СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе "Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения прилагательных. Краткие и полные прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок предназначен для учащихся 10 класса. Тема урока «Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Краткие и полные имена прилагательные».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе "Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения прилагательных. Краткие и полные прилагательные"»

Предлагаемый урок предназначен для учащихся 10 класса. Тема урока «Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Краткие и полные имена прилагательные». Содержание урока: вступительное слово учителя, актуализация знаний по изученной теме, проверка домашнего задания (выразительное чтение, работа на доске, индивидуальное сообщение), самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, групповая и коллективная работа с таблицей по обобщению теоретического материала, работа с тренировочными упражнениями по закреплению навыка определения форм степеней сравнения прилагательных, образования кратких форм прилагательных, выявление стилистической функции форм прилагательных, усвоение грамматических и орфоэпических норм, работа со словарем, работа по развитию речи (работа с художественным текстом, выразительное чтение и аудирование, стилистический анализ текста), создание проблемных ситуаций, исследовательский характер работ. Концепция урока состоит в том, чтобы продолжить закрепление знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, его грамматических характеристиках, синтаксической роли, стилистических возможностях. Тренировать навык использования форм сравнения и кратких форм прилагательных как средств речевой выразительности, тренировать навык слушания и построения высказывания (устного и письменного), навык оценочных высказываний и аргументированных ответов.

Воспитательные задачи урока: донести до учащихся важность широкого использования стилистических возможностей форм прилагательных в речи, сформировать представление о важности богатства и выразительности речи для точной коммуникации, как свидетельство культуры речи;

Эстетические задачи: раскрыть перед учащимися эстетические возможности форм сравнения прилагательных, формировать у учащихся навык восприятия произведений искусства (словесных), анализа его с точки зрения стилистических возможностей форм прилагательных. Формирование личностно значимых оценочных суждений и тренировка навыка их выражения в форме речевого высказывания.

Задачи лингвистического развития учеников: повторение знаний об имени прилагательном как части речи, его грамматических категориях, синтаксической роли; актуализация знаний о способах образования форм сравнения прилагательных и кратких форм прилагательных, усвоение грамматических и орфоэпических норм, вызывающих затруднение у учащихся.

Задачи речевого развития учащихся: повторение знаний о тексте, стилях речи, выразительных средствах языка, формирование навыка стилистически и ситуативно оправданного использования в речи разных форм прилагательных.

С основными понятиями урока (прилагательное как часть речи, степени сравнения, полная и краткая формы прилагательного, стили речи, текст, диалог, его типы, и т.д.) учащиеся знакомились в курсе русского языка средней школы, в задачи данного урока входит их систематизация, тренировка и развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Домашнее задание имело индивидуальный и творческий характер. 2 учащихся получили индивидуальное задание сделать морфологический разбор прилагательного, учащиеся подготовили чтение наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева, выделили в нем прилагательные разных разрядов, определили их стилистическую роль. Чтение поэтического текста вводило учащихся в мир произведений искусства и подводило к активному анализу характера использования выразительных возможностей форм прилагательных, способствует развитию коммуникативной компетенции. Выступления учащихся органично входят в структуру урока, сопровождаются минимальными комментариями учителя. Готовит учащихся к дальнейшему восприятию художественных текстов и их анализа с точки зрения выразительных возможностей прилагательных. В процессе подготовки индивидуального домашнего задания сложность состоит в том, чтобы добиться адекватного восприятия поэтического текста учащимися.

На этапе проверки домашнего задания тренируется навык выразительной устной речи, анализа поэтического текста, высказывания оценочного аргументированного высказывания; повторения грамматических признаков имени прилагательного. В процессе прослушивания сообщения учащегося тренируется навык восприятия устной речи и ее оценки, построения оценочного суждения привитие норм культуры речи (основ этикетного общения).

На этапе работы с материалом учебника, составлением таблицы развивается навык исследовательской (самостоятельной поисковой) деятельности учащихся. Работа в группах способствует поиску моделей позитивной коммуникации между участникам группы.

На этапе выполнения упражнений тренируется морфологический,орфографический и орфоэпический навык учащихся; на этапе знакомством с художественным текстом (чтение, прослушивание) развивается эстетическое чувство учащихся, в процессе анализа текстов тренируется навык понимания темы, идеи высказывания, типом диалога, оценки использования в речи участников диалога выразительных возможностей форм сравнения прилагательных.

На 1-м этапе урока учащиеся должны знать понятия части речи, грамматических категорий имени прилагательного, понятие степени сравнения и способов образования форм сравнения прилагательных, понятие о краткой и полной форме прилагательного, способ образование краткой формы, грамматические и синтаксические отличия форм прилагательных, диалог, уметь оперировать ими. На последующих этапах закрепляются указанные выше понятия, тренируется грамматическая и орфоэпическая норма, стилистический анализа текста с точки зрения определения выразительных возможностей форм сравнения прилагательных. На этапах работы над упражнениями 189, 190 тренируется навык учащихся образовывать грамматические формы прилагательных, орфографический и орфоэпический. На этапе работы над текстом упражнения 191 формулируется навык определения типа диалога, определения стилистической роли частей речи, формируется способность определять тему текста, видеть роль форм прилагательных для такие качества речи. как выразительность, образность, оценочность (ироничность). На каждом этапе урока осуществляется тренировка навыка устной и письменной речи.

Работа на уроке предполагает смену видов деятельности, превалирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работы в группах, решение проблемных задач, развитие эстетического чувства, креативного и логического мышления, восприятия устной речи и построения устного и письменного высказывания. В ходе урока актуализируются межпредметные связи (апелирования к знаниями по литературе).

Домашнее задание имеет творческий характер, предполагает тренировку коммуникативного навыка устной и письменной речи, построения письменного высказывания разного типа, использования выразительных возможностей прилагательных, повторения знаний об имени прилагательном и правописании форм прилагательных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!