СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку на тему "Состав слова" 3 класс Школа России Школа 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 4

ОС: «Школа 2100»

Тема: Состав слова. Повторение.

Цель урока: Совершенствование и углубление знаний и  умений о разборе слова по составу.

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети проявляют интерес к уроку русского языка и демонстрируют умение работать в коллективе по достижению определенной цели.
  • Метапредметный: дети демонстрируют умение ставить цель и задачи, планируют свою деятельность, оценивают, корректируют и контролируют действия, анализируют, сравнивают информацию, планируют сотрудничество, разрешают  конфликты, управляют поведением партнера, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Предметный: Дети демонстрируют  знания об основных понятиях морфемики: о корне, приставке, суффиксе, окончании и основе слова; умеют разбирать слова по составу на основе словообразовательного анализа; обогащают словарный запас.

Задачи:

  • Воспитательная:  прививать  интерес к уроку русского языка в процессе деятельности и формировать умение работать в коллективе.
  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (анализ, сравнение, синтез, выбор наиболее эффективных способов решения, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
  • Образовательная: совершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе, окончании и основе слова; развивать умение разбирать слова по составу на основе словообразовательного анализа; обогащать словарный запас учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку на тему "Состав слова" 3 класс Школа России Школа 2100»

Конструкт урока русского языка

Дягилевой Василины Петровны

Класс: 4

ОС: «Школа 2100»

Тема: Состав слова. Повторение.

Цель урока: Совершенствование и углубление знаний и умений о разборе слова по составу.

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети проявляют интерес к уроку русского языка и демонстрируют умение работать в коллективе по достижению определенной цели.

  • Метапредметный: дети демонстрируют умение ставить цель и задачи, планируют свою деятельность, оценивают, корректируют и контролируют действия, анализируют, сравнивают информацию, планируют сотрудничество, разрешают конфликты, управляют поведением партнера, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Предметный: Дети демонстрируют знания об основных понятиях морфемики: о корне, приставке, суффиксе, окончании и основе слова; умеют разбирать слова по составу на основе словообразовательного анализа; обогащают словарный запас.

Задачи:

  • Воспитательная: прививать интерес к уроку русского языка в процессе деятельности и формировать умение работать в коллективе.

  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (анализ, сравнение, синтез, выбор наиболее эффективных способов решения, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

  • Образовательная: совершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе, окончании и основе слова; развивать умение разбирать слова по составу на основе словообразовательного анализа; обогащать словарный запас учащихся.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: Принцип деятельности, доступности, последовательности, диалогизации.


Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, наблюдение), наглядные (демонстрация), практические (упражнения, инсценировка).

  2. По дидактическим целям:

  • Методы приобретения новых знаний;

  • Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.

  2. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

  1. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)

  2. Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

  1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение.

  2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.

  3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная.

Средства обучения:

  1. Демонстрационные:

  • Доска

  • Слайд – презентация

  1. Индивидуальные:

  • Учебник

  • Карточки

Тип урока: Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

  3. Комплексное применение и систематизация знаний.

  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

  5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).

  6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).


Список литературы:

  1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

  2. Примерная основная программа образовательной системы «Школа 2100»

  3. Русский язык. Учебник для 3-го класса.В 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2007. – 144с.: илл. (Серия «Свободный ум»)

  4. Русский язык. Учебник для 3-го класса.В 2-х ч. Часть 2. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2007. – 176с.: илл. (Серия «Свободный ум»)

  5. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1/ Под науч. ред. акад. А.А.Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2008. – 144с.: илл. (Серия «Свободный ум»)

  6. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 2/ Под науч. ред. акад. А.А.Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2007. – 128с.: илл. (Серия «Свободный ум»)

  7. http://festival.1september.ru/articles/630531/

  8. http://ppt4web.ru/uploads/ppt/242/f4b1603333f3821482f33b0fedade2a4.pp

  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/problemnyy-urok-v-3-klasse-tema-uroka-myagkiy-znak-na-kontse-imyon


Макет доски


13 февраля.

Классная работа.













Ход урока:

Этап

Методы и приемы

Деятельность учителя, обучающихся.

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, художественное слово.


С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем наш урок!

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Петровна, я проведу сегодня у вас урок русского языка.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.


2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить основные понятия при изучении темы «Состав слова» выполняя упражнения.

По источнику получения знаний:

Словесные:

беседа,

Наглядные:

демонстрация

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого.



2.1 Прослушивание сказки (проблемное задание)


Для того чтобы узнать тему урока, прослушайте сказку которая называется «Сказка о чудесном дереве» и предположите тему урока.

Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила:

-Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части.

-Корни, ствол, ветки, листья.

-Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»?

-Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень.

-Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?»

Ребята задумались.

-Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве.


Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!». И поселилось слово среди людей, и стало скитаться, и попросило слово их:

-Посадите меня в землю.

