1.Самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений II. .Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок. А девиз нашего урока звучит так: «Где есть желание, найдётся путь!» - Как вы понимаете эти слова? Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство. – Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Какими качествами должны обладать детективы? - Вы готовы к работе? Тогда начнём! И первая наша задача с вами пройти экспресс- опрос. Это значит – быстрый опрос. Вопросы: Что такое грамматическая основа? Какой член предложения отвечает на воросы где, куда, когда, зачем? Как пишутся предлоги со словами? (раздельно) Как проверить безударный гласный в корне слова? (Поставить под ударение) Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Букв а, у, и после шипящих?) Что такое синонимы? (близкие по значению) Как называется предложение в котором есть только главные члены? (простое, нераспространённое) Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием? _ Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». Минутка чистописания. Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. - Какой звук вы слышали чаще всего? - Охарактеризуйте его. - Какой буквой обозначается? - Пропишем заглавную и строчную букву З 2. Словарная работа. Игра «Фотоглаз» - Ребята, положите ручки. На экране вы видите слова. Сфотографируйте их глазками, запомните написание этих слов. Запишите слова в тетрадь через запятую. Словарь: иней, декабрь, мороз, январь, ветер, праздник.(Слайд №2) - Как связаны эти слова по смыслу? - Составьте предложения на тему «Зима», используя эти слова. - Почему не получилось? - Какие части речи вы знаете? - Что вы о них знаете? Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Но можно ли на одну «полку» положить слова мороз и лесной, на другую парта и идти. Будет ли порядок? Почему? _ Правильно, эти слова относятся к разным частям речи. И объединять в группы слова мы будем по их признакам. | Приветствие своих одноклассников, учителя Быть очень внимательным Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать. Отвечают на вопросы Дату Запись даты и классной работы Звук [ з ] Согласный, звонкий парный Буквой З Запись словарных слов в тетрадь Проверка тетради соседа по парте С темой «Зима» Только существительные, нет других частей речи Имя прилагательно, глагол Называют признаки этих частей речи Надо их как-то сгруппировать. Разные части речи |
| Работа в группах. И первое задание для детективов. Каждая группа получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь Имя существительное Название предмета (кто?что?) | Имя прилагательное Признак предмета (какой? К | кая? Какое? Какие?) Глагол Действие предмета (что делать? Что сделать?) |
| | | 1группа: декабрь, в дует, но, ветер, за, холодный, падает. 2 группа: белый, в, деревья, и, блестит, на, иней, окно. 3 группа: небо, в, плывут, по тучи, или, тяжёлый, бежит. - Представители от каждой пары прочтите слова, которые вы внесли в таблицу. - Какие слова вы не использовали.? Как вы считаете они являются частью речи? - Чтобы определить к какой части речи относится слово, надо задать вопрос. Получается задать вопрос к этим словам? - Но еам надо определить к какой части речи они относятся. - Как ы думаете какова же тема нашего урока? Чем сегодня будем заниматься? - Разобраться в этом нам поможет наш учебник. В преддверии Нового года для вас приготовлен такой замечательный торт. Рассмотрим его. | Выполняется работа в группах Представители от каждой группы зачитывает ответы Предлоги, союзы Нет Учится определять части речи |
Физминутка | - Я называю слова, если это имя существительное, вы поднимаете руки вверх, имя прилагательное — руки в стороны, глагол — приседаете. Снежинка, ледяной, воет, на, праздничный, год, зима, весёлый, радостный, и, встречать, отдыхать. | |
ΙII. Открытие новых знаний. | 3 4Работа с определением и схемой. стр. 146-147. (Слайд №4) - На какие две группы разделены все слова в русском языке? - Сколько самостоятельных частей речи вы видите? - Какие знакомые служебные части речи вы видите, кроме предлога? - Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? (Нельзя задать вопрос) - Обратите внимание у каждой части речи есть свои признаки это слои нашего торта? Какие? (Что обозначает часть речи, вопрос, грамматические признаки частей речи, роль в предложении) - Посмотрите сколько нового и интересного мы узнаем о каждой части речи. Правило стр. 148. Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. | |
ΙV.Работа по учебнику. Развитие умений – применение знания. | - Давайте рассмотрим торт внимательно. На сколько частей разделен торт? -Я думаю вы уже догадались, что части нашего торта и являются частями речи. - Среди этих частей, есть знакомые вам? Назовите. - Давайте подробно рассмотрим слои торта. Что показывает каждый слой. -Еще все эти части речи поделены на 2 большие группы. Какие? - Сколько самостоятельных частей? Сколько служебных? -Ребята, давайте закрепим наши знания и выполним упражение № 4. Прочитайте задание к упражнению. - Хорошо, с заданием мы справились. Теперь я предлагаю вам поработать с текстом, а точнее вспомнить расстановку знаков препинания при однородных членах и с использованием союзов. - я сейчас вам раздам небольшие тексты. Из текста сбежали все запятые и так как мы с вами детективы ваша задача найти их и правильно их расставить. Работаем самостоятельно. - Молодцы. Справились с заданием. | 10 Да, им. сущ., им. прил., глагол, предлог, союз. Самостоятельные и служебные Работа над упражнением |
Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. | - Что повторили мы за урок? - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов. Лист самооценки На уроке я работал активно - пассивно Своей работой на уроке доволен – не доволен За урок я не устал - устал Моё настроение стало лучше – стало хуже Материал урока мне был понятен – непонятен лёгким-трудным | Что называется сущ., прил., гл. Самостоятельные части речи, служебные Определять части речи |