МБОУ «Джемикентская начальная школа»
Урок русского языка в 1 классе.
Тема:
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?».
Алисултанова И.М.
учитель начальных классов
\Урок русского языка в 1 классе
Тема: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Тип урока: урок изученного нового материала.
Цели:
познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
развивать навык каллиграфического письма;
Планируемые результаты образования:
Предметные: научаться решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, вопросы к словам.выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями описания внешности; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные- усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме.находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.
Оборудование: презентация; тетрадки «Судовой журнал», карточки для работы в группе и в парах, карточка – опора для проведения самооценки.
Ход урока.
Организационный момент (слайд1 )
Учитель: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Приветствие гостям. Читает ученик.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Доверено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем время терять.
Учитель: Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки. Вот с таким радостным настроением мы начнем наш урок . Можете занять свои места (дети рассаживаются).
II. Вхождение в урок. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня у нас не простой урок. Мы отправимся с вами в морское путешествие . Все вы будете моей дружной и надежной командой – исследователями. Надеюсь, вы не подведете меня в этом путешествии. Тема нашего исследования — слова , а какие слова мы будем исследовать, вы узнаете чуть позже. Работать будем в группах и в парах. Давайте вспомним правила работы в группах, в парах. Дети вспоминают и называют правила работы в парах, в группах.
Учитель: А поплывем мы вот на этом кораблике ( слайд 2 –шум моря, море и корабль)
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решились? Плывем!
Учитель: Ребята! На каждом корабле есть свой документ –судовой журнал (Приложение 1), в котором отмечаются все события, происходящие во время плавания. Он лежит перед вами.
III. Прогнозирование предстоящей деятельности. Постановка целей, проблемы урока.
1. Минутка чистописания. (Слайд3)
Учитель: На доске слова: дом, крот, яблоко, веселый.
Какое лишнее? Почему? Пропишем в тетради.
Дети: Лишнее слово веселый. Все остальные слова обозначают предметы.
Учитель: Правильно. Давайте определим на какой вопрос отвечает слово весёлый. Определим тему нашего урока.
Дети :Сегодня мы пройдем слова, обозначающие признаки предметов.
Мы научимся находит слова, обозначающие признаки предметов, научимся задавать вопрос к этим словам, будем подбирать слова, обозначающие признаки предметов.
IV. Открытие новых знаний.
Учитель: Преступаем к исследованию! Для хорошего плавания нужна хорошая погода. А какой может быть погода?
Дети : Ясная, солнечная, теплая, холодная, дождливая, сырая, сухая, осенняя, радостная, облачная, пасмурная, морозная
Учитель: На какой вопрос отвечают все эти слова? (выход на новую тему, что слова которые отвечают на вопросы: какая? какое? какой?)
Запишите дату, классная работа. Записи нужно вести аккуратно, чтобы их легко можно было прочитать. (Во время работы слышен шум моря. Приложение 1.)
Чистописание.
в во ве ви ве весёлый ( Слайд 4)
Мы подплываем к первому острову слов, давайте угадаем что за остров перед нами.
Дети: остров слов :обозначающих предметы
Вы знаете слова обозначающие предметы можно объединить по темам.
Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его, запишите еще по одному слову: (Слайд 5)
Дети работают в «Судовом журнале» стр 3.
Медведь орёл
лилия пенал
ромашка воробей
мак ласточка
проверка по слайду 6
А теперь продолжаем наше путешествие
Слайд 7
Учитель: Догадайтесь, какой следующий остров на нашем пути. Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах?
Дети : это остров слов обозначающих действия предметов.
Учитель: Да правильно. Молодцы.
Подбери к к словам обозначающим предмет, слова обозначающих действие. (Слайд 8) Дети работают в «Судовом журнале» стр 4
Доктор ___________________
Учитель ____________________
Строитель __________________
Газета _____________________
Дети подбирают слова , обозначающие действие предмета..
Проверка по слайду . ( Слайд 9)
Физминутка ( Слайд 10)
А теперь мы отдохнём. Если слово, обозначает предмет то вы хлопаете, а если действия предмета, то топаете.
