СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка)

Задачи:

Образовательные:

  • отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов;

  • проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;

  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

  • развивать волевые качества, эмоциональную сферу путём подбора интересного материала, использовать нестандартные приёмы

  • развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление)

  • работать над повышением уровня мотивации;

  • воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);

  • учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.

  • обобщить знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • формировать умения:

  • определять цель урока;

  • ставить учебную задачу;

  • планировать свою деятельность;

  • работать в паре и группах;

  • писать без ошибок личные окончания глаголов;

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции.

  • Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Развивать связную устную и письменную речь.

  • Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.


Ход урока

1.Орг. момент.

Учитель:

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

Встаньте ровно, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь.

Поприветствуйте гостей

И начнём урок скорей!

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

2.Актуализация знаний.

- Предлагаю начать с высказываний учёных о нашем родном языке (на слайде).

Проверка домашнего задания.

Домой были заданы мини-сочинения о русском языке, в котором вы должны были использовать глаголы: понимать, любить, изучать, узнавать (дети читают лучшие).


- Угадайте, о чём идёт речь в загадке?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт. (речь о глаголе)


- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)

- Что вы знаете ещё о глаголе?

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …

- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)

- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний)

- Для чего мы определяем спряжение глаголов? (чтобы решить, какое безударное личное окончание писать)


-Давайте вспомним, как надо действовать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола.

-Поработайте самостоятельно над созданием памяток, составьте алгоритм определения безударного окончания глагола, расположив действия по порядку.

(У ребят деформированный алгоритм, им необходимо расположить действия по порядку)

- Прочитайте алгоритм по порядку, сигнальными карточками отвечают остальные, параллельно соотнесите составленный алгоритм с образцом на экране и наклейте на свою памятку.

3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.

- Какова цель сегодняшнего урока? (Закрепление безошибочного написания безударных окончаний глаголов)

-Сформулируйте учебные задачи, которые мы должны поставить перед собой на уроке, чтобы достичь цели, воспользуйтесь алгоритмом.

(1.Мы должны уметь ставить глагол в начальную форму.

2. Мы должны уметь определять спряжение глагола.

3. Знать глаголы-исключения

4. Мы должны знать, какие окончания пишутся у глаголов, в соответствии со спряжением.)

4. Работа над решением поставленных учебных задач.

Будете не одни ……

Дел у меня немало

- Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ... (зима)



- Зима вам предлагает свою помощь в достижении цели урока, но, если вы с ней поиграете в снежки.

- Успешно выполнив все задания, мы с вами вместе сможем слепить для неё снеговика!

- Оценивать успешность каждого своего шага вы будете сами в таблице-самооценке зелёным и красным цветами (зелёный кружок – усвоил, красный – надо ещё потренироваться)

1. Я правильно определяю вид глагола, умею ставить в неопределенную форму


2. Я умею определять спряжение глагола.



3. Я знаю глаголы-исключения



4. Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений



5. Я смогу объяснить эту тему товарищу.





Комок с первым заданием:

4.1. Упражнение в умении ставить глаголы в начальную форму

- Работаем над первой задачей. Прочитайте текст и предложите задание. (Выписать глаголы и поставить их в начальную форму)

- О чём надо помнить, когда образуешь начальную форму глагола? (О том, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, и надо правильно ставить вопрос)

Работа в группах

Зимой

Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам.

Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.

- Проверяем, читаем глаголы по цепочке (остальные показывают сигнальными карточками) – побелеть, покрыться, ходить, спать, закрыться, смастерить, спать, объедать.

-Оцените данное умение в таблице.

-Кто без ошибок справился с заданием, ставим зелёный кружок.

-Кому ещё необходимо тренироваться в этом умении – красный кружок.

С заданием справились, на доске «слепили» первый комок снеговика.

- Зачем необходимо ставить глагол в начальную форму? (Чтобы определить спряжение)

Комок со вторым заданием:

4.2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределённой форме.

Следующая учебная задача - уметь определять спряжение глаголов.

Повторение правила. Глаголы-исключения.

- Определите и указать над глаголами спряжение. Работа в парах.

наступает, смотреть, рисует, стелить, стоять, обидеть, исследует, брить

дружить, зависеть, построить, работает, вертеть, играть

Проверка: пары показывают цифрой спряжение, потