СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему " Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему " Род имён существительных"»

Технологическая карта урока


Тема урока


Род имён существительных.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Дата проведения

22.01.2021 г.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи

Актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; познакомить со способом определения рода имени существительного.


Планируемые результаты

Предметные

Знания:

  • О постоянных признаках имени существительного;

Умения:

  • Определять род имён существительных


Метапредметные

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

  • Извлекать информацию из текста, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.)

  • Проводить сравнение и классификацию слов;

  • Формулировать выводы, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке, учебную задачу;

  • Планировать свою деятельность на уроке;

  • Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

  • Допускать возможность различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Личностные:

  • Мотивы учебной деятельности;

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • Мотивация к творческому труду.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация познавательной деятельности

1.Организация и эмоциональный настрой класса.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

Слайд № 2

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

Слайд № 3

- А теперь попытаемся определить, на сколько комфортно, вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Покажите мне своё настроение с помощью смайликов: радостно, грустно, спокойно.

- Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу.

- Что от вас необходимо будет на уроке?

- Я желаю вам продуктивной работы на уроке и достижения новых вершин.

Настраиваются на урок, проверка готовности.










Предположения учащихся: старание, внимание, аккуратность, уважение друг к другу и.т.д.


РУУД:

учатся самоорганизовываться.

ЛУУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- На уроках русского языка мы узнаём что-то новое, неизвестное. И чтобы подготовиться сделать какие-то новые открытия, мы должны вспомнить то, что мы уже знаем.

- Прочитайте слова. Слайд №4

Св.ча, л.сник, пч.ла, сер.це, м.лыш, со.нце.

- Вставьте букву, назовите орфограмму и подберите проверочное слово.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.

- Фронтальный опрос.

- Как вы считаете эти признаки у сущ-х постоянные или непостоянные? (постоянные)

- А как изменяются имена сущ-е?

- А число имен сущ-х – это постоянный признак?

- И так мы с вами вспомнили всё, что мы знаем об имени существительном.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе.




Обуч-ся вставляют пропущенные буквы и объясняют правописание слов.

Это имена существительные.


Уч-ся рассказывают всё, что они знают об имени существительном.


-Постоянные.


- По числам.

- Нет.

КУУД:

учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.









РУУД:

Оценивать правильность выполнения действия.

ЛУУД: умение анализировать свои действия и управлять ими.

Поисковый этап

3.Постановка учебной проблемы.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.





















- Число, существительное, род, предмет. Слайд №5

- О каком понятии мы ещё не говорили?

- В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.

- Я думаю, что вы меня поняли, и назовёте мне слово, в котором заключена тайна нашего урока.

- Давайте обратимся к знакомым уже словам: свеча, лесник, пчела, сердце, малыш, солнце. Слайд №6

- На какие группы вы сможете разделить эти слова?


- Почему вам не трудно было это сделать?

- Теперь разделите эти существительные на 3 группы.

- Вы смогли выполнить это задание?

- Почему? В чём затруднение?

- Какой вопрос возникает?


- Значит, существует ещё какой-то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока?

- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд №7

- А теперь давайте попробуем сформулировать цель, опираясь на тему урока. Используя для этого опорные слова.

Слайд № 8

1. Познакомиться с …

(с понятием род имён существительных).

2.Учиться … ( правильно определять род имён существительных)

- Оцените свою работу на данном этапе урока.



Отвечают на вопросы учителя.




РОД


Ответы уч-ся: 1) одуш, и неодуш.

2) слова с безуд. гласной и непроизносимой согласной.


- Известный материал.


- Нет.

- Не хватает знаний.

-По какому признаку можно разделить эти слова?



- Род.

- Род имен существительных.


Формулируют тему и цель урока.

РУУД:

Учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КУУД:

Учатся учитывать другое мнение и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.












РУУД:

Учатся совместно с учителем определять тему и цели урока.

4. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель: познакомить с понятием род имён существительных, учить правильно определять род имён существительных в единственном числе.

- Вернёмся к нашим словам: свеча, лесник, пчела, сердце, малыш, солнце. Слайд № 9

- Какие будут предположения для определения рода имён существительных?

- Кто-нибудь может предложить алгоритм решения учебной проблемы?

- Сложно это сделать?

- Давайте посмотрим, какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?

- Как обращаются к женщине или мужчине?

- Значит, это существительное, какого рода?

- К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ.

- Аналогично проводиться работа с другими словами.

- Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.

- На какие же 3 группы вы разделили имена существительные? По какому признаку?

