СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе на тему "Множественное число имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Множественное число имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему "Множественное число имен существительных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Црау







Открытый урок по русскому языку в 4 классе


Тема: Множественное число имен существительных







Подготовила учитель начальных классов Газзаева Ф.С.







2020г


Тема урока: «Множественное число имён существительных.».


Тип урока:урок открытия нового знания.



Цели урока:


Обучающие:

  • - продолжить знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного числа.

  • - познакомить со склонением имен существительных во множественном числе.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление, воображение;

  • способствовать развитию коммуникативных качеств.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к птицам.


Планируемые результаты:


1. Предметные результаты:

  • - развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;

  • - развивать любознательность, речь, логическое мышление;


2. Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:

  • - формировать знания об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа;

  • - формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе;

  • - развивать у учащихся умение распознавать имена существительные единственного и множественного числа;

  • - учить находить существительные множественного числа в тексте, подбирать самостоятельно;


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока;

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • определять степень успешности, волевая саморегуляция, оценка- выделение учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

  • обеспечение обучающимися их учебной деятельности, нацеливание на успешную деятельность;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция знаний, умение осуществлять взаимный контроль;

  • анализировать и оценивать свою работу на уроке, свое настроение.


Коммуникативные УУД:

  • уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками;

  • учитывать мнение товарищей;

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • договариваться с товарищами, чтобы прийти к единому мнению.


3. Личностные результаты:

  • выражать свою позицию;

  • оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

  • применять полученные ранее знания о действиях сложения и вычитания.

  • - расширять словарный запас;

  • - воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку;

  • -воспитывать любовь к родной природе.


Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, конверт с сюрпризом.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.


1. Приветствие учащихся.

(Слайд 1) – Здравствуйте, дети! У нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними и подарите им ваши улыбки.

2. Проверка готовности к уроку.

–Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Начнём наш урок с разминки.

Приготовьте красный и синий карандаш. Я буду читать вам высказывание, если оно верное раскрашиваете бусинку синим цветом, если нет, красным. Эту работу нужно выполнить очень быстро, за 2 минуты.


1. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. (с)

2.В русском языке пять падежей. (к)

3.Начальная форма имени существительного – это именительный падеж, единственное число. (с)

4.Родительный падеж имен существительных отвечает на вопросы Кому? Чему? (к)

5.Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, -я в именительном падеже единственного числа относятся ко 2 склонению. (к)

6.Имена существительные среднего рода относятся только ко 2 склонению. (с)

7. Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3 склонению. (с)

8. Именительный падеж имеет предлоги от,до,около. (к)

9.Ударные и безударные окончания имён существительных в одном и том же падеже пишутся одинаково. (с)

10. Чтобы определить склонение существительного множественного числа, нужно существительное множественного числа поставить в единственное число. (с)

-А теперь проверим. Поменяйтесь работой с соседом по парте.

- У кого нет ошибок, нарисуйте улыбающегося смайлика, у кого есть грустного. А теперь проверьте по эталону на доске.


Приветствуют учителя и присутствующих гостей. Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Настраиваются на успешную деятельность.

Познавательные УУД:

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний;

  • давать ответы на простые и сложные вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

  • обеспечение обучающимися их учебной деятельности, нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация имеющихся знаний.


1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова « Классная работа».

Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Я предлагаю отгадать вам загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец- то ты пришла

К нам, волшебница … (зима)


Зз

Дайте характеристику звуку З

Зима, зимний, зимовать

- Выделите корень. Как называются эти слова? Какое из них является проверочным?


Повторяют написание заглавной и строчной буквы Зз, об однокоренных словах.

Познавательные УУД:

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний;

  • давать ответы на простые и сложные вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения.

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.


1.Постановка проблемы.

-Сегодня у нас новая тема. А какая эта тема, я надеюсь вы мне скажете, когда мы выполним следующую работу.

Словарная работа

Запись слов под диктовку, выделение орфограмм.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, класс,

Тетрадь, завод, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова шофёр, пенал,

Ворона и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.


- Что объединяет все эти слова?

- К какой части речи относятся они относятся? (Имена существительные)

Давайте вспомним с вами, что мы знаем об имени существительном. У Игоря было индивидуальное задание. Он составил кластер об имени существительном)

- Спасибо, Игорь. Вернёмся к нашим словам. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Объясни. (одушевленные, неодушевленные)

- Какое слово лишнее? (Конфеты) Почему? (Оно во множественном числе)

Записывают слова под диктовку, объясняют их правописание. Находят лишнее слово.

Познавательные УУД:

  • воспроизводить знания о признаках существительных, полученные ранее;

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний;

  • находить ответы на вопросы, умение ориентироваться в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками;

  • учитывать мнение товарищей;

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения.

IV. Совместное открытие знаний.


2. Формулирование темы урока.

Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? «Множественное число имён существительных.».

Игра « Метелица»

-Итак мы определили тему нашего урока. Озорница- пурга налетела и перепутала все буквы в именах существительных. Давайте восстановим слова.

Сегн (снег)

Вгюьа (вьюга)

Хдоло (холод)

Мтеьел (метель)

Србоуг (сугроб)

- Измените число имен существительных. Запишите. Выделите окончания. Сделайте вывод.

Сегн (снег) - снега

Вгюьа (вьюга) - вьюги

Хдоло (холод) - холода

Мтеьел (метель) - метели

Србоуг (сугроб) - сугробы

Ргуд (друг)-друзья

- Измените число имен существительных. Запишите. Выделите окончания. Сделайте вывод. (Имена существительные в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а, -я, -ы, -и.


3. Физкультминутка.



Описывают рассуждения, высказывают вслух, выводят правила.

Формулируют тему и цель урока.

Отдыхают с помощью физкультминутки.


Познавательные УУД:

  • воспроизводить знания о о признаках существительных, полученные ранее;

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний;

  • давать ответы на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

  • приводить примеры множественного числа имён существительных.

Регулятивные УУД:



V. Первичное закрепление во внешней речи.


  1. Работа с новой темой.

Работа с учебником стр.122, упр.242

Прежде чем преступить, прочитайте пожалуйста, выделенные слова в этом упражнении. ( троллейбус и вокзал)

Как вы думаете, почему ? (Это словарные слова, с которыми мы сегодня познакомимся)

Сделайте вывод.


-Прочитайте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и обозначьте имена существительные во множественном числе.


Пришла з..ма. Завыли вьюги. Ударили м…розы. Гол…дно птицам зимой. Вот они и л…тят к жилью человека .Ты помоги им! Крошки хлеба, семена- вот их пищ… . Птицы- наши друз…я.


Самопроверка. Слайд 5.

2. Гимнастика для глаз

Слайд 6.


Работают с текстом. Списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Находят существительные во множественном числе.

Познавательные УУД:

  • воспроизводить знания о признаках существительных, полученные ранее;

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками;

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


1. Существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

- А вот как выполнил одно упражнение ученик 4 класса. Он изменял число имен существительных. Вот, что у него получилось. Слайд 7.


Деревья- дерево, хлопья – хлоп, морозы- мороз, каникулы- каникула, елки- елка, игрушки- игрушка, санки- санка.

- Не допустил ли он ошибки? Выпишите в тетрадь имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

2. Работа с пословицей.

Весь урок у нас был связан с зимой. Любимое время года детей. В какие игры вы играете? А как вы понимаете смысл пословицы:

Любишь кататься, люби и саночки возить.


Исправляют ошибки, выписывают существительные, которые употребляются только во множественном числе.. Выполняют правильность выполнения по слайду. Осуществляют взаимный контроль.

Познавательные УУД:

  • воспроизводить знания о признаках существительных , полученные ранее;

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

VIII. Рефлексия.


  1. Рефлексия. Слайд 8.

- Ребята, давайте расскажем ей, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Укроем ее снежком и украсим новогодними игрушками.

(Уч-ся рассказывают правила, с которыми они познакомились и вешают на елку снежинки и игрушки).


-Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность, своё настроение.

Познавательные УУД:

  • извлекать необходимое знание из всей системы знаний;

Регулятивные УУД:

  • анализировать и оценивать свою работу на уроке, свое настроение.

Коммуникативные УУД:

  • уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками;


















Самоанализ урока.

Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.

Представленный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Имена существительные множественного числа» в разделе «Морфология». Содержание учебного материала соответствует государственному стандарту, через дидактический материал реализована связь с действительностью. Структурные элементы сохранены и выполнены: организовано начало занятия, дана психологическая установка, учащимися получены новые знания, которые были закреплены и систематизированы. На каждом этапе урока решались свои дидактические задачи: знакомство с новым словарным словом и его непосредственная связь с темой урока, развитие речи учащихся, повторение ранее изученных орфограмм, изучение нового материала. Выбор методов обучения осуществлен исходя из цели урока и его содержания. Использованы: метод формирования интереса к учению, метод поощрения, сочетание словесных и наглядных методов, метод контроля и самоконтроля. На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа с пословицей, словарная работа. В игровой форме проведена рефлексия урока. Во время урока происходило формирование интеллектуальных, коммуникативных навыков, навык самоконтроля при проверке текста. Здоровьесберегающие факторы на уроке -это проведение физминутки, гимнастики для глаз, которые были не отвлекающим моментом, а неотъемлемой частью урока. Работоспособность детей на уроке достигалась за счет смены деятельности и использования новых средств обучения (ИКТ). В ходе урока поставленные цели и задачи были достигнуты, а дети были активно включены в работу.



Скачать

© 2021, 935 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!