Дождь , бежать, лежит, мороз, снег, гудит, спит, туча, облако,
вспыхнул, шторм, чинить, свистеть, буран.
Учитель : На нашем пути новый остров . и нам нужно догадаться , какие слова собрались на этом острове. ( Слайд 11)
Дети читают слова и ставят вопросы к данным словам.
Дети : слова отвечающие на вопросы какой какое какая.
Давайте поработаем в парах один из вас составит вопрос по данному рисунку. А другой ответит на этот вопрос.
Учитель: Наш корабль дальше не сможет плыть. Нам нужно доказать , что мы дружная команда
Для этого нам нужно правильно выполнить следующее задание. Правильно восстановить деформированные предложения .Получится у нас?
Дети: Да . Конечно. Мы надёжная дружная команда.
(Приложение 2)
Групповая работа.
Учитель На парте у вас карточки со словами . Вы должны выбрать из данных слов только слова, обозначающие признаки предметов и наклеить их на паруса.
Дорога поезд добрый ясная вкусный алая синие зелёное бегает растёт школа
Учитель: И вот следующее препятствие на нашем пути. Нужно соединить стрелками слова , обозначающие предметы со словами , обозначающими признаки данных предметов.
Соедини стрелками. (Слайд12) Дети работают в «Судовом журнале» стр 5.
Снег добрый Малина пушистый Мальчик высокое Дерево спелая Учитель: Проверим правильно ли мы выполнили задание. (Слайд 13) Учитель : Ребята, мы уже показали как мы дружно работаем в команде, а теперь нам нужно доказать , что мы можем работать вдвоём с товарищем Работа в парах (Приложение 3. карточка, внизу слова для справок) (Слайд 15). После окончания работы дети проверяют по образцу слайд 14 Задание для работы в парах. Закончи предложение: У лисы пушистый ______________________ У зайца длинные _________________________ У волка острые _________________________ Учитель: Следующее задание нам поможет понять насколько хорошо мы можем ориентироваться в словах, обозначающих предмет и в словах , обозначающих признак предмета. Слова , которые обозначают предмет – нужно закрасить жёлтым карандашом, а признак предмета - голубым . Справимся с данным заданием? Дети :Да. Нужно будет правильно определить слова и подчеркнуть нужным карандашом. Дети работают в «Судовом журнале» стр 6 Дождь , красный, большой, мороз, книга, высокий, спелое, машина, чашка спелое, машина, чашка Учитель: Давайте проверим правильно ли вы подчеркнули слова. Внимание на экран (Слайд 15) Учитель : На следующей странице нам даётся задание на выбор. Нужно составить и записать предложение из данных слов. У кого получится справится со сложным заданием те составляют предложение из слов второй строки. Кому будет сложно выполнить это задание , то вы выберите первое предложение.(стр 7 «Судовой тетради») (Слайд 16) Учитель: Ну как, дети, справились с заданиями? Дети : Да. Было не сложно. Учитель: Давайте прочитаем получившиеся предложения. Дети читают свои предложения. Учитель: Молодцы , ребята, отлично справились с заданием .Ну а теперь ,ребята найдем в предложении слово отвечающее на вопрос какая и подчеркнем её волнистой линией. Как будто наша волна приплыла к нашему слову. Дети находят слово и подчеркивают её. Учитель : | |
Дорогие ребята, мы исследовали только несколько островов, ведь исследование - это длительный процесс. Что нового, интересного вы узнали, кто из вас испытывал трудности, поделитесь своими мыслями.
Беседа детей.
- Урок окончен! Давайте подарим друг другу улыбки и поаплодируем. (Хлопаем в ладоши).
Вам понравился урок? А теперь ,кому понравился урок и было интересно закрасьте паруса зелёными карандашами и наклейте на тетрадку, а кто испытал небольшие трудности то с желтыми . А кому было сложно вам нужно закрасить паруса красным цветом. парусами .
Спасибо всем , урок завешён.
Дорога поезд добрый ясная вкусный алая синие зелёное бегает растёт школа
Дорога поезд добрый ясная вкусный алая синие зелёное бегает растёт школа
добрый ясная вкусный алая синие зелёное бегает растёт школа