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю вам такое стихотворение. Слайд № 10

Женский род запомню я

И скажу: она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род – оно моё

Это правило твоё!

- Как же определить род имён существительных?

- А как вы считаете, этот грамматический признак у существительного постоянный или непостоянный?

ВЫВОД:

- Давайте прочтём правило в учебнике (с. 25) и посмотрим, соответствуют ли выводы, сделанные нами, выводам учебника. Слайд № 11 (таблица)

-Оцените свою работу.

Физкультминутка.

- Я буду произносить слова, если это существительное женского рода – похлопать, мужского рода – потопать, среднего рода – присесть.

Парта, дневник, окно, стул, зеркало, дверь, пальто, стол, книга, шкаф, платье, зима.


Побуждение к выдвижению гипотез.







Например: свеча- она.


Выявление особенностей определения рода у имён существительных.














Уч-ся формулируют правило об определении рода имён существительных.

ПУУД

Применение методов информационного поиска.

КУУД

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






















ЛУУД:

Формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.

Практический этап

5.Первичное осмысление и закрепление

Цель: закрепить знания по определению рода имени существительного.












6.Применение полученных знаний на практике.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

1.Упр. 39 с. 125

- Прочитайте задание к упражнению.

- С какой целью вы будете выполнять это упражнение?

- Выполнение упражнения «по цепочке».

- Проверка.

- Научились определять род имён существительных?

- Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем ещё один секрет имён существительных.

- Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м.р.? ср.р.?

2.Упр. 41 с. 26

- Прочитайте задание.

- Что вам необходимо сделать в этом упражнение?

- Спишите, Укажите род, Выделите окончания.

- Взаимопроверка.

- Оцените работу своего товарища.


3..Самостоятельная работа. Слайд № 12

- Списать слова. Вставить пропущенные буквы. Определить род существительных.

Сам.лёт, обл.ко, т.традь, п.нал, с.бака, п.льто, п.тух, к.рова, ябл.ко, в.рона.

- Самопроверка по образцу. Слайд № 13

- Оцените результат своей работы.





Выполняют задания, обосновывая способ определения рода у существительных.












Формулируют задание, выполняют его.

Производят взаимопроверку.








Сравнивают выполненную работу с образцом. Самоконтроль.



ПУУД:

Применяют полученные знания в решении практических задач.

















ПУУД:

Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания.

Рефлексивно – оценочный этап

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности и всего класса в целом.

1.Игра «Найди пару»

Слова для игры Слайд № 14

1.Папа

4.Сосед

7.Баран

10.Кот

2.Мужчина

5.Волк

8.Сын

11.Брат

3.Дедушка

6.Внук

9.Бык






Учитель передаёт солнышко ученику и загадывает слово под любым номером. Уч-ся подбирает пару женского рода. Передаёт солнышко следующему и называет слово, к которому надо подобрать пару.


- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

- Как вы считаете, вы справились с ней?

- Расскажите, как определить род имён существительных.

- Приведите примеры имен существительных ж.р., м.р., ср.р.

- С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?

- Вы довольны своей работой?

- Оценка работы на уроке в целом.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Слайд № 15



Подбирают пару женского рода к слову мужского рода:

Папа – мама, мужчина – женщина, дедушка – бабушка, сосед – соседка и.т.д.








Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Дают самооценку своей деятельности на уроке.





Формулируют конечный результат своей работы на уроке.







ПУУД:

Учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

КУУД:

учатся выражать свои мысли.


РУУД:

Учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Оценка результатов работы.


6. Домашнее задание

Слайд № 16

1.Упр. 42, пр. с.25,26

2.Разноуровневые задания: карточки.

Осмысливают полученное задание.

Определяются с объёмом домашнего задания.

РУУД:

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.















1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.


Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.


Почёт, рядом, труд, живут, и.

Матери, лучше, сердце, солнца, греет.

Мастерство, в, почёте, всегда.

До, язык, Киева, доведёт.


3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных.


Утро, дождь, плащ, луч солнца.

1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.


Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.


Почёт, рядом, труд, живут, и.

Матери, лучше, сердце, солнца, греет.

Мастерство, в, почёте, всегда.

До, язык, Киева, доведёт.


3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных.


Утро, дождь, плащ, луч солнца.

1.Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.


Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2.Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.


Почёт, рядом, труд, живут, и.

Матери, лучше, сердце, солнца, греет.

Мастерство, в, почёте, всегда.

До, язык, Киева, доведёт.


3.Составьте рассказ, используя слова. Определите род всех имён существительных.


Утро, дождь, плащ, луч солнца.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!