СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 кл Первое склонение имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка использована технология проблемного обучения (проблемный диалог). Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение; научить распознавать имена существительные 1-го склонения в косвенной форме.

Просмотр содержимого документа
«pervoe_sklonenie 4в»

Тема: «Первое склонение имен существительных»

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение; научить распознавать имена существительные 1-го склонения в косвенной форме.

Задачи:

- Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.

- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной и косвенной форме.

- Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять 1 тип склонения имён существительных.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

1 слайд

Психологическая подготовка к общению.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Молодцы! Садитесь.

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я уверена, у нас с вами все получится.

- Сядьте правильно. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Комментирует дату Салыгина Дарья).


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

- С какой темой познакомились на прошлом уроке? (три типа склонений имен сущ.)

- Что значит просклонять существительное? (изменить их по падежам)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить Овчинникова Льва)

- Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения)

Слайд 2

- Давайте вспомним. Поработаем в парах. Прочитайте слова.

Илья мышь страна земля холод озеро дедушка платье

- Разделите эти имена существительные на три группы и запишите их в таблицу, которая лежит у вас на партах. (на парте таблица)

(спросить Семыкину Анжелику и ….)

- Как группировали имена существительные? (в зависимости от рода и окончания)

- Вы разделили существительные на три группы.

- Как в русском языке называются эти группы? (склонения). Подпишите в таблице.

Слайд 3


1

скл

2

скл

3

скл

М. р.

-а, -я

дедушка

Илья

-

холод


Ж. р.

-а, -я

страна

земля


с ь на конце

мышь

Ср. р.


-о, -е

озеро

платье


- Какие же существительные относятся к первому склонению? (дедушка, Илья, страна, земля)

- Какие признаки имеют им сущ 1 скл? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

Слайд 4

- Определите тему урока. (1 скл им сущ)


III. Выявление места и причины затруднения.

Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Слайд 5

- Прочитайте внимательно слова на доске.

папой, грозой, камнем,

землёй, степью, Ильёй

- Что заметили? (в словах разные окончания)

- На какие две группы их можно разделить? (слова с окончанием –ой, -ёй и слова с окончанием –ю, -ем)

- Задайте к ним вопрос. (КЕМ? ЧЕМ?) Значит в каком падеже стоят слова? ( в Т.п.)

- Как называется такая форма? (косвенная)

- Какой возникает вопрос? (почему им сущ имеют разные окончания при одном и том же вопросе)

- Как вы думаете, почему вопрос один, а окончания у слов разные? (наверное, это зависит от склонения?)

- Какие слова из этой группы относятся к 1 склонению. (не получается, не могут назвать)

- Почему не можем ответить на вопрос? (не знаем, как определить)


IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

Слайд 6

- Что надо узнать? (как определять склонение им сущ в косв форме )

Слайд 7

- Какие цели поставим перед собой на уроке. (На доске опорные слова: понять…. запомнить…. применять….)

–( Я хочу понять, как определить склонение им сущ в кос форме.

– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.

– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.)


V. Решение учебной проблемы.

1. Решение учебной проблемы.

Слайд 8

- Вернемся к словам дедушка, Илья, страна, земля. В какой форме даны эти слова? (форма ед.ч. И.п. - Н.Ф.)

Слайд 9

- Сделайте вывод, как определить склонение у слов папой, грозой, камнем, землёй, степью, Ильёй. (поставить их в н.ф. и по роду и окончанию определить скл)

- Запишите пары слов в тетрадь. К доске пойдет Балахончик Ольга и поставит эти слова в н.ф.

Слайд 10

Проверка.

Папой – н.ф. кто? папа грозой – н.ф. что? гроза камнем – н.ф. что? камень

Землёй – н.ф. что? земля степью – н.ф. что? степь Ильёй – н.ф. кто? Илья

- А теперь можете ответить на вопрос, какие слова из этой группы относятся к 1 скл? (да)

- Что необходимо сделать? (определить род, выделить окончание в н.ф. сущ)

- Какие? (папой, землёй, грозой, Ильёй)

2. Работа с учебником.

- Откроем учебник на с. 93 и прочитаем правило. (читает Кондратьев Данил)

- Правильный вывод мы сделали?

