Тема урока: «Прошедшее время глагола».
Программа: «Школа России»
Предмет: русский язык Класс: 3
Жвакина Мария Виталиевна учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Юбилейная СОШ
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока:
познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, формообразующим суффиксом –л - , с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к родному языку 2.Воспитывать внимание, усидчивость. 3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе. Формы работы: фронтальная, парная. Планируемые результаты: предметные: - находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные: - проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Универсальные учебные действия:
регулятивные
познавательные
использует знако-символические средства при выделении суффикса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной работы.
План урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Словарно- орфографическая работа.
Проблемная ситуация.
Постановка цели.
«Открытие» нового знания.
Физкультминутка.
Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов, рефлексия.
Технологическая карта урока русского языка
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности ( 2 мин) Организационный момент | Учитель формирует интерес к предмету, получению знаний. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настройка на плодотворную работу. | личностные: самоопределение коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности ( 6 мин) | Выявляет уровень знаний в блиц – опросе. Проводит игру»Третий лишний» на подведение к теме урока и постановку цели. | Работа в парах. Читают и определяют лишнее слово в данном ряду, доказывают по каким признакам исключают. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи ( 6 мин) | Создаёт проблемную ситуацию. | Определяют особенность глаголов прошедшего времени: суффикс –л-. | познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения ( 10 мин) | Постановка познавательной задачи. Подготовка к выполнению исследования в парах: инструктаж о последовательности работы; Учитель управляет поисковой деятельностью, наблюдает со стороны за ходом работы в парах, помогает. Чтение правила в учебнике и сравнение с выводом. | Сотрудничество в паре: дописывают окончания в глаголах прошедшего времени, обсуждают изменение глаголов. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия в парах делают вывод о изменении глаголов прошедшего времени по родам. Составляют схему. Чтение правила. | регулятивные: планирование, прогнозирование познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление ( 8 мин) | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, выделяют суффиксы и окончания глаголов прошедшего времени. | регулятивные: контроль, оценка, коррекция познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция |
6. Самостоятельная работа ( 10 мин) с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности ( 3 мин) (итог урока) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия |
Ход урока.
1.Орг. момент.
-Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.
Итак, Друзья, начнём урок!
Затей у нас большой мешок.
А для кого они?
Для нас!
Скажем друг другу:
- В добрый час!
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
2.Актуализация знаний.
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц – опрос (работа в парах)
Глагол – это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое …
Назовите грамматическое значение глагола? ( глагол обозначает действие)
Назовите грамматические признаки глагола7. (форма числа и форма времени)
Игра «Третий лишний». ( Слайд 2)
— Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра « Третий лишний».
— Прочитайте слова:
Читает, читаю, читал.
— Что общего и чем различаются эти слова? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)
-Какое лишнее слово?
— Кто назовёт тему урока? (Глаголы прошедшего времени).
- Чему будем учиться на уроке?( корзина идей)
( Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.)
Открываем тетради, пишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.
- Чтобы подготовить наши руки к дальнейшему письму, на минутке чистописания мы пропишем эту букву.
3.Постановка проблемы.
— Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?
4.«Открытие» нового знания.
Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих.
( слайд 10)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Кто автор этого стих.?
- Какое задание можно предложить к тексту ? ( Выписать глаголы прошедшего времени.)
Проверка.
( Ставим вопросы и доказываем . что глаголы прошедшего времени.
(Дохнул, завыл, пришла,рассыпалась,повисла,легла,сравняла,блеснул.
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.( суффикс Л)
Это суффикс прошедшего времени глагола. ( Слайд 12)
- Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола и в основу слова не входит. Выделите основу в словах стих.
А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени.
На доске сочетания слов:
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог.
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает? (-Окончаний.)
- С чем познакомимся ещё на уроке?
( С изменением глаголов прошедшего времени)
-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
5.Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах. Допишите и выделите окончания и суффиксы, определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.
Проверка.
-Какой вывод можно сделать?
Д.- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
- В каких предложениях глаголы стоят в переносном значении?
Давайте посмотрим на схему.
М.р.
Ж.р. Л
Ср.р.
Мн.ч.
- Какие окончания вы выделите у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему).
У.- Такие окончания можно назвать родовыми.
Откроем учебник с. 144 . прочитаем сведения о языке.
Упр. 241.
Закрываем учебники.
Какое задание можно предложить к данным словам.
время, снег, зима, осадки.
Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … . Выделите окончания. Кто поработает на доске?
- Проверим, что получилось. (Шёл снег. Шла зима. Шло время. Шли осадки.)
6.Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Проверим прочность наших знаний.
А теперь вы можете поработать самостоятельно.
Допишите суффиксы и родовые окончания глаголов прошедшего времени. Выделите окончания. Желаю успеха.
Наступи.. зима. Солнце встава.. поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка.. серебром.
Проведите самопроверку.
У кого нет ошибок? Молодцы.
Что значит выражение – берёзки сверкали серебром. ( ярко блестеть)
В каком смысле стоит глагол сверкали7
Вывод.
Тест.
Обвести в кружок букву правильного ответа.
1. Ученики изучал.. глаголы.
а) -а
б) -о
в)
м) -и
2. Природа заснул.. крепким сном..
о) -а
м) -о
н)
о) -и
3. Воробей сидел… на ветке.
е) -а
о) -о
л)
у) -и
4. Ярко светил.. солнце.
з) -а
о) -о
в)
д) -и
5. Ворона каркал… в гнезде.
д) -а
п) -о
р)
с) –и
6. Ученик делал… уроки.
з) -а
и) -о
е)
к) –и
7. Гости пришл… на урок.
з) -а
и) -о
к)
ц) - и
7.Подведение итога. Рефлексия.