II. Актуализация знаний. III. Открытие нового знания IV Применение новых знаний V. Итог урока. VI. Рефлексия. VII Домашнее задание. | Наш урок мы начнем с теста. Отметить правильные ответы, впишите ответы в таблицу, пользуясь шифром, отгадайте закодированное слово. ( Приложение 1) - Как вы думаете, почему мы вспомнили о глаголе? -И сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о правописании глаголов. Работа в группах. Возьмите карточку №1. Подумайте, что объединяет все эти слова? Задание: - Распределите записанные слова в 4 столбика, определяя, где нужно писать Ь после шипящих, а где нет. - Как вы думаете, легко вам будет это сделать или нет? - А чтобы все могли выполнить это задание, что нужно сделать? - Правильно, надо составить алгоритм рассуждений. Доч(?), луч(?), много задач, идёш(?), врач(?), мыш(?), мало туч(?), съеш(?), мелочь(?), плащ(?), нет луж(?), береч(?) дочь мышь мелочь | луч врач плащ | (много) задач (мало) туч (нет) луж | идешь съешь беречь | 1 .Имена существительные ж.р, ед.ч. 2. Имена сущ-е м. р., ед.ч. 3.Имена существительные в Р.п., мн.ч. 4. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак Мягкий знак после шипящих | Ж.р.ед.ч. М.р. ед.ч. мн. Р.п. Ь Ь Ь Работа по учебнику с.107 1)Рубрика «Давай подумаем». - Определить, какой частью речи являются выделенные слова в хорошо знакомых вам пословицах. (Работа в группах) Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду. Запись: отрежь – п. н., погонишься– 2 л, ед. ч., не поймаешь.– 2 л, ед. ч., едешь - 2 л, ед. ч., будешь -2 л, ед. ч., , не испечешь –– ., 2 л, ед. ч., беречь – н.ф.., - Какой вывод можно сделать? (На конце глаголов в любой форме пишется мягкий знак.)
Работа с правилом на стр.82 - Прочитайте правило. Правы ли вы в своих выводах? (Да) Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь, стеречь. - А сейчас поупражняемся в определении форм глагола. (Работа в тетради) С. 108 упр.19 (Прочитайте задание) 2.) Группы выполняют работу. - Распределите слова в 3столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ. Обсудите и запишите в таблицу. н.ф. | 2 л.ед.ч | пов.накл. | стричься | идёшь | не плачь | беречь | учишь | назначь | испечь | говоришь | спрячь | помочь | сидишь | порежь | прилечь | поёшь | намажь | | кричишь | | Продолжим составлять нашу схему. - У какой еще части речи после шипящих пишется (ь)? Мягкий знак после шипящих | формы глагола ж.р.ед.ч.. м.р. ед.ч. мн ч.. Р.п. н.ф. 2л.ед.ч. п.н. Ь Ь Ь Ь Работа в группах (Карточка 2) 3) Игра «Найди ошибки» Исправьте ошибки. а)Наступила ноч . В ночьной тиши ты услышиш нежную песню ручья. Ты увидиш на траве зелёные огоньки светлячьков. Громко кричит сычь. Не плач , скоро проснутся птицы. Вот первый лучь солнца робко крадётся из–за тучь. б) * Найдите и запишите предложения, в которых глагол стоит в форме 2 л. ед.ч. Дайте ему характеристику ( Повествовательное; невосклицательное; основа предложения - ты увидишь; распространенное. | №1 | №2 | №3 | №4 | Понял с помощью друзей | | | | | Понял сам | | | | | Могу, научит другого | | | | | Задание для 1 группы: Придумать сказку о мягком знаке, о его встречах со словами, на конце которых есть шипящие 2 гр. Найти и записать пословицы, в которых есть изученная орфограмма. 3 группа - упр.3 с.109 И всем конечно повторить правило о правописании мягкого знака на конце глаголов после шипящих | Получилось слово глагол. Мы изучаем глагол. Что- то новое узнаем о глаголе. Они все заканчиваются на шипящий звук. Составим алгоритм рассуждений, как определить, надо ли писать после шипящих мягкий знак или нет? По какому принципу вы распределили слова? - Почему затруднялись в последних словах? ( Это мы ещё не изучали.) Что объединяет слова в последнем столбике? Это глаголы, оканчивающиеся на шипящий. А чем они отличаются? - Какова же цель нашего урока? ( Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.) - Уточните тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах.) Будем наблюдать и исследовать. Это глаголы, стоящие в разных формах. – Какой вывод можно сделать? Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя? На листе самооценки оцените свою работу в баллах. физминутка Что вы можете сказать о правописании этих глаголов? Все правильно распределили глаголы? Кто ошибся? А почему? Оцените свою работу при выполнении данного задания в листе самооценки. У глаголов. Что нужно знать у глагола, чтобы правильно записать (ь)? _ Правильно форму. Какие вы знаете формы глаголы, у которых после шипящих пишется (Ь)? Вот и получилась наша схема-алгоритм А сейчас немного поиграем. Игра называется «Найди ошибки» Ваши знания понадобятся для выполнения следующего задания. Разбирают в группах, затем записывают самостоятельно. Вопросы: - Какую тему повторили? - В словах какой части речи мягкий знак пишется всегда? - Что можете сказать о правописании мягкого знака у имён существительных? Оцените свою работу на листе самооценка Вопросы: - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто считает, что надо ещё подучить правила? -А сейчас давайте оценим свою работу на всем уроке? - Посчитайте баллы, полученные за урок. Кто отметил, что может научить другого? Кто сам? Кому требовалась помощь? У кого 12-10 баллов? У кого 8? У кого меньше 8? Разноуровневое домашнее задание. | . Алгоритм: 1. Определи часть речи слова. 2. Вспомни правило. . Ответ- Глаголы имеют разные формы. Ответы- Идёшь - гл., 2 л., ед. ч. Съешь – гл., повелит. накл.. Беречь – гл., н.ф. Оцените свою работу на листе: самооценка Выполняют указания учителя. Проверка в парах. Проверка на доске. Исправляют ошибки. - У всех глаголов после шипящих пишется (ь) -Неправильно определил форму глагола. Ответы: - Мягкий знак на конце слов после шипящих. - У глаголов в форме 2л. ед.ч., в нач. ф.. и в повелительном наклонении. - Мягкий знак пишется у существительных женского рода 3 скл. Мягкий знак не пишется у существительных мужского рода и у существительных мн. ч., в Р.п. | Коммуникативные, Умение точно и полно выражать свои мысли. Познавательные, Формирование умения делать умозаключение Личностные, воспитание внимательного, вежливого отношения к людям. Познавательные, формирование действия анализа Регулятивные, формирование действия прогнозирования. Познавательные, формирование действия анализа. Познавательные, формирование действия сравнения. Познавательные, самостоятельное создание алгоритма деятельности. Регулятивные, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Познавательные, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные, совместное выполнение задания в паре. Познавательные, формирование действия анализа Познавательные, формирование действия анализа Познавательные, формирование умения делать умозаключения. Регулятивные, формирование действия оценки, осознание качества и уровня усвоения материала. |