СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с удвоенными согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную разработку включены современные образовательные технологии, как ресурс качественного образования в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с удвоенными согласными"»

Урок русского языка.

Дата: 13.12.2018.

Класс: 3 А.

Учитель: Закирова Файруза Рузалимовна

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.


Педагогические цели

Создать условия для формирования знаний о написании двойных согласных в словах. Способствовать обогащению словаря детей словами с удвоенными согласными, развитию умений различать удвоенные согласные в разных частях слова и записывать слова с удвоенными согласными.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Личностные результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы; проявляют интерес к познанию русского языка.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Основное содержание темы, понятия и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Правописание удвоенных согласных в корне слова»; орфограмма, орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь.

Образовательные ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Волина В. В. Сказка «Про девочку Аллочку» // Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. С. 119.

3. Презентация к уроку «Правописание слов с удвоенными согласными».

4. Карточки для парной работы.

5. Рисунок ёлки (формат А3), карточки-ёлочные украшения с заданиями в конверте.

6. Оценочный лист.

организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Чистописание

– Выполните по образцу письмо слова «чувство».

- Какие задания можно придумать с этим словом?

- Какая орфограмма в этом слове? Это словарное слово.

Выполняют письмо по образцу.

Отвечают на вопросы.

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

III. Создание проблемной
ситуации.

Постановка учебной задачи.

– Молодцы, все отнеслись к минутке чистописания с чувством ответственности, поэтому и слово в тетрадях получилось аккуратным.

- А сегодня вы должны почувствовать интерес к новым знаниям.


- Продолжаем работу дальше: я загадаю вам загадки, а вы напишете их отгадки в тетрадь. (Отгадки – на слайдах)

1. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

2. Не огонь, а больно жжёт. 
Не фонарь, а ярко светит. (Солнце)

3. Сделал шаг - стал ростом выше.
Так «дорос» до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел. (Лестница)

4. Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее –

Этот путь зовут …. (аллея)


Беседа о слове «аллея». Аллея героев г.Азнакаево.


- Подумайте, пожалуйста, что объединяет эти слова?

- А какое слово можно назвать лишним? Почему это слово лишнее?

- Какие ещё слова с одинаковыми буквами рядом мы с вами знаем?

- Запишите их (суббота, шоссе, Россия).


- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

- Где, в каком источнике мы можем проверить свое предположение?

- Прочитайте в учебнике (с.121) тему урока.

- Тему урока вы уже знаете. Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке.

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

Слушают учителя,
читают данные для наблюдения предложения, анализируют предложения, отвечают на поставленные вопросы. Сравнивают слова с различными видами орфограмм.

Высказывают свои
варианты формулировок темы и цели урока















- Правописание слов с двойными согласными.











- Учиться писать слова с двойными согласными


Пр. – узнают слова с изученными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний.

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ,
сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы,
формулируют их.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи.

К – участвуют в диалоге, общей беседе.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка

IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.


1. Сказка В. Волиной «Про девочку Аллочку».




2. Работа в парах.
























3. Работа с теоретическим материалом (учебник, с. 121)

– Что же такое удвоенная согласная в корне?

– Есть ли орфографическое правило, которым надо руководствоваться при написании слов с удвоенной согласной?

1. Знакомство со сказкой В. Волиной «Про девочку Аллочку» (приложение 1).

– Именно такие слова (с удвоенными согласными) станут предметом нашего разговора на уроке.


2. Работа в паре «Одна голова хорошо, а два – лучше»: (Слайд) карточки, вписать буквы.

- Вспомните правила работы в паре.

Правила работы в парах:
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.


1) Если в доме много (с, сс)ора, 
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.


2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?


3) Кто получит низкий ба (л, лл), 
Не придёт на школьный ба (л, лл).


4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)


- Какие слова произносятся одинаково, но имеют разный смысл?

- Каким образом,  мы на слух определяем написание удвоенных согласных? 


- А как в письме показать, что это разные слова?

- Слова с пропущенными буквами называют одну и ту же орфограмму или разные орфограммы?

