СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Изменение имен прилагательных по числам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Изменение имен прилагательных по числам»

 

Цель: развитие умения определять число имен прилагательных.

Задачи.

1. Углубить знания обучающихся об имени прилагательном;

отрабатывать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род и число.

2. Формировать умения самостоятельно находить словосочетания в предложениях.

3. Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса; развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

4. Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку; уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Изменение имен прилагательных по числам»»

Прусакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска


Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Изменение имен прилагательных по числам»


Цель: развитие умения определять число имен прилагательных.

Задачи.

1. Углубить знания обучающихся об имени прилагательном;

отрабатывать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род и число.

2. Формировать умения самостоятельно находить словосочетания в предложениях.

3. Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса; развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

4. Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку; уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

(Звучит музыка П.И. Чайковского Времена года. “Март. Песня жаворонка“

  1. Актуализация знаний:

- Ребята, скажите какое сейчас время года? (Весна)

- А вы знаете, что в народе каждую весну 22-е марта считается второй встречей весны, это день весеннего равноденствия, потому что день и ночь имеют равную длину. В этот день из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

- Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый и т.д.)

- Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

- Кто догадался, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

(Дети: об имени прилагательном)

Давайте поиграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь беда…» и вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. Приготовьте сигнальные карточки.

Да – зелёный цвет

Нет – красный цвет

Учитель собирает цветок: середина - прилагательное, лепестки – признаки:

  • Часть речи

  • Какой? Какая? Какое? Какие?

  • Признак предмета

  • Связано с существительным

  • Украшает наш язык

  1. Верите ли Вы, что прилагательное – что часть слова? (неверно)

  2. Верите ли Вы, что прилагательное – это часть речи? (верно)

  3. Обозначает признаки предмета? (верно)

  4. Верите ли Вы, что эта часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (верно)

  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (неверно)

  6. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (верно)

  7. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (верно)

  8. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (неверно)

  9. Имя прилагательное дружит с глаголом? (неверно)

  10. Имя прилагательное дружит с существительным? (неверно)

  11. Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?

- Ребята, обобщите все сказанное и расскажите правило, что такое имя прилагательное.

(Имя прилагательное – это часть речи, отвечающая на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?», обозначает признак предмета. Прилагательное связано по смыслу с именем существительным. Прилагательное делает нашу речь яркой, красивой, точной, выразительной.)

-Все ли лепестки мы прикрепили? (нет) Что это означает?

-Лепестки не все. Это означает, что мы еще не всё знаем об именах прилагательных.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

-Сегодня мы будем углублять знания об имени прилагательном, открывать новые знания.

  1. Самоопределение к деятельности:

Назовите «лишнее слово». (На доске записаны слова)

- Прочитайте слова.

Ландыш, трава, тёплый, птицы, ручей.

- Назовите «лишнее» слово. (тёплый)

- Почему вы так решили? (тёплый – это имя прилагательное, а все остальные слова имена существительные)

- Скажите какое число у каждого существительного?

- А сможем ли мы определить число слова тёплый?

- Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

- Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

Число имён прилагательных

- Давайте обозначим задачи урока?

  • будем учиться определять число имен прилагательных;

  • узнать, на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе;

  • какие окончания имеют прилагательные во множественном числе.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам

- Прочитайте народную примету сегодняшнего дня.


- Найдите в этом предложении словосочетания сущ. + прил. Запишите их.

(Утренние морозы, тёплое лето).

- Определите число имён существительных.

- Попробуйте определить, в каком числе употреблены имена прилагательные.

- Что вы заметили? (поменялось число им существительных, поменялись окончания имен прилагательных., поменялось и число имен прилагательных).

- Сделайте вывод.

(Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. Имя прилагательное изменяется по числам.)

- Проверим по учебнику, правильно ли мы вывели правило с. 78

  1. Первичное закрепление

- С правилом мы познакомились. Давайте применять полученные знания на практике.

  1. Упр. 136


- Спишите словосочетания, укажите число имен существительных и число имен прилагательных, выделите окончания имен прилагательных.

- Проверка фронтально (по поднятой руке). Называем словосочетание, окончание, число.

  1. Окончания имен прилагательных во множественном числе

- Ребята обратите внимание на имена прилагательные во множественном числе. Какой вопрос мы к ним ставили? (Какие?)

- Понаблюдайте над окончаниями имен прилагательных во множественном числе.

- Сделайте вывод.

(Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания - ие, -ые)


Имя прилагательное



Множественное число



Какие?



- ие, - ые




Правил легче нет на свете – что в вопросе, то в ответе.






- Проверим наш вывод по учебнику с. 79

  1. А сейчас мы с Вами немножко отдохнем и потренируемся определять число имен прилагательных.


(Выполнить упражнения из электронного приложения к учебнику. В классе одновременно работают несколько мышей)


  1. Имена прилагательные во множественном числе


- Продолжаем наблюдать над именинами прилагательными.

- Обратимся к упр. 137. Смотрим 2-ю группу слов с прилагательным ближний

- Составьте словосочетания из прилагательного и существительных в единственном числе.

Ближний лес, роща, село: ближний лес, ближняя роща, ближнее село.


- Запишите. (Один учащийся работает у доски + оценка по алгоритму)

-Выделите окончания прилагательных. Определите их род.

- Что заметили? (Окончания разные)

- Почему они разные? (Прилагательные отвечают на разные вопросы: какой?, какая?, какое? Эта информация нам известна)

- Теперь запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания.

Ближние леса, ближние рощи, ближние сёла.

- Попробуйте определить род прилагательных.

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе? (Нет, они не изменяются)

- Вывод? (Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)

- Сравните с правилом в учебнике. (с. 79)

- Молодцы, сделали правильный вывод.

- Давайте посмотрим все ли задачи мы решили?


  1. Самостоятельная работа

- Работа по карточкам. Определите число имен прилагательных.

Карточка

Определите число имён прилагательных.

Ранняя весна, звонкие ручейки, перелётные птицы, долгожданная весна, ласковое солнце, полевой жаворонок.

- Проверьте свою работу по эталону, оцените себя.

  1. Д/з

С. 78-79 повторить правила, упр. 139 (списать текст, вставляя имена прилагательные в нужном числе).

  1. Рефлексия

Охарактеризуйте наш урок с помощью имен прилагательных.

Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный,

познавательный, дружный и др.

-Не хватает одного лепестка. Наверное, мы должны узнать что-то об имени прилагательном на следующем уроке.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!