СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Технология АМО. Цель урока: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного. Задачи: Образовательные: - актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; - познакомить со  способом определения рода существительного. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»»

Технологическая карта урока русского языка

в 3 классе по теме «Род имен существительных»

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Класс: 3

Тема урока: «Род имён существительных: мужской, женский, средний».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательные технологии урока: технология АМО (активные методы обучения).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.

Планируемые цели для учителя: создать условия для расширения представлений об имени существительном, содействовать развитию приёмов совместной и умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи: Образовательные:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомить со  способом определения рода существительного.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение определять род имён существительных.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Воспитательные:

- воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Основные понятия: род имен существительных.

Ресурсы:

основные: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 3-го класса, часть 2; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 3 класса;

дополнительные:

  • экран, проектор, ноутбук, презентация «Род имён существительных»;

  • рисунок-контур «Чемодан разведчика», «Отчетная карта разведгруппы»;

  • толковый словарь Ожегова;

  • флипчарт для каждой группы (три).

электронно-образовательные ресурсы:

  • Грамматическая сказка «Как появился род у имён существительных» Гиперссылка: https://www.youtube.com/watch?v=KkdPbLdQ6Qc

  • физкультминутка «МЫ ПИСАЛИ Физминутки, мульт-песенка «Наше всё» Гиперссылка: https://www.youtube.com/watch?v=fXipjvkWpzQ

  • обучающая программа (диск «Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого»)

  • платформа UCHI.RU https://uchi.ru/teachers/groups/2954188/subjects/2/course_programs/3/cards/34580

При входе на урок каждый ребенок получает браслетик определённого цвета (три цвета, для разделения на три группы)









Этапы урока

регламент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Технология АМО

ИКТ и ЭОР

Формируемые УУД

Фаза I. Начало образовательного мероприятия


- инициация (начало урока)


0,5 мин

Организует класс на работу:

  • Приветствие

  • Психологический настрой

  • Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе

-Здравствуйте. Поздоровайтесь с гостями урока. Чтобы наш урок прошел отлично, давайте пожелаем друг другу удачи и улыбнёмся. Пожелайте удачи соседу справа и слева, соседу за спиной и впереди.

Сегодня мы не просто ученики в школе. Мы попали в «Школу разведчиков».

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу.




- Желают друг другу удачи.



АМО «Пожелание»

Личностные УУД:

внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД:

стабилизация эмоционального состояния для решения заданий

- вхождение или погружение в тему

0,5 мин

1. Спец. задание: 3-4 «сильных» ученика, выполняют задание «Расшифруй и узнай» со словарем Ожегова

(по окончании работы присоединяются к остальным)

1.Расставляют буквы ОДР по алфавиту, читают слово в обратном порядке и в словаре находят значение найденного слова (род), подходящее к уроку.

АМО «Головоломка»


Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации, способность формулировать учебную задачу.

Предметные УУД:

использование знаний для формулирования цели.

Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

1 мин

2.Спец. задание для остальных. На экране слова: свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце. Вставить пропущенные буквы с объяснением и определить, что объединяет слова.

2.Учащиеся записывают слова, объясняют орфограммы в слове. Определяют, что все слова относятся к имени существительному.

Презентация по теме «Род имён существительных».

Слайд 1

2 мин

Повторение и обобщение имеющихся знаний об имени существительном.

Игра по теме «Имя существительное» Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? 
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? 
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? 
Имена  существительные  обозначают действие предмета? 
Имена существительные обозначают предмет? 

Дети поднимают карточку «Да» или «Нет» на вопросы учителя



(Да!)


(Нет!)


(Да!)


(Нет!)

(Да!)

АМО «Верные и неверные утверждения»

Познавательные:

умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

Личностные:

сформированность учебно-познавательного интереса.

Обобщение знаний:

- Что такое имя существительное?

- Что вы ещё знаете об имени существительном?

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.?

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак?


Ответы детей.

(одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)


Ответы детей


(по числам)



(нет)

0,5 мин

Задание для разведчиков. Возвращение к словам на экране. На какие две группы можно разделить слова?

Дети называют, по каким признакам можно разделить слова на группы (одуш. – неодуш.,)

Презентация по теме «Род имён существительных».

Слайд 1

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации, способность формулировать учебную задачу.

Предметные УУД:

использование знаний для формулирования цели.

Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

1 мин

Детям предлагается разделить эти слова на три группы.

Почему задание вызвало затруднение?

Варианты ответов

Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- определение целей урока

1 мин

Проверим «Тайное задание» спец. группы.

