КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка по теме: «Разбор слова по составу», 3-й класс.
УМК: «Школа России». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок-закрепление.
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков в разборе слов по составу.
Задачи, направленные на формирование:
Предметных результатов:
закреплять понятия морфем «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;
отрабатывать с учащимися умение работать по алгоритму разбора слова по составу;
закреплять знание о правописании корня в однокоренных словах;
способствовать развитию орфографического навыка.
Метапредметных результатов:
1. Регулятивные
осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах, группах;
уметь договариваться в паре и группах в ходе работы над заданием;
учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
учиться оценивать свои достижения в работе.
2. Познавательные
пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
строить рассуждение по теме урока под руководством учителя.
3. Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностных результатов:
формирование ценностного отношения к русскому языку;
формирование уважительного отношения к результату труда одноклассников;
формирование эстетических потребностей;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки, смайлики.
Организационный момент (психологический настрой).
-К нам пришли гости, поприветствуем.
Посмотрите на меня.
Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Слушайте внимательно.
Объясняйте обстоятельно.
Ответить хотите – не шумите,
А только руку поднимите.
Актуализация знаний.
«Разминка для ума»
- Проведем разминку для ума.
Быстро отвечайте на вопросы.
1. Общая часть родственных слов называется … (корнем).
2. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – … (окончание).
3. Часть слова без окончания – это … (основа).
4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – … (приставка).
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов – это … (суффикс).
- Мы назвали части слова.
Это корень, окончание, основа, приставка, суффикс.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Разбор слов по составу) Слайд 1
- Предположите, что мы будем делать на уроке. (Отрабатывать умения разбирать слова по составу, выделять значимые части слова) Слайд 2
- Это и будут задачи нашего урока.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2) Минутка чистописания. Слайд 3
На доске: -еньк- , пере-, над-, -ов-, под-, -ушк-.
(Обратить внимание на соединение букв)
(Учитель записывает на доске.)
- Выписать приставки. (пере, над, под-,)
- Выписать суффиксы. (еньк-, ов-, ушк-.)
- А какие из сочетаний могут быть предлогами? (над, под)
Выключить проектор.
3) Орфографическая минутка.
Запись слов под диктовку на доске: СТОЛИЦА, ПОГОДА, МОРОЗ, ОГУРЕЦ, ОВОЩИ.
-Как называются данные слова?
-Составьте предложение со словом обед. ( Мама приготовила вкусный обед.)
-Запишите, подчеркните грамматическую основу.
- Подберите к слову мороз однокоренные слова разных частей речи и запишите в тетрадь. ( Один ученик работает за доской)
мороз – сущ.
морозить – глаг.
морозный – прил.
- Выделите корень.
- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)
Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС, САД, ТРАВА. Если в слове услышите корень ЛЕС – хлопок в ладоши, корень САД – топанье ногами, корень ТРАВ – тишина.
Лес-хлопок | Сад-топот | Трав-тишина |
ЛЕСНИК, | САДОВНИК, | ТРАВИНКА |
ЛЕСНОЙ, | САДОВОД | ТРАВУШКА |
ЛЕСНИЧИЙ, | ПЕРЕСАДКА | ТРАВЯНОЙ |
ЛЕСНИК, ТРАВИНКА, САДОВНИК, САДОВОД, ТРАВУШКА, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИЧИЙ, ПЕРЕСАДКА, ТРАВЯНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК.
3. Работа по теме урока.
1. Повторить Памятку 5 «Как разобрать слово по составу» (стр. 146 учебника).
-Вспомним последовательность разбора слов по составу. (Выставляю карточки)
2. Разбор слов по составу. Запись слов в тетрадь.
-Запишите слово ТРАВУШКА ( На доске вместе)
На доске: ПЕРЕХОД, ХЛЕБНЫЙ, ПРОБЕЖКА, (Самостоятельно) Слайд 4
Проверка. 2 учащихся разбирают слова на доске.
3. Работа по учебнику – упражнение 187 (работа в парах).
ПОДРУЖКА
Прочитать вслух.
Один учащийся записывает слово ПОДРУЖКА на доске и разбирает слово по составу с кратким объяснением.
- Что нам помогло выполнить задание верно? (Знание частей слова)
4. Самостоятельная работа. Слайд 5
К каждой схеме подбираются соответствующие слова. Выделите части слова.
БЕРЕЗА, ЗЕЛЕНЫЙ, ДОЧКА, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ЛЕСНОЙ, ЗАМОРОЗКИ
Проверка с доской. Слайд 6
4. Рефлексия.
- Теперь пускай каждый из вас оценит свою работу на уроке: Слайд 7
6. Подведение итогов.
- Назовите части слова.
- Какая часть самая важная? (Корень)
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)
- Какие части служат для образования слов? (Приставка и суффикс)
- Что служит для связи слов в предложении? (Окончания)
- Все ли задачи урока мы выполнили?
- Что помогло нам выполнить задачи урока? (Знания правил, частей слов, умение их находить, разбирать слова по составу)
5. Домашнее задание.
Учебник с.97 упр. 183 Слайд 8
Спасибо за урок. Слайд 9
6