- Почему достаточно знать окончание существительного в начальной форме, чтобы определить, что это существительное первого склонения? (Только сущ. 1 скл. имеют окончания –а, -я) Слайд 11


Слайд 12 Физминутка.

Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы


VI. Создание продукта.

– Итак, какие действия необходимо выполнить чтобы определить скл им сущ в косв форме? (ответы детей)

- Продумайте и восстановите порядок алгоритма определения типа склонения им сущ. (на доске карточки алгоритма, Леонтьева Арина идет и восстанавливает порядок)

Слайд 13

Самостоятельная работа.

- Следуя составленному алгоритму, определение склонения имён существительных.

Слайд 14

пробежал через рощу – 1 скл

висит на стене – 1 скл

пригнул на землю – 1 скл

подошёл к папе – 1 скл

(спросить одного ученика, похвалить)

- Что видим? (разные окончания)


VII. Первичное закрепление материала.

Наблюдение за окончаниями имён существительных первого склонения.

- Работаем по вариантам. Просклоняйте в тетради существительное.

Слайд 15

1 в - сестра, 2 в - земля (у доски Шваб Максим и Литвин Матвей)

-Оцените работу мальчиков

- Назовите окончания имен существительных 1 склонения по порядку.

- Какую таблицу можно составить к изучаемому материалу? («Падежные окончания имен существительных 1 склонения»).

Слайд 16


Названия

падежей

Окончания

существительных

Ж.р.

М.р.

И.п.

-а,-я

Р.п.

-ы,-и

Д.п.

-е-

В.п.

-у, -ю

Т.п.

-ой,-ёй

П.п.

- Давайте проверим наши окончания. Откройте учебник на с 94-95.

- Почему некоторые окончания существительных в одинаковых падежах различаются? (разная основа – твёрдая и мягкая)

- Можно ли по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных того же склонения? (да)

- Проверьте, правильный ли вывод мы сделали? Прочитайте правило на с.96.


VIII. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи. 

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

Слайд 17

- Выпишите существительное 1-го склонения. (у доски Салыгина Дарья)

Горой, молодежи, ногу, дочерью, вишней, кирпича, учебником, дяде.

(правильно: горой (гора), ногу (нога), вишней (вишня), дяде (дядя))

- Оцени себя Даша


IX. Контроль и самопроверка знаний. (РЕЗЕРВ)

Выявить качество усвоения материала

Определите и подчеркните имена существительные 1 склонения.

Страной, коню, Москве, партой, огороде, тенью, пне, лошади, крота, трамвай.

-Оцените свою работу.


X. Итог урока.

-Давайте подведём итог нашего урока.

-Какая тема нашего урока?

Слайд 18

-Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова: я понял…. я запомнил…. я буду применять….)

Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существитель.

Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.

Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.


Слайд 19

Домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

с.94-96 выучить правило, упр.50


XI.Рефлексия

Дать оценку работы класса

- Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Что вам понравилось?

– Где возникли затруднения?

А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, но хотелось бы отметить …… и поставить 5…………….

- Спасибо за внимание! Урок окончен.

Просмотр содержимого презентации
«pervoe_sklonenie 4в»

Вот звонок нам дал сигнал:  Поработать час настал.  Так что время не теряем  И работать начинаем. Будем знания добывать Чтоб с успехом применять.

Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.

1 М. р. -а - я Ж. р. 2 -а - я 3 - Ср. р. с ь на конце - о -е Разделите имена существительные на три группы Илья, мыш ь, страна, земля, холод, озеро, дедушка, платье.

1

М. р.

-а - я

Ж. р.

2

-а - я

3

-

Ср. р.

с ь на конце

- о -е

Разделите имена существительные на три группы

Илья, мыш ь, страна, земля,

холод, озеро, дедушка, платье.

М. р. 1 -а - я Ж. р. скл 2 дедушка -а - я Ср. р. скл 3 - страна скл Илья холод земля с ь на конце - о -е мышь озеро платье

М. р.

1

-а - я

Ж. р.

скл

2

дедушка

-а - я

Ср. р.

скл

3

-

страна

скл

Илья

холод

земля

с ь на конце

- о -е

мышь

озеро

платье

Первое склонение имён существительных .

