Тема урока | Род имён существительных. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Дата проведения | 22.01.2021 г. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. |
Задачи | Актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; познакомить со способом определения рода имени существительного. |
| Планируемые результаты Предметные Знания: Умения: |
| Метапредметные Познавательные (в т.ч. логические) УУД: Извлекать информацию из текста, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.) Проводить сравнение и классификацию слов; Формулировать выводы, обобщать информацию. Регулятивные УУД: Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке, учебную задачу; Планировать свою деятельность на уроке; Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; Допускать возможность различных точек зрения, аргументировать свой ответ. Личностные: Мотивы учебной деятельности; Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Мотивация к творческому труду. |
| | |
Ход урока | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация познавательной деятельности |
1.Организация и эмоциональный настрой класса. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - У нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Слайд № 2 Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! Слайд № 3 - А теперь попытаемся определить, на сколько комфортно, вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Покажите мне своё настроение с помощью смайликов: радостно, грустно, спокойно. - Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу. - Что от вас необходимо будет на уроке? - Я желаю вам продуктивной работы на уроке и достижения новых вершин. | Настраиваются на урок, проверка готовности. Предположения учащихся: старание, внимание, аккуратность, уважение друг к другу и.т.д. | РУУД: учатся самоорганизовываться. ЛУУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
2.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - На уроках русского языка мы узнаём что-то новое, неизвестное. И чтобы подготовиться сделать какие-то новые открытия, мы должны вспомнить то, что мы уже знаем. - Прочитайте слова. Слайд №4 Св.ча, л.сник, пч.ла, сер.це, м.лыш, со.нце. - Вставьте букву, назовите орфограмму и подберите проверочное слово. - Что вы можете сказать об этих словах? - Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном. - Фронтальный опрос. - Как вы считаете эти признаки у сущ-х постоянные или непостоянные? (постоянные) - А как изменяются имена сущ-е? - А число имен сущ-х – это постоянный признак? - И так мы с вами вспомнили всё, что мы знаем об имени существительном. - Оцените свою работу на данном этапе. | Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе. Обуч-ся вставляют пропущенные буквы и объясняют правописание слов. Это имена существительные. Уч-ся рассказывают всё, что они знают об имени существительном. -Постоянные. - По числам. - Нет. | КУУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. РУУД: Оценивать правильность выполнения действия. ЛУУД: умение анализировать свои действия и управлять ими. |
Поисковый этап |
3.Постановка учебной проблемы. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. | - Число, существительное, род, предмет. Слайд №5 - О каком понятии мы ещё не говорили? - В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи. - Я думаю, что вы меня поняли, и назовёте мне слово, в котором заключена тайна нашего урока. - Давайте обратимся к знакомым уже словам: свеча, лесник, пчела, сердце, малыш, солнце. Слайд №6 - На какие группы вы сможете разделить эти слова? - Почему вам не трудно было это сделать? - Теперь разделите эти существительные на 3 группы. - Вы смогли выполнить это задание? - Почему? В чём затруднение? - Какой вопрос возникает? - Значит, существует ещё какой-то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. - В каком слове заключается тайна нашего урока? - Сформулируйте тему нашего урока. Слайд №7 - А теперь давайте попробуем сформулировать цель, опираясь на тему урока. Используя для этого опорные слова. Слайд № 8 1. Познакомиться с … (с понятием род имён существительных). 2.Учиться … ( правильно определять род имён существительных) - Оцените свою работу на данном этапе урока. | Отвечают на вопросы учителя. РОД Ответы уч-ся: 1) одуш, и неодуш. 2) слова с безуд. гласной и непроизносимой согласной. - Известный материал. - Нет. - Не хватает знаний. -По какому признаку можно разделить эти слова? - Род. - Род имен существительных. Формулируют тему и цель урока. | РУУД: Учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: Учатся учитывать другое мнение и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. РУУД: Учатся совместно с учителем определять тему и цели урока. |
