1. Организационный момент. | Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный, Придется думать головой, вопрос услышать непростой, Найти ответ. Стремиться помнить Все, что узнаешь и запомнишь. От учеников потребуются знания, смекалка и сообразительность, творческое воображение. | | |
2.Актуализация знаний. а)Словарный диктант. | 1. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы. Морозец, небеса, оттепель, жизнь, единообразие, сугроб, трескотня, воробьи, окрестность, чародейка, исчезновение, солнце, льдинка, отголосок. (Морозец – полногласное чередование –оро-, суффикс –ец существительного мужского рода; небеса – безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: небо, небесный; оттепель – удвоенные согласные на стыке морфем, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: теплый, е//0; жизнь – правописание гласных после шипящих: жи – ши пиши с буквой и; единообразие - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: один, образ; е//о, правописание сложных существительных с соединительной гласной о, правописание суффиксов абстрактных существительных –ий; сугроб – правописание парного согласного на конце слова6 сугробы; трескотня - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: треск; правописание суффиксов существительных – от(н); воробьи – правописание полногласного сочетания в корне -оро-, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: воробышек; правописание разделительного мягкого знака в корне слова; окрестность – правописание приставки единообразного написания –о; правописание непроизносимого согласного – крест; правописание суффиксов существительных – ость; чародейка – правописание гласной после шипящей – ча – ща пишется с буквой а; правописание сложных существительных с соединительной гласной о; исчезновение – правописание конечного согласного в приставке на –з, -с перед глухим согласным; безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: исчез; правописание суффиксов существительных –ов, -ий; солнце – правописание непроизносимой согласной; льдинка – правописание смягчающего мягкого знака в корне слова; отголосок – правописание приставки единообразного написания –от, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: голос; полногласие – оло-; правописание суффикса с беглой гласной –ок). Взаимопроверка работ: ученики берут работу у соседа по парте, проверяют, выставляют оценку по шкале оценок. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные УУД Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные УУД Оценивать успешность усвоения материала | Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных работ. Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся. |
4. Изучение нового материала. | 1. Работа с учебником: §98 упр. 549. Умение видеть имена существительные во множественном числе. 2. стр. 74 – выявление новой информации о числе имён существительных. Ознакомительное чтение про себя. ж.р. | Книги, буквы; мысли | -и (-ы) | м.р. | Словари, алфавиты; Профессора/, учителя/ | -и (-ы) -а (-я) | с.р. | Слова, предложения | -а (-я) | – На что обращают внимание авторы учебника? – Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных? - Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? | Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения. Коммуникативные УУД Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. | Работа с учебником (учет вариативной и инвариативной части). Индивидуальная форма организации деятельности учащихся. |
5. Закрепление материала. | 1. Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях существительных. А) Есть у вас в продаже свежие торта? Скоро весна. На поля выйдут новые трактора. | Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма). Работа в парах. – Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы. Б) В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок. | В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п. - Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? (Да. Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»). - Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий). – Что объединяет слова в предложении? (Близость формы - множественное число существительных Р.п.) - Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.) – Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □). Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы. 2) Физминутка. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. 3) Выполним упражнение 550, 553, 554 - комментированное письмо. 4) Групповая работа – лингвистические задачи. Задача для 1-ой группы: «Если у вас есть несколько знакомых девушек или подруг по имени Оля, то как вы скажете: Подарки для наших… [ ?]» Задача для 2-ой группы: «Вы просите купить вам несколько комплектов белья. Как вы скажете: Купите мне, пожалуйста, несколько… (простыня) [ ?]» Задача для 3-ей группы: «В газетном очерке об армейских буднях написано: «Каждый боец из отряда солдатов был снабжен парой новых сапогов». Грамотно ли журналист употребил слова во множественном числе?» Задача для 4-ой группы: «Спорят два ученика. 1-ый ученик: «Я уверен: в слове шофера ударение падает на последний слог». 2-ой ученик: «Нет, в слове шоферы ударение на том же слоге, что и в единственном числе». Кто прав?» | Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). 4. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные УУД 1. Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. 2. Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов. Личностные УУД Понимать значимость новых знаний | Работа по решению проблемы. Работа с учебником, справочными материалами, словарями. Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся. Использование памяток. Организация взаимопомощи. Мотивация учения. |
7. Итог урока. | – Что нового узнали на уроке? – Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.) Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета: зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями». красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД (саморегуляция) 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Осуществлять логическое действие «обобщение». | Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи. |