1.Организационно-мотивационный этап. Организац ионный момент. Повторение ранее изученной темы | Настроить на урок и на изучение новой темы. | Словесный:рассказ, беседа Наглядный:слова на доске Практический: работа у доски | Ф | – Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Меня зовут Полина Ивановна и сегодня я буду вашим учителем. Наконец, настала весна, хоть солнышка еще мало, оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Присаживайтесь. - Посмотрите, на доске разбросаны слова. Их нужно разделить в 3 группы. Но в какие, вы должны догадаться сами. Подумайте, а теперь 3 человека выходят к доске. я ты он оно они | Сосна веселье шар банан собака | Наступила плавал становилась проходил съела | -Как вы разделили эти слова в столбики, по какому принципу? -Верно, в 1 столбике слова-местоимения. Что вы знаете о местоимениях? -Правильно, во 2 столбике слова-существительные. Что вы знаете о существительных? | -в 1 столбике местоимения -во 2 столбике существительные | К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем; П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; -познакомятся с новой информацией. |
2. Ориентировочный этап Создание проблемной ситуации Определение темы урока Определение цели и задачи урока | Подготовка к восприятию темы Заинтересовать детей для изучения новой темы Определить тему урока совместно с детьми Поставить цели и задачи урока совместно с детьми | Словесный:беседа Наглядный: наглядности | Ф | -а что же вы можете сказать о словах из 3 столбика? На какой вопрос они отвечают? -может кто-нибудь знает, как называются эти слова? -Верно, эти слова называются глаголы. -Кто-нибудь уже догадался, о чём мы с вами будем говорить на уроке? -Верно, тема нашего урока «глагол как часть речи».(вывешивается на доске) - Что бы вы хотели узнать о глаголе? -Верно, сегодня мы с вами узнаем что обозначает глагол, на какие вопросы он отвечает, зачем они нужны в речи и как их находить в тексте. (вопросы вывешиваются на доске) | -они отвечают на вопрос «что делать?» -глаголы -о глаголах -что обозначает глагол? -на какие вопросы отвечает? -зачем глаголы нужны в речи? -Как находить глаголы в тексте? | П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; -познакомятся с новой информацией. Р:- формулируют тему и задачи урока при помощи учителя; |
3. Поисково-исследовательский А)чтение текста Б)графическое оформление признаков изучаемого предмета на доске В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы 2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия А)формулировка вывода из наблюдений б)чтение правила в учебнике В)сравнение, анализ и уточнение полученного книжного определения | Анализировать формулировки правил, понятий Оформить графический факты языка Сравнение, классификация, выделение существенных признаков Оформить правило, понятие Сравнивать, анализирован, уточнять формулировки правил, понятий. | Словесный: аудио Наглядный: текст на доске Практический: работа по тексту | Ф | -послушайте вот такое сообщение. Я звонила по телефону и вкратце попросила рассказать своего братика, вашего сверстника, чем он занимался на выходных. Но связь была плохая и некоторые слова были непонятны. (включается аудиозапись без глаголов) Выходные. Я в деревне. Бабушка вкусный каравай. А с дедушкой мы. После обеда с друзьями на лыжах .Я нашу деревушку. Но потом всё таки связь наладилась, и я всё таки сумела расслышать, что он хотел мне сказать.(включается аудио с глаголами) Наступили выходные. Я гостил в деревне. Бабушка испекла вкусный каравай. А с дедушкой мы рыбачили. После обеда катались с друзьями на лыжах. Я люблю нашу деревушку. И вот этот же разговор на доске. (Этот же текст появляется на доске) посмотрите прочитайте и сравните . –Чем они отличаются? – Какие слова помогают понять, чем занимался он на выходных? - что называют слова, которые добавились во 2 тексте? -На какой вопрос отвечают слова, которые добавились во 2 тексте? -Значит для чего нам нужны глаголы? -Вот мы и ответили на целых 3 вопроса вопроса. На какие? -Какой сделаем вывод? 1.что называет глагол?(действие) 2.Зачем глаголы нужны в речи?(чтобы передать действие). 3.На какой вопрос отвечают глаголы?(что делать? что сделать?) Давайте откроем учебники на странице 52 и прочитаем что написано в рамочке. -Сравните, как получилось у нас и как написано в учебнике? -что нового из учебника нам нужно добавить к нашим выводам? (Карточки вывешиваются на доске рядом с вопросами). Отдохнём и устроим физминутку. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | - в 1 нет никаких действий, только существительные и прилагательные - глаголы. -действие -что делать? что сделать? Они передают точно и достоверно все действия, события. Нужны для того, чтобы было понятно, кто чем занимается -глагол-это самостоятельная часть речи. | Л:- осознают значение русского языка как инструмента для коммуникаций - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; К: - умеют слушать и вступать в диалог с учителем; - умеют взаимодействовать в группе; - умеют слушать новую информацию; - умеют выражать свою мысль. П:-умеют распознавать глаголы среди других частей речи; - находят глаголы в тексте и применяют их в речи. Р:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; |
4. Практический этап Выполнение упражнений | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков. | Практический: выполнение упражнения Наглядный:карточки словесный:объяснение | П | Работаем в парах. Возьмите листочки на столах. Прочитайте. (фронтальная проверка) Какие части речи в каждой строчке? – Что общего у слов в каждой строчке? – Что обозначают слова в строчках? (действие, предмет, признак.) – Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? - Найдите глаголы, подчеркните их 1) зеленый, зелень, зеленеет 2) старичок, старый, стареет 3) петь, пение, певец 4) звон, звонит, звонкий 5) кричат, крикливый, крикун. Давайте проверим, по цепочке – Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?(задать вопрос « что делать? Что сделать?») Запишите дату, классная работа. Запишите эти глаголы в тетради в одну строчку через запятую. ЕСЛИ ОСТАЁТСЯ ВРЕМЯ. Охарактеризуйте вашу работу на уроке 3 глаголами. | Существительное-предмет, прилагательное – признак, глагол- действие -они однокоренные -задать вопрос «что делать?» | П:-умеют распознавать глаголы среди других частей речи; - находят глаголы в тексте и применяют их в речи. К:- умеют слушать новую информацию; - умеют выражать свою мысль. |
5.Рефлекси вно- оценочный этап: 1.Рефлексия деятельности учащихся. 2.Итог урока по изученной теме. 3.Домашнее задание. 4.Итог работы класса | Оценить свои достижения. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Закрепить полученные на уроке умения. Оценить достижения класса. | Словесный: беседа, объяснение | Ф | У меня есть три предмета. урна, мясорубка и чемодан. Куда бы вы положили ваши знания, которые открыли сегодня? в урну, если вы их выбросите и они вам не понадобятся, в чемодан, если вы их возьмёте с собой и они вам еще понадобятся или же в мясорубку, если ваши знания нужно доработать и дополнить. А теперь давайте ответим на все вопросы, которые мы ставили в начале урока. -что такое глагол?(самостоятельная часть речи) -что обозначает глагол?(действие предмета) -на какие вопросы отвечает?(что делать? Что сделать?) -зачем глаголы нужны в речи?(для того, чтобы передать действие) -Как находить глаголы в тексте?(задать вопрос «что делать?») Дома вам нужно выучить «Узелки на память» со страницы 52 и написать сочинение о том, чем вы занимались на каникулах или на карантине, используя глаголы.( стр. 52 - выуч. Узелки; соч. про каникулы, исп. Гл.) Большое спасибо вам за урок. Я довольна вашей работой. Все встаём. Урок закончен, можете быть свободны. | | Р:-адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем; - умеют выражать свою мысль. |