кресло.
Дети сидят за столом.
2группа – Выберите предлог. Его подчеркните.
Цветы стоят (в, на) вазе.
Ворона летит (под, над) крышей.
Кошка залезла (под, за) кресло.
Дети сидят (над, за) столом.
3группа - Вставьте предлоги по смыслу. (1 – у доски)
Кошка прыгает … (со) стула.
Мальчик спрятался … (за) дерево.
Столик стоит … (у) окна.
Убежал … (от) волка.
*Самопроверка
1, 2 группа – фронтально – Какие предлоги вы подчеркнули? А вы выбрали?
- 3 группа – Проверьте работу одноклассника. Дайте оценку. (сверяют свою работу с работой ученика у доски.)
VI. Рефлексия (На доске изображено дерево.)
- Наше путешествие подошло к концу. Какие сказки нам помогали? Какая главная мысль во всех этих сказках? (добро побеждает зло).
-Кому мы помогли? (Зайке – вернуть домик, Машеньке вернуться домой, героям сказки «Репка»)
- Ребята, принес ли наш урок плоды? (да. Теперь мы знаем, что такое предлоги).
- Нам нужно повесить плоды на нашу яблоньку. Посмотрите на вашу работу в тетради, определите, кружков какого цвета у вас больше. Возьмите с парты «яблочко» такого же цвета и повесьте на нашу волшебную яблоньку.
V. Итог урока (Вернуться к плану в начале урока)
- С какой новой частью речи познакомились на уроке?
- Что вы о ней расскажете сегодня дома?
- Что для вас сегодня было трудным?
- Кого из ребят вы бы сегодня особенно похвалили за урок?