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? 


3. Чтение теоретического материала – правила (учебник, с. 121).

Слушают сказку, вопросы учителя и формулируют свои ответы, опираясь на прочитанный текст.




Вспоминают правила работы в паре;

Вписывают в карточки пропущенные буквы.




















Читают предложенный в учебнике теоретический материал.


Вывод: двойные согласные мы произносим долго.


Вывод: ТАКИЕ СЛОВА НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Р – овладевают способами решения учебной задачи

4. Работа по заданию электронного приложения «Русский язык. 3 класс» (В.П. Канакина)

- Ну, а чтобы слова запоминать, их нужно как можно больше записывать.

Игра «Узнай слово по его лексическому значению»:

– Почему надо запоминать написание удвоенной согласной в корне слова?

– В каком словаре можно узнать о произношении слов с удвоенными согласными, а в каком – о написании этих слов?

Запись слов в тетрадях.


Читают слова, выясняют их лексические значения. При необходимости пользуются толковым словарем.

Пишут слова в тетради по заданию.

Пр. – объясняют лексическое значение слов; знают правило написания слов с удвоенными соглаными в корне слова.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; осуществляют логические действия при решении практических задач.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка, языковой деятельности; владеют навыками познавательной и личностной рефлексии.

Физкультминутка

«Слова в движении»:

- Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания; если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.

(Русский, Алла, класс, рассол, ванна, хоккей, килограмм, группа)

(Солнце, лестница, известный, грустный).

Играет тихо новогодняя мелодия.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

5. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной

Упражнение «Молчанка»:

- Прочитайте слова на карточках и запишите другие слова с такими же удвоенными согласными.

(шоссе – класс - кросс, грамм – килограмм – грамматика, теннис – тонна, группа – аппетит).

Записывают новые слова с непроверяемым написанием в тетрадях.

6. Работа с группой слов, написание которых объясняется составом слова

На доске столбик слов:

- Прочитайте и определите, что общего у этих слов? (каменный, рассвет, бессильный)

- Что нужно сделать, чтобы орфограмму в этих словах написать правильно? (знать состав слова, сделать морфемный анализ)

- Запишите слова в тетради, сделайте морфемный анализ.


Игра «Определи место удвоенной согласной в слове»:

Работа по заданию электронного приложения «Русский язык. 3 класс» (В.П. Канакина)


V. Закрепление знаний и способов действий.

7. Мини-проект «Наряжаем ёлку».

Работа в группах:

Нарядить ёлку шарами (снежинками), в которых написаны слова с удвоенными согласными.

1. Вспомнить правила работы в группе.

2. Распределить роли (выбрать бейджики).

3. Слова-снежинки и шарики в конвертах; выбрать нужные по заданию слова и приклеить на ёлку; придумать одно своё слово, написать его на пустой шарик.

4. Защита работы.

Задания по группам: слова с удвоенными согласными:

а) в корне;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса.

Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

- С какой целью мы выполняли все эти задания? (Научиться писать слова с удвоенными согласными.)

- С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?


- На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.


-Ребята, оцените себя:

«Отличная работа! Я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся » - жёлтый смайлик

«Хорошая работа! На уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился» - зелёный смайлик

«Не очень получилось. Задания были очень сложными для меня. Нужна помощь» - красный смайлик.


Отвечают на вопросы

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание:

Разноуровневые задания по карточкам.

Карточка №1 (задание на «3»)

Прочитай слова. Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова. Выдели орфограммы.


Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.


Карточка №2 (задание на «4»)

Прочитай текст. Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся. Раздели эти слова для переноса.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл - хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

Карточка №3 (задание на «5»)

Прочитай. Вставь вместо точек слова с удвоенными заданиями, подчеркни орфограмму в них.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .

2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .

3. По широкому ……………………….. мчались машины.

4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .

5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .

6 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития.


Приложение 1.

ПРО ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

– Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать свое имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.

– Почему ты плачешь? – спросила учительница.

– Я не знаю, как пишется мое имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

– Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.

Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!