2.1 Прослушивание сказки (проблемное задание) Для того чтобы узнать тему урока, прослушайте сказку которая называется «Сказка о чудесном дереве» и предположите тему урока. Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила: -Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части. -Корни, ствол, ветки, листья. -Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»? -Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень. -Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?» Ребята задумались. -Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве. Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!». И поселилось слово среди людей, и стало скитаться, и попросило слово их: -Посадите меня в землю. -Зачем?- удивились люди. -Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей. Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его. Долго из земли ничего не росло, но наконец, показалось маленький росток. Как тебя зовут, росток?- спросили люди. Ходить,- ответил он. Опять «ходить»! А где же другие слова? Будет! Вы только чаще меня поливайте. Стали люди ухаживать за ростком лучше прежнего, и превратился он в могучий ствол. А когда ствол начал ветвиться, спросили люди первую веточку: Как тебя, веточка, зовут? Приходить, - ответил она. Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала: Приходите, завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется. А тебя как зовут?- спросили люди. Приход,- ответила новорожденная. На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить». Так каждый день чудесное дерево дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами. Вот какое дерево тогда выросло. -Вот мы прослушали сказку. Каковы ваши предположения о теме урока? -Это для вас новый материал? -А как вы думаете над, чем мы будем работать на уроке? (повторить алгоритм разбора слова по составу, выполняя разные виды упражнений совершенствовать способы действий) - Ребята, сегодня я предлагаю вам, выполняя различные упражнения, направленные на повторение, создать сборник упражнений по теме «Состав слова», и поэтому основной формы работы на уроке будет работа в парах, все упражнения вы будете выполнять в парах, и за данную работу вы получите отметки. -Для того чтобы нам было легче работать давайте составим план нашей работы. -Как вы думаете, что мы будем делать вначале? Вы знаете основные понятия, которые используют при разборе слова по составу? Как вы думаете, что нужно сделать? (повторить основные понятия) -Какой будет следующий пункт плана? (выполнение упражнений) - После выполнения разных упражнений, вы будете создателями нашего сборника, вам нужно будет составить творческое задание, которое поможет вам правильно выполнять разбор слова по составу. И поэтому следующий пункт – это творческое задание. -Далее мы подведем итоги нашей работы. 2.2 Повторение основных понятий по теме «Состав слова». -Для того чтобы повторить состав слова, выполним задание. -Возьмите карточки №1. -Вам нужно подчеркнуть лишнее слово. Работаем в парах. И докажите правильность своего выбора. 1. Гореть, угорать, гора 2. Горе, нагорный, горевать 3. Пот, потолок, потливый 4. Море, морщины, морской 5. Боль, большой, больница 6. Вода, водить, водник -А теперь давайте проверим. -Какое слово лишнее в 1 строке? -Почему это слово лишнее? Докажите. -Какое слово лишнее в 2 строке? -Почему это слово лишнее? Докажите. (проверяем совместно задание) -Как называются слова, которые остались? Почему? (родственные слова, так как у них один корень) -Что мы повторили, выполняя данное задание? (что такое родственные слова) -А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. Появился из-под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый самый нежный, Чистый маленький ... Отгадка (ответ): Подснежник -Ребята, как вы думаете что это? -Запишите это слово у себя в тетради, а я запишу на доске. -Как вы думаете, что нужно сделать с этим словом? (разобрать его по составу) -Давайте вместе разберем это слово. -Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (алгоритм, знать, что такое корень, окончание, суффикс, приставка, основа) -Выполняя разбор слова - подснежники мы повторим алгоритм, и основные понятия. -Что нужно вначале сделать? (прочитать слово) -Кто прочитает слово? -Какой следующий пункт? (выделить окончание) -А что такое окончание? (Это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении) -Каким может быть окончание? (нулевым) -Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Чтобы найти окончание нужно изменить слово) -Давайте изменим слово подснежник? (нет подснежника, о подснежнике) -Какое окончание в этом слове? (нулевое) -Что нужно сделать сейчас? (поставить знак ) -Окончание является изменяемой частью, а что является неизменяемой частью слова? (основа) -Что такое основа? (Основа – это слово без окончания. Основа – это неизменяемая часть слова. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня, суффикс и приставка.)   -В данном слове назовите мне основу. Выйдет (имя) к доске и символом обозначит основу. -Что мы выделим далее? (корень) -А что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.) -Чтобы правильно выделить корень, что нужно сделать? (Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.) -Давайте подберем однокоренные слова к слову подснежник и выделим корень. (снежинка, снег) -Какой корень? – снеж- -Какой пункт мы еще не выполнили? (найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть)) -А что такое приставка? (Приставка стоит перед корнем. Она образует новые слова. Приставки пишутся слитно со словами! Приставка – это часть слова. Поэтому она пишется со словами слитно.) -В этом слове есть приставка? (да). -Какая приставка? (под-) -Выделим приставку. -Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.) -Какой суффикс в этом слове? (-ник-) под - приставка снеж - корень ник - суффикс нулевое окончание подснежник - основа -Какой цели мы достигли, выполняя данное задание? (повторили алгоритм разбора слова по составу, повторили понятия корень, суффикс, приставка, окончание, основа) |