4. «Открытие» учащимися новых знаний. Цель: познакомить с понятием род имён существительных, учить правильно определять род имён существительных в единственном числе. | - Вернёмся к нашим словам: свеча, лесник, пчела, сердце, малыш, солнце. Слайд № 9 - Какие будут предположения для определения рода имён существительных? - Кто-нибудь может предложить алгоритм решения учебной проблемы? - Сложно это сделать? - Давайте посмотрим, какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? - Как обращаются к женщине или мужчине? - Значит, это существительное, какого рода? - К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ. - Аналогично проводиться работа с другими словами. - Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р. - На какие же 3 группы вы разделили имена существительные? По какому признаку? - Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю вам такое стихотворение. Слайд № 10 Женский род запомню я И скажу: она, моя. И запомню род мужской И опять скажу: он, мой. Средний род – оно моё Это правило твоё! - Как же определить род имён существительных? - А как вы считаете, этот грамматический признак у существительного постоянный или непостоянный? ВЫВОД: - Давайте прочтём правило в учебнике (с. 25) и посмотрим, соответствуют ли выводы, сделанные нами, выводам учебника. Слайд № 11 (таблица) -Оцените свою работу. Физкультминутка. - Я буду произносить слова, если это существительное женского рода – похлопать, мужского рода – потопать, среднего рода – присесть. Парта, дневник, окно, стул, зеркало, дверь, пальто, стол, книга, шкаф, платье, зима. | Побуждение к выдвижению гипотез. Например: свеча- она. Выявление особенностей определения рода у имён существительных. Уч-ся формулируют правило об определении рода имён существительных. | ПУУД Применение методов информационного поиска. КУУД Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ЛУУД: Формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность. |
Практический этап |
5.Первичное осмысление и закрепление Цель: закрепить знания по определению рода имени существительного. 6.Применение полученных знаний на практике. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | 1.Упр. 39 с. 125 - Прочитайте задание к упражнению. - С какой целью вы будете выполнять это упражнение? - Выполнение упражнения «по цепочке». - Проверка. - Научились определять род имён существительных? - Выделите окончания. - Сейчас мы с вами узнаем ещё один секрет имён существительных. - Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м.р.? ср.р.? 2.Упр. 41 с. 26 - Прочитайте задание. - Что вам необходимо сделать в этом упражнение? - Спишите, Укажите род, Выделите окончания. - Взаимопроверка. - Оцените работу своего товарища. 3..Самостоятельная работа. Слайд № 12 - Списать слова. Вставить пропущенные буквы. Определить род существительных. Сам.лёт, обл.ко, т.традь, п.нал, с.бака, п.льто, п.тух, к.рова, ябл.ко, в.рона. - Самопроверка по образцу. Слайд № 13 - Оцените результат своей работы. | Выполняют задания, обосновывая способ определения рода у существительных. Формулируют задание, выполняют его. Производят взаимопроверку. Сравнивают выполненную работу с образцом. Самоконтроль. | ПУУД: Применяют полученные знания в решении практических задач. ПУУД: Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания. |
Рефлексивно – оценочный этап |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности и всего класса в целом. | 1.Игра «Найди пару» Слова для игры Слайд № 14 1.Папа | 4.Сосед | 7.Баран | 10.Кот | 2.Мужчина | 5.Волк | 8.Сын | 11.Брат | 3.Дедушка | 6.Внук | 9.Бык | | | | | | Учитель передаёт солнышко ученику и загадывает слово под любым номером. Уч-ся подбирает пару женского рода. Передаёт солнышко следующему и называет слово, к которому надо подобрать пару. - Какая задача стояла перед нами в начале урока? - Как вы считаете, вы справились с ней? - Расскажите, как определить род имён существительных. - Приведите примеры имен существительных ж.р., м.р., ср.р. - С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока? - Вы довольны своей работой? - Оценка работы на уроке в целом. - С каким настроением вы заканчиваете урок? Слайд № 15 | Подбирают пару женского рода к слову мужского рода: Папа – мама, мужчина – женщина, дедушка – бабушка, сосед – соседка и.т.д. Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Дают самооценку своей деятельности на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | ПУУД: Учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. КУУД: учатся выражать свои мысли. РУУД: Учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Оценка результатов работы. |
6. Домашнее задание | Слайд № 16 1.Упр. 42, пр. с.25,26 2.Разноуровневые задания: карточки. | Осмысливают полученное задание. Определяются с объёмом домашнего задания. | РУУД: Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача. | 2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных. Почёт, рядом, труд, живут, и. Матери, лучше, сердце, солнца, греет. Мастерство, в, почёте, всегда. До, язык, Киева, доведёт. | 3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных. Утро, дождь, плащ, луч солнца. |
1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача. | 2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных. Почёт, рядом, труд, живут, и. Матери, лучше, сердце, солнца, греет. Мастерство, в, почёте, всегда. До, язык, Киева, доведёт. | 3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных. Утро, дождь, плащ, луч солнца. |
1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача. | 2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных. Почёт, рядом, труд, живут, и. Матери, лучше, сердце, солнца, греет. Мастерство, в, почёте, всегда. До, язык, Киева, доведёт. | 3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных. Утро, дождь, плащ, луч солнца. |