Группа «сильных» учащихся зачитывает ответ на задание 1 (значение слова род, которое подходит к сегодняшнему уроку)

Слайд 2

Сделайте предположение, как будет звучать тема урока, и о чем поведем речь на уроке.

Проверим верность нашего предположения с. 25 учебника.

Варианты ответов

Слайд 3

1 мин

Учитель подводит детей наводящими вопросами под план урока.

1.Узнать, как определить род имени существительного.

2.Выяснить изменяются ли слова имена существительные по родам.

3.Научиться определять род имен существительных.


Предложения детей.


Слайд 4

АМО «Корзина предложений»

- определение ожиданий учеников

0,5

Запишите пожалуйста в «Чемодан разведчика» что вы ожидаете от сегодняшнего урока.

Дети записывают свои ожидания.

АМО «Чемодан успеха» (начало)

Самоанализ

Фаза II. Работа над темой

1,5 мин


- проработка содержания темы


5 мин

Разделимся на разведывательные группы и вспомним правила работы в группе

Дети делятся на «группы разведчиков» по цветам браслетиков, полученных перед уроком

АМО «Первый, второй, третий»

Познавательные УУД:

развитие умения извлекать информацию из задания, на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и понимать других,

умение работать в группе, транслировать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Предметные УУД:

осознавать необходимость получения новых знаний.

Грамматическая сказка «Как появился род у имён существительных»

Слушают сказку

https://www.youtube.com/watch?v=KkdPbLdQ6Qc

1 группа разведчиков узнает все про имя существительное мужского рода, 2 группа – женского рода и 3-я группа – среднего рода

Задания группам:

1.Как определить, что слово мужского (женского, среднего) рода?

2.Можно ли по окончанию слова определить его род?

3.Изменяются ли имена существительные по родам?



Работают по группам.


Ответ оформляют на флипчарте.


Помощь для работы: учебник с. 25 – 26. упр. 40


АМО «Исследовательская лаборатория»

5 мин

Проверка работы групп



Группы «разведчиков» по очереди представляют свою работу, закрепляя флипчарт на доске.

АМО «Доска объявлений»

2 мин

Проанализируйте и оцените работу группы и каждого участника в «Отчетной карте разведгруппы»

Подводят итоги работы группы

Слайд 5

Критерии работы группы

Личностные УУД:

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Эмоциональная разрядка

2 мин

АМО «Физкультминутка»

Выполняют под музыку движения

Гиперссылка:

http://www.youtube.com/ watch?v=loq3q6AH25g

- первичное закрепление


18 мин

Самостоятельная работа

ОВЗ: работает на платформе UCHI.RU

Слабоуспевающие: четыре пары работает на ноутбуках.

Основная часть уч-ся: рабочая тетрадь на печатной основе с. 21 упр. 40 (можно работать в парах)

Если закончил самый первый: придумай вопрос по теме урока для товарища и запиши в тетрадь.


Выполняют упражнение

Упр. №1, упр.№3, упр. №4, упр. №6


Выполняют упражнение

Задание записано на доске

Гиперссылка: https://uchi.ru/teachers/groups/2954188/subjects/2/course_programs/3/cards/34580

Диск тема «Имя существительное», «Род имен существительных»

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Проверка ОВЗ и пар, работающих по ноутбукам

Результат выполнения упражнения надпись на экране: «Молодец!»


Проверка работы по рабочей тетради на печатной основе


Взаимопроверка, сильные учащиеся выполняют роль учителя

АМО «Ты мне, я тебе»

Фаза III. Завершение образовательного мероприятия

- подведение итогов 1 мин

- рефлексия

1,5 мин

- домашнее задание

1 мин

- Разведчики, с какой темой познакомились сегодня на уроке?

- На все ли вопросы плана урока нашли ответы?

- У кого было время и он придумал вопрос по изучаемой теме?

Подводят итоги работы на уроке.


Слайд 4


Личностные УУД:

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Запишите в «Чемодан успеха» что сегодня нового узнали и чему можешь научить соседа по парте. (Сегодня я узнал… Оказывается… А я и не предполагал…).

Анализируют свою работу и полученные знания на уроке

АМО «Чемодан успеха» (окончание)

1. Составить схему – обобщение «Что я уже знаю об имени существительном» с опорой на правила учебника

2. Учебник с.21 упр.32 или задания № 2,3 в теме «Род имен существительных» на платформе UCHI.RU

Записывают домашнее задание в дневник

UCHI.RU


СПАСИБО ЗА УРОК!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!