-Зачем?- удивились люди.

-Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей.

Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его.

Долго из земли ничего не росло, но наконец, показалось

маленький росток.

Как тебя зовут, росток?- спросили люди.

Ходить,- ответил он.

Опять «ходить»! А где же другие слова?

Будет! Вы только чаще меня поливайте.

Стали люди ухаживать за ростком лучше прежнего, и превратился он в могучий ствол.

А когда ствол начал ветвиться, спросили люди первую веточку:

Как тебя, веточка, зовут?

Приходить, - ответил она.

Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала:

Приходите, завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется.

А тебя как зовут?- спросили люди.

Приход,- ответила новорожденная.

На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить». Так каждый день чудесное дерево

дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами.

Вот какое дерево тогда выросло.


-Вот мы прослушали сказку. Каковы ваши предположения о теме урока?

-Это для вас новый материал?

-А как вы думаете над, чем мы будем работать на уроке? (повторить алгоритм разбора слова по составу, выполняя разные виды упражнений совершенствовать способы действий)

- Ребята, сегодня я предлагаю вам, выполняя различные упражнения, направленные на повторение, создать сборник упражнений по теме «Состав слова», и поэтому основной формы работы на уроке будет работа в парах, все упражнения вы будете выполнять в парах, и за данную работу вы получите отметки.

-Для того чтобы нам было легче работать давайте составим план нашей работы.

-Как вы думаете, что мы будем делать вначале? Вы знаете основные понятия, которые используют при разборе слова по составу? Как вы думаете, что нужно сделать? (повторить основные понятия)

-Какой будет следующий пункт плана? (выполнение упражнений)

- После выполнения разных упражнений, вы будете создателями нашего сборника, вам нужно будет составить творческое задание, которое поможет вам правильно выполнять разбор слова по составу. И поэтому следующий пункт – это творческое задание.

-Далее мы подведем итоги нашей работы.


2.2 Повторение основных понятий по теме «Состав слова».

-Для того чтобы повторить состав слова, выполним задание.

-Возьмите карточки №1.

-Вам нужно подчеркнуть лишнее слово. Работаем в парах. И докажите правильность своего выбора.

1. Гореть, угорать, гора

2. Горе, нагорный, горевать

3. Пот, потолок, потливый

4. Море, морщины, морской

5. Боль, большой, больница

6. Вода, водить, водник

-А теперь давайте проверим.

-Какое слово лишнее в 1 строке?

-Почему это слово лишнее? Докажите.

-Какое слово лишнее в 2 строке?

-Почему это слово лишнее? Докажите.

(проверяем совместно задание)

-Как называются слова, которые остались? Почему? (родственные слова, так как у них один корень)

-Что мы повторили, выполняя данное задание? (что такое родственные слова)


-А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький ...

Отгадка (ответ): Подснежник

-Ребята, как вы думаете что это?

-Запишите это слово у себя в тетради, а я запишу на доске.

-Как вы думаете, что нужно сделать с этим словом? (разобрать его по составу)

-Давайте вместе разберем это слово.

-Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (алгоритм, знать, что такое корень, окончание, суффикс, приставка, основа)


-Выполняя разбор слова - подснежники мы повторим алгоритм, и основные понятия.

-Что нужно вначале сделать? (прочитать слово)

-Кто прочитает слово?

-Какой следующий пункт? (выделить окончание)

-А что такое окончание? (Это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении)

-Каким может быть окончание? (нулевым)

-Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Чтобы найти окончание нужно изменить слово)

-Давайте изменим слово подснежник? (нет подснежника, о подснежнике)

-Какое окончание в этом слове? (нулевое)

-Что нужно сделать сейчас? (поставить знак )

-Окончание является изменяемой частью, а что является неизменяемой частью слова? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это слово без окончания.

Основа – это неизменяемая часть слова. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня, суффикс и приставка.)

-В данном слове назовите мне основу. Выйдет (имя) к доске и символом обозначит основу.

-Что мы выделим далее? (корень)

-А что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.)

-Чтобы правильно выделить корень, что нужно сделать? (Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову подснежник и выделим корень. (снежинка, снег)

-Какой корень? – снеж-

-Какой пункт мы еще не выполнили? (найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть))

-А что такое приставка? (Приставка стоит перед корнем. Она образует новые слова. Приставки пишутся слитно со словами! Приставка – это часть слова. Поэтому она пишется со словами слитно.)

-В этом слове есть приставка? (да).

-Какая приставка? (под-)

-Выделим приставку.

-Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.)

-Какой суффикс в этом слове? (-ник-)

под - приставка

снеж -  корень

ник - суффикс

нулевое окончание

подснежник - основа 

-Какой цели мы достигли, выполняя данное задание? (повторили алгоритм разбора слова по составу, повторили понятия корень, суффикс, приставка, окончание, основа)

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Логические УУД:

анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные УУД:

умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.


3.Комплексное применение и систематизация знаний. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.


Задача:


По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

Практические: упражнения, повторение

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Создание ситуации успеха

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.


3.1 Выполнение упражнения совместно.

-К какому пункту плана мы переходим? (выполнение упражнений)

- Для того чтобы вы смогли самостоятельно выполнить упражнения, давайте вместе выполним следующее задание.

- Возьмите карту№ 2. Задание: вам нужно соотнести стрелкой схему со словом, которое подходит к ней.


весна


звёздочка


покрышка


пылесос

- Что нужно сделать для того чтобы выполнить это задание?

(разобрать слова по составу)

- Выделите мысленно в словах корень, приставки, суффиксы, окончание и основу.

- А затем соотнесите схему со словом.

-Давайте проверим. Правильно выполнили мы задание? (проверяем)

-А сейчас мы перейдем к созданию нашего сборника.

-Каждая пара получит свою карточку, вам нужно:

1. прочитать задание.

2. выполнить задание (самостоятельно)

3. проверить совместно.

4. рассказать всем об этом задании.

5. оценить работу.

Всего вы выполните 3 упражнения, все они разного уровня. И поэтому за каждое упражнение вы получите балл. В сумме получите оценку. Каждое упражнение будет выполняться 3-5 минут.


Если вам не будет понятно задание, поднимите руку, и я к вам подойду, объясню.

Для того чтобы качественно выполнить задание и получить хорошую оценку, ознакомимся с критериями оценивания, которые лежат у вас на парте:

    1. Задание должно быть правильно выполнено.

    2. И все задания вы должны выполнять совместно: то есть осуществлять помощь и проверку.

    3. Качество творческого задания.

-Всем понятно, что нужно делать?

-Тогда приступаем к выполнению 1 задания.

КАРТОЧКИ №:




-А сейчас, кто готов рассказать о задании, поднимите руку.

-Давайте проверим, как вы выполнили задание, и познакомим других с ним.

-Само упражнение, вы видите на слайде, а вам нужно рассказать о нем и как вы его выполнили.

-Проверяем 2-3 задания.

ЭТАП ФИЗМИНУТКА.

-А сейчас приступаем ко второму заданию.

-Работа такая же, 5 минут на работу.

КАРТОЧКИ №:




ПРОВЕРКА:




А сейчас задание сложнее, и поэтому выполнить его вы можете вдвоем. А затем проверим.

КАРТОЧКИ №:




ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ:




ВЫВОД: Интересные упражнения вы выполняли?

Помогут они вам, или другим учащимся при изучении состава слова?

А как вы думаете, достаточно ли этих заданий?

Упражнения, которые вы выполняли, были разного уровня сложности. Все они направленны на изучение и повторение состава слова.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

поиск и выделение необходимой информации;

Логические УУД:

анализ, синтез и сравнение объектов;

построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные УУД:

умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.


4.Физминутка.

Задача: отдохнуть, снять мышечное и психологическое напряжение.


Методы эмоционального стимулирования: использование игр, игровых форм.


-А сейчас давайте отдохнем.

Встаньте все возле своих мест.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о – опустим их опять.

Вот и все. Настало время

С за – зарядку завершать.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД:

умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

5.Организация творческой работы.

Задача: организовать творческую работу детей.

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: Временная работа в парах.



-Для того чтобы наш сборник был богат упражнениями, я предлагаю вам составить своё упражнение в парах, которое может быть похоже на выполненные упражнения. Но в неё будут другие слова или будет несколько заданий.

-Если вы не успеете на уроке, вам нужно дома закончить составлять упражнение, и затем сдать учителю. Затем мы с вами соберем весь сборник. И получим результат плодотворной работы.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

Логические УУД:

анализ, синтез и сравнение объектов;

построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные УУД:

умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение.

  • Создание ситуации успеха

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа


-Ребята, какая была сегодня тема урока?

-Как мы повторили материал?

-Что в результате этой деятельности у нас должно получиться?

-Понравилась ли вам, такая работа, поднимите сигнал зеленого цвета.

-Закончим составлять сборник?

-Кто может использовать этот сборник? Для чего его смогут использовать?

-Составляя сборник упражнений мы повторили состав слова, вспомнили, что такое родственные слова, корень, приставка, суффикс, основа слова, окончание. Познакомились с разнообразными упражнениями. Мы попробовали составить сборник, который может пригодиться и вам, и другим ученикам и учителю.

-Ребята, а сейчас сдайте карточки, листочки с оценками и сигналы.

-проверив листы отметок, мы поставим оценки вместе с учителем.

-Урок закончен.


Личностные УУД: самоопредление;

нравственно-этическое оценивание;

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


4