Первое склонение

имён существительных .

Почему имена существительные имеют разные окончания при одном и том же вопросе ? Т.п. Т.п. Т.п. папой, грозой, камнем, землёй, степью, Ильёй Т.п. Т.п. Т.п. КЕМ? ЧЕМ?

Почему имена существительные

имеют разные окончания

при одном и том же вопросе ?

Т.п.

Т.п.

Т.п.

папой, грозой, камнем,

землёй, степью, Ильёй

Т.п.

Т.п.

Т.п.

КЕМ? ЧЕМ?

Как определять склонение имен существительных в косвенной форме?

Как определять склонение имен существительных

в косвенной форме?

Я хочу понять…  Я хочу запомнить…  Я хочу научиться применять…

Я хочу понять…

Я хочу запомнить…

Я хочу научиться применять…

дедушка, Илья, страна, земля ед.ч, И.п. - Начальная форма

дедушка, Илья, страна, земля

ед.ч, И.п.

- Начальная форма

Сделайте вывод , как определить склонение у слов папой, грозой, камнем, землёй, степью, Ильёй?

Сделайте вывод ,

как определить склонение у слов

папой, грозой, камнем,

землёй, степью, Ильёй?

1 скл м.р. папой – н.ф. грозой – н.ф. камнем – н.ф. землёй – н.ф. степью – н.ф. Ильёй – н.ф. (кто?) папа (что?) гроза (что?) камень (что?) земля (что?) степь (кто?) Илья 1 скл ж.р. м.р. 1 скл ж.р. ж.р. м.р. 1 скл

1 скл

м.р.

папой – н.ф.

грозой – н.ф.

камнем – н.ф.

землёй – н.ф.

степью – н.ф.

Ильёй – н.ф.

(кто?) папа

(что?) гроза

(что?) камень

(что?) земля

(что?) степь

(кто?) Илья

1 скл

ж.р.

м.р.

1 скл

ж.р.

ж.р.

м.р.

1 скл

Алгоритм «Как определить тип склонения имен существительных»  Поставить имя существительное в начальную форму 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. По роду и окончанию определить склонение

Алгоритм

«Как определить тип склонения имен существительных»

  • Поставить имя существительное в начальную форму

2. Определить род

3. Выделить окончание

4. По роду и окончанию определить склонение

Определи склонение существительных 1 скл пробежал через рощу висит на стене  пригнул на землю подошёл к папе 1 скл 1 скл 1 скл

Определи склонение существительных

1 скл

  • пробежал через рощу
  • висит на стене
  • пригнул на землю
  • подошёл к папе

1 скл

1 скл

1 скл

1 в – сестра 2 в - земля 1 скл сестра земля И.п. сестры земли Кто? Что? Р.п. сестре земле Кого? Чего? Д.п. сестру землю сестрой землёй В.п. Кому? Чему? Кого? Что? Т.п. о сестре о земле Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?

1 в – сестра 2 в - земля

1 скл

сестра земля

И.п.

сестры земли

Кто? Что?

Р.п.

сестре земле

Кого? Чего?

Д.п.

сестру землю

сестрой землёй

В.п.

Кому? Чему?

Кого? Что?

Т.п.

о сестре о земле

Кем? Чем?

П.п.

О ком? О чём?

Названия Окончания падежей существительных Ж.р. И.п. М.р. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. -а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ёй -е

Названия

Окончания

падежей

существительных

Ж.р.

И.п.

М.р.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

-а -я

-ы -и

-у -ю

-ой -ёй

Выпишите существительные 1-го склонения. Горой, молодежи, ногу, дочерью, вишней, кирпича, учебником, дяде. ж.р. ж.р. м.р. ж.р. Горой, ногу, вишней, дяде.

Выпишите существительные 1-го склонения.

Горой, молодежи, ногу, дочерью, вишней, кирпича, учебником, дяде.

ж.р.

ж.р.

м.р.

ж.р.

Горой, ногу, вишней, дяде.

Я понял…  Я запомнил…  Я буду применять…

Я понял…

Я запомнил…

Я буду применять…

Домашнее задание:  с.94-96 выучить правило, упр.50

Домашнее задание:

с.94-96 выучить правило, упр.50


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!