- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- познакомить со способом определения рода существительного.
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
- умение определять род имён существительных.
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
- воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
При входе на урок каждый ребенок получает браслетик определённого цвета (три цвета, для разделения на три группы)
Этапы урока регламент | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Технология АМО ИКТ и ЭОР | Формируемые УУД |
Фаза I. Начало образовательного мероприятия - инициация (начало урока) 0,5 мин | Организует класс на работу: -Здравствуйте. Поздоровайтесь с гостями урока. Чтобы наш урок прошел отлично, давайте пожелаем друг другу удачи и улыбнёмся. Пожелайте удачи соседу справа и слева, соседу за спиной и впереди. Сегодня мы не просто ученики в школе. Мы попали в «Школу разведчиков». | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу. - Желают друг другу удачи. | АМО «Пожелание» | Личностные УУД: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: стабилизация эмоционального состояния для решения заданий |
- вхождение или погружение в тему 0,5 мин | 1. Спец. задание: 3-4 «сильных» ученика, выполняют задание «Расшифруй и узнай» со словарем Ожегова (по окончании работы присоединяются к остальным) | 1.Расставляют буквы ОДР по алфавиту, читают слово в обратном порядке и в словаре находят значение найденного слова (род), подходящее к уроку. | АМО «Головоломка» | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, способность формулировать учебную задачу. Предметные УУД: использование знаний для формулирования цели. Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала; проводить сравнение. |
1 мин | 2.Спец. задание для остальных. На экране слова: свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце. Вставить пропущенные буквы с объяснением и определить, что объединяет слова. | 2.Учащиеся записывают слова, объясняют орфограммы в слове. Определяют, что все слова относятся к имени существительному. | Презентация по теме «Род имён существительных». Слайд 1 |
2 мин | Повторение и обобщение имеющихся знаний об имени существительном. Игра по теме «Имя существительное» Игра «Да – нет» Имя существительное – это часть речи? Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? Имена существительные обозначают действие предмета? Имена существительные обозначают предмет? | Дети поднимают карточку «Да» или «Нет» на вопросы учителя (Да!) (Нет!) (Да!) (Нет!) (Да!) | АМО «Верные и неверные утверждения» | Познавательные: умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Личностные: сформированность учебно-познавательного интереса. |
Обобщение знаний: - Что такое имя существительное? - Что вы ещё знаете об имени существительном? - Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные? - Вспомните, а как изменяются имена сущ.? - Измените данные существительные по числам. - А число имён существительных – это постоянный признак? | Ответы детей. (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.) Ответы детей (по числам) (нет) |
0,5 мин | Задание для разведчиков. Возвращение к словам на экране. На какие две группы можно разделить слова? | Дети называют, по каким признакам можно разделить слова на группы (одуш. – неодуш.,) | Презентация по теме «Род имён существительных». Слайд 1 | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, способность формулировать учебную задачу. Предметные УУД: использование знаний для формулирования цели. Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала; проводить сравнение. |
1 мин | Детям предлагается разделить эти слова на три группы. Почему задание вызвало затруднение? | Варианты ответов Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. |
- определение целей урока 1 мин | Проверим «Тайное задание» спец. группы. | Группа «сильных» учащихся зачитывает ответ на задание 1 (значение слова род, которое подходит к сегодняшнему уроку) | Слайд 2 |
Сделайте предположение, как будет звучать тема урока, и о чем поведем речь на уроке. Проверим верность нашего предположения с. 25 учебника. | Варианты ответов | Слайд 3 |
1 мин | Учитель подводит детей наводящими вопросами под план урока. 1.Узнать, как определить род имени существительного. 2.Выяснить изменяются ли слова имена существительные по родам. 3.Научиться определять род имен существительных. | Предложения детей. | Слайд 4 АМО «Корзина предложений» |
- определение ожиданий учеников 0,5 | Запишите пожалуйста в «Чемодан разведчика» что вы ожидаете от сегодняшнего урока. | Дети записывают свои ожидания. | АМО «Чемодан успеха» (начало) | Самоанализ |
Фаза II. Работа над темой 1,5 мин - проработка содержания темы 5 мин | Разделимся на разведывательные группы и вспомним правила работы в группе | Дети делятся на «группы разведчиков» по цветам браслетиков, полученных перед уроком | АМО «Первый, второй, третий» | Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из задания, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, умение работать в группе, транслировать полученную информацию. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. Предметные УУД: осознавать необходимость получения новых знаний. |
Грамматическая сказка «Как появился род у имён существительных» | Слушают сказку | https://www.youtube.com/watch?v=KkdPbLdQ6Qc |
1 группа разведчиков узнает все про имя существительное мужского рода, 2 группа – женского рода и 3-я группа – среднего рода Задания группам: 1.Как определить, что слово мужского (женского, среднего) рода? 2.Можно ли по окончанию слова определить его род? 3.Изменяются ли имена существительные по родам? | Работают по группам. Ответ оформляют на флипчарте. Помощь для работы: учебник с. 25 – 26. упр. 40 | АМО «Исследовательская лаборатория» |
5 мин | Проверка работы групп | Группы «разведчиков» по очереди представляют свою работу, закрепляя флипчарт на доске. | АМО «Доска объявлений» |
2 мин | Проанализируйте и оцените работу группы и каждого участника в «Отчетной карте разведгруппы» | Подводят итоги работы группы | Слайд 5 Критерии работы группы | Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Эмоциональная разрядка 2 мин | АМО «Физкультминутка» | Выполняют под музыку движения | Гиперссылка: http://www.youtube.com/ watch?v=loq3q6AH25g |
- первичное закрепление 18 мин | Самостоятельная работа ОВЗ: работает на платформе UCHI.RU Слабоуспевающие: четыре пары работает на ноутбуках. Основная часть уч-ся: рабочая тетрадь на печатной основе с. 21 упр. 40 (можно работать в парах) Если закончил самый первый: придумай вопрос по теме урока для товарища и запиши в тетрадь. | Выполняют упражнение Упр. №1, упр.№3, упр. №4, упр. №6 Выполняют упражнение Задание записано на доске | Гиперссылка: https://uchi.ru/teachers/groups/2954188/subjects/2/course_programs/3/cards/34580 Диск тема «Имя существительное», «Род имен существительных» | Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Проверка ОВЗ и пар, работающих по ноутбукам | Результат выполнения упражнения надпись на экране: «Молодец!» | |
Проверка работы по рабочей тетради на печатной основе | Взаимопроверка, сильные учащиеся выполняют роль учителя | АМО «Ты мне, я тебе» |
Фаза III. Завершение образовательного мероприятия - подведение итогов 1 мин - рефлексия 1,5 мин - домашнее задание 1 мин | - Разведчики, с какой темой познакомились сегодня на уроке? - На все ли вопросы плана урока нашли ответы? - У кого было время и он придумал вопрос по изучаемой теме? | Подводят итоги работы на уроке. | Слайд 4 | Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Запишите в «Чемодан успеха» что сегодня нового узнали и чему можешь научить соседа по парте. (Сегодня я узнал… Оказывается… А я и не предполагал…). | Анализируют свою работу и полученные знания на уроке | АМО «Чемодан успеха» (окончание) |
1. Составить схему – обобщение «Что я уже знаю об имени существительном» с опорой на правила учебника 2. Учебник с.21 упр.32 или задания № 2,3 в теме «Род имен существительных» на платформе UCHI.RU | Записывают домашнее задание в дневник | UCHI.RU | |
СПАСИБО ЗА УРОК! |