СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Части слава"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе "Части слова" УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Части слава"»

Урок русского языка в 3 классе

«Состав слова»

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Цели урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);

- создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- совершенствование и расширение знаний об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова; повторение орфограмм.

2. Развивающие:

- развитие умения разбирать слова по составу, логического мышления, зрительной памяти, наблюдательности, монологической речи;

- развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие интереса к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитание уважения друг к другу;

- воспитание любви к языку, к природе.

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.


Ход урока

1. Организационный момент.

- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.

2. Приветствие гостей

- Сегодня, ребята на уроке у нас гости, поприветствуем их.

-У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).

- Ребята, отгадайте загадку.


Лес разделся

Неба просинь

Это время года (Осень)


- Чем занимаются животные в осенний период? Заготовкой кормов на зиму


3. Словарная работа

На доске стихотворение

- Вставить  букву, объяснить  написание (на месте орфограммы осенний листик)


Далеко ещё з…ма

Но не для потехи,

Тащит белка в закрома

Яг…ды, орех.


К…пуста козлёнку,

М…рковь зайчонку,

Яг…да медвежонку,

рех бельчонку,

Ябл…ко ежонку.


4. Постановка учебной задачи


Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!


- О каких частях идёт речь? О морфемах: корень, окончание, приставка, суффикс, основа


- Соберём осенний букет из листьев. Ребята собирают листочки (на обороте которых указаны части слова, дать её определение, для чего служит, как выделяется) и крепят листочки на доску.


5. Упражнение в определении частей слова


КОРЕНЬ

- О какай морфеме идёт речь?

Я самый главный в слове:

Такая уж мне честь.

И я в любой основе,

И в каждом слове есть! (корень)


- Как в слове определить корень? Подобрать родственные слова


- На доске плакаты с изображением деревьев. Ваша задача подобрать однокоренные слова и одеть деревья в осенний наряд (работа в группах)


Речевой материал:

  1. Сад (садовый, садовник, посадка, пересадка, садик, рассада, садочек)

  2. Холод (холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить…)

  3. Лес (лесок,лесочек,лесник,лесовик,лесничество,подлесок,лесозаготовка,лесной,лесистая…)


6. Упражнение в распознавании однокоренных слов


- Молодцы! Так сплочённо могут работать только настоящие друзья.

- Прочитайте предложение на доске, в котором говорится о друзьях:


У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит…


- Я написала стихотворение используя однокоренные слова? нет, у слов разное лексическое значение


7. Упражнение в определении частей слова


ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА СЛОВА

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)


- О каких морфемах идёт речь?


Практическая работа

- Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучала пословица. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

- Запиши словосочетания грамматически верно (работа с комментированием у доски).


Подкрался к (лиса)

Увидел (белка)

Увидел (лиса)

Дупло (белка)

Охотился за (лиса)

Любовался (белка)

Хвост (лиса)

Думал о (белка)



- Как определить в слове «окончание»? изменить форму слова


ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились полетели

И на землю тихо сели.


8. Упражнение в определении частей слова


ПРИСТАВКА

Своим местом я горжусь:

Перед корнем нахожусь! (приставка)


- О какой части слова идёт речь? Приставка


Практическая работа

- А сейчас немного поиграем, я буду называть словосочетания, а вы замените его одним словом. Например: часы на стене – настенные (работа в тетрадях и у доски)


Шаг без шума – …(бесшумный)

Переход под землей – …(подземный)

Камни под водой – …(подводные)

Совет без пользы – …(бесполезный)


- При помощи какой части слова образовали слова? приставка


- Как определить в слове приставку? Подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.


9. Упражнение в определении частей слова


СУФФИКС

Среди морфем я вот таков:

Образовал всех больше слов! (Суффикс)


- О какой части слова идёт речь? суффикс


Практическая работа


    1. Как большой дом превратить? (добавить суффикс – ик)

    2. Как из маленького хвостика сделать большой? (отнять суффикс – ик)

    3. Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)

    4. Как из тракториста, получить машину? (отбросить суффикс – ист)

    5. Как лесника, превратить в лес лес? (отнять суффикс – ник)

6) Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)


Резерв

Добавьте к словам суффиксы, чтобы получилось название профессий людей:

Сад (садовник), фокус (фокусник), баян (баянист), груз (грузчик).


10. Разбор слов по составу

Практическая работа

Подорожник, поход , тропинка , грибок , цветочки , зимушка школьный , городской , соседская , машинка, зимнее , подстаканник , морской , заморозки , связка , прорубь , посадка , перевязка , перегородка , вырубка, бесстрашный , шумный , кровный , безвкусный , грамотный.


11. Работа по тестам

- А сейчас напишем с вами небольшой тест

1.Часть слова без окончания называется
Е – корень
У – основа

2.Чтобы найти корень надо
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

3.Окончание – это
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

4.Суффикс служит
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

5.Приставка стоит
Х – после корня
К – перед корнем

6.Приставка, корень, суффикс
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова


12. Итог урока

А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.

  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)

  3. Приставка, как в слове переход.

  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)

  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)



Ответ: переменка.

Резерв

Части слова потеряли свои места, вам нужно правильно составить слова, записать в тетрадь и разобрать по составу.

И, НИК, ПОД, СНЕЖ.

А, УШК, КОРМ.

А, К, ПО, САД.

ХОД, ПЕРЕ, НИК.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!