СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: " Множественное число имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: " Множественное число имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: " Множественное число имен существительных"»

2.03.17 год .5 класс. Русский язык.

Тема: Множественное число имен существительных.

Цель: знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Планируемые результаты:

Личностные: определять морфологические признаки множественного числа имён существительных

Метапредметные: пользоваться умениями ознакомительного чтения, работать со словарями, справочной литературой, памятками; составлять план и последовательность действий, прогнозировать результаты.

Предметные: образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных; правильно употреблять формы именительного и родительного падежа множественного числа в устной и письменной речи; обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.


Ход урока


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу.

Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придется думать головой, вопрос услышать непростой,

Найти ответ. Стремиться помнить

Все, что узнаешь и запомнишь.

От учеников потребуются знания, смекалка и сообразительность, творческое воображение.



2.Актуализация знаний. а)Словарный диктант.

1. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы.

Морозец, небеса, оттепель, жизнь, единообразие, сугроб, трескотня, воробьи, окрестность, чародейка, исчезновение, солнце, льдинка, отголосок.

(Морозец – полногласное чередование –оро-, суффикс –ец существительного мужского рода; небеса – безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: небо, небесный; оттепель – удвоенные согласные на стыке морфем, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: теплый, е//0; жизнь – правописание гласных после шипящих: жи – ши пиши с буквой и; единообразие - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: один, образ; е//о, правописание сложных существительных с соединительной гласной о, правописание суффиксов абстрактных существительных –ий; сугроб – правописание парного согласного на конце слова6 сугробы; трескотня - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: треск; правописание суффиксов существительных – от(н); воробьи – правописание полногласного сочетания в корне -оро-, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: воробышек; правописание разделительного мягкого знака в корне слова; окрестность – правописание приставки единообразного написания –о; правописание непроизносимого согласного – крест; правописание суффиксов существительных – ость; чародейка – правописание гласной после шипящей – ча – ща пишется с буквой а; правописание сложных существительных с соединительной гласной о; исчезновение – правописание конечного согласного в приставке на –з, -с перед глухим согласным; безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: исчез; правописание суффиксов существительных –ов, -ий; солнце – правописание непроизносимой согласной; льдинка – правописание смягчающего мягкого знака в корне слова; отголосок – правописание приставки единообразного написания –от, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: голос; полногласие – оло-; правописание суффикса с беглой гласной –ок).

Взаимопроверка работ: ученики берут работу у соседа по парте, проверяют, выставляют оценку по шкале оценок.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД

Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Регулятивные УУД

Оценивать успешность усвоения материала

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных работ.

Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.

3.Целеполагание

1. - На основе записанных слов спрогнозировать цель урока: определить, можно ли извлечь еще информацию из записанных слов.

Регулятивные УУД (целеполагания)

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Ведение проблемного диалога

4. Изучение нового материала.


1. Работа с учебником: §98 упр. 549. Умение видеть имена существительные во множественном числе.

2. стр. 74 – выявление новой информации о числе имён существительных.

Ознакомительное чтение про себя.

ж.р.

Книги, буквы; мысли

-и (-ы)

м.р.

Словари, алфавиты;

Профессора/, учителя/

-и (-ы)

-а (-я)

с.р.

Слова, предложения

-а (-я)

– На что обращают внимание авторы учебника?

– Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных?

- Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Работа с учебником (учет вариативной и инвариативной части).

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся.


1. Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний).

Самостоятельно планировать способы достижения намеченной цели.

Работа с картой урока

5. Закрепление материала.

1. Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях существительных.

А)

Есть у вас в продаже свежие торта?

Скоро весна. На поля выйдут новые трактора.

Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма).

Работа в парах.

– Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?

Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.

Б)

В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок.

В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п.

- Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? (Да. Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»).

- Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий).

– Что объединяет слова в предложении? (Близость формы - множественное число существительных Р.п.)

- Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.)

– Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ­ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (­ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □).

Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.


2) Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


3) Выполним упражнение 550, 553, 554 - комментированное письмо.


4) Групповая работа – лингвистические задачи.

Задача для 1-ой группы: «Если у вас есть несколько знакомых девушек или подруг по имени Оля, то как вы скажете: Подарки для наших… [ ?]»

Задача для 2-ой группы: «Вы просите купить вам несколько комплектов белья. Как вы скажете: Купите мне, пожалуйста, несколько… (простыня) [ ?]»

Задача для 3-ей группы: «В газетном очерке об армейских буднях написано: «Каждый боец из отряда солдатов был снабжен парой новых сапогов». Грамотно ли журналист употребил слова во множественном числе?»

Задача для 4-ой группы: «Спорят два ученика. 1-ый ученик: «Я уверен: в слове шофера ударение падает на последний слог». 2-ой ученик: «Нет, в слове шоферы ударение на том же слоге, что и в единственном числе». Кто прав?»

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

4. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Регулятивные УУД

1. Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов.

Личностные УУД

Понимать значимость новых знаний




Работа по решению проблемы.

Работа с учебником, справочными материалами, словарями.

Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Мотивация учения.

7. Итог урока.


– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета:

зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями».

красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД (саморегуляция)

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Осуществлять логическое действие «обобщение».


Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи.

8. Домашнее задание.


Выполнить упражнение 551 или 555

Выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!