Тема: «Первое склонение имен существительных»
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение; научить распознавать имена существительные 1-го склонения в косвенной форме.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной и косвенной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять 1 тип склонения имён существительных.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
1 слайд
Психологическая подготовка к общению.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Будем знания добывать
Чтоб с успехом применять.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Молодцы! Садитесь.
-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я уверена, у нас с вами все получится.
- Сядьте правильно. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Комментирует дату Салыгина Дарья).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.
- С какой темой познакомились на прошлом уроке? (три типа склонений имен сущ.)
- Что значит просклонять существительное? (изменить их по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить Овчинникова Льва)
- Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения)
Слайд 2
- Давайте вспомним. Поработаем в парах. Прочитайте слова.
Илья мышь страна земля холод озеро дедушка платье
- Разделите эти имена существительные на три группы и запишите их в таблицу, которая лежит у вас на партах. (на парте таблица)
(спросить Семыкину Анжелику и ….)
- Как группировали имена существительные? (в зависимости от рода и окончания)
- Вы разделили существительные на три группы.
- Как в русском языке называются эти группы? (склонения). Подпишите в таблице.
Слайд 3
| 1 скл | 2 скл | 3 скл |
М. р. | -а, -я дедушка Илья | - холод | |
Ж. р. | -а, -я страна земля | | с ь на конце мышь |
Ср. р. | | -о, -е озеро платье | |
- Какие же существительные относятся к первому склонению? (дедушка, Илья, страна, земля)
- Какие признаки имеют им сущ 1 скл? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)
Слайд 4
- Определите тему урока. (1 скл им сущ)
III. Выявление места и причины затруднения.
Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.
Слайд 5
- Прочитайте внимательно слова на доске.
папой, грозой, камнем,
землёй, степью, Ильёй
- Что заметили? (в словах разные окончания)
- На какие две группы их можно разделить? (слова с окончанием –ой, -ёй и слова с окончанием –ю, -ем)
- Задайте к ним вопрос. (КЕМ? ЧЕМ?) Значит в каком падеже стоят слова? ( в Т.п.)
- Как называется такая форма? (косвенная)
- Какой возникает вопрос? (почему им сущ имеют разные окончания при одном и том же вопросе)
- Как вы думаете, почему вопрос один, а окончания у слов разные? (наверное, это зависит от склонения?)
- Какие слова из этой группы относятся к 1 склонению. (не получается, не могут назвать)
- Почему не можем ответить на вопрос? (не знаем, как определить)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
Слайд 6
- Что надо узнать? (как определять склонение им сущ в косв форме )
Слайд 7
- Какие цели поставим перед собой на уроке. (На доске опорные слова: понять…. запомнить…. применять….)
–( Я хочу понять, как определить склонение им сущ в кос форме.
– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.
– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.)
V. Решение учебной проблемы.
1. Решение учебной проблемы.
Слайд 8
- Вернемся к словам дедушка, Илья, страна, земля. В какой форме даны эти слова? (форма ед.ч. И.п. - Н.Ф.)
Слайд 9
- Сделайте вывод, как определить склонение у слов папой, грозой, камнем, землёй, степью, Ильёй. (поставить их в н.ф. и по роду и окончанию определить скл)
- Запишите пары слов в тетрадь. К доске пойдет Балахончик Ольга и поставит эти слова в н.ф.
Слайд 10
Проверка.
Папой – н.ф. кто? папа грозой – н.ф. что? гроза камнем – н.ф. что? камень
Землёй – н.ф. что? земля степью – н.ф. что? степь Ильёй – н.ф. кто? Илья
- А теперь можете ответить на вопрос, какие слова из этой группы относятся к 1 скл? (да)
- Что необходимо сделать? (определить род, выделить окончание в н.ф. сущ)
- Какие? (папой, землёй, грозой, Ильёй)
2. Работа с учебником.
- Откроем учебник на с. 93 и прочитаем правило. (читает Кондратьев Данил)
- Правильный вывод мы сделали?
- Почему достаточно знать окончание существительного в начальной форме, чтобы определить, что это существительное первого склонения? (Только сущ. 1 скл. имеют окончания –а, -я) Слайд 11
Слайд 12 Физминутка.
Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы
VI. Создание продукта.
– Итак, какие действия необходимо выполнить чтобы определить скл им сущ в косв форме? (ответы детей)
- Продумайте и восстановите порядок алгоритма определения типа склонения им сущ. (на доске карточки алгоритма, Леонтьева Арина идет и восстанавливает порядок)
Слайд 13
Самостоятельная работа.
- Следуя составленному алгоритму, определение склонения имён существительных.
Слайд 14
пробежал через рощу – 1 скл
висит на стене – 1 скл
пригнул на землю – 1 скл
подошёл к папе – 1 скл
(спросить одного ученика, похвалить)
- Что видим? (разные окончания)
VII. Первичное закрепление материала.
Наблюдение за окончаниями имён существительных первого склонения.
- Работаем по вариантам. Просклоняйте в тетради существительное.
Слайд 15
1 в - сестра, 2 в - земля (у доски Шваб Максим и Литвин Матвей)
-Оцените работу мальчиков
- Назовите окончания имен существительных 1 склонения по порядку.
- Какую таблицу можно составить к изучаемому материалу? («Падежные окончания имен существительных 1 склонения»).
Слайд 16
Названия падежей | Окончания существительных |
Ж.р. | М.р. |
И.п. | -а,-я |
Р.п. | -ы,-и |
Д.п. | -е- |
В.п. | -у, -ю |
Т.п. | -ой,-ёй |
П.п. | -е |
- Давайте проверим наши окончания. Откройте учебник на с 94-95.
- Почему некоторые окончания существительных в одинаковых падежах различаются? (разная основа – твёрдая и мягкая)
- Можно ли по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных того же склонения? (да)
- Проверьте, правильный ли вывод мы сделали? Прочитайте правило на с.96.
VIII. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного
Слайд 17
- Выпишите существительное 1-го склонения. (у доски Салыгина Дарья)
Горой, молодежи, ногу, дочерью, вишней, кирпича, учебником, дяде.
(правильно: горой (гора), ногу (нога), вишней (вишня), дяде (дядя))
- Оцени себя Даша
IX. Контроль и самопроверка знаний. (РЕЗЕРВ)
Выявить качество усвоения материала
Определите и подчеркните имена существительные 1 склонения.
Страной, коню, Москве, партой, огороде, тенью, пне, лошади, крота, трамвай.
-Оцените свою работу.
X. Итог урока.
-Давайте подведём итог нашего урока.
-Какая тема нашего урока?
Слайд 18
-Каких целей вы достигли?
(На доске опорные слова: я понял…. я запомнил…. я буду применять….)
– Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существитель.
– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.
Слайд 19
Домашнее задание
Обеспечить понимание содержания домашнего задания
с.94-96 выучить правило, упр.50
XI.Рефлексия
Дать оценку работы класса
- Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- Что вам понравилось?
– Где возникли затруднения?
А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:
-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.
-У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.
-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.
- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, но хотелось бы отметить …… и поставить 5…………….
- Спасибо за внимание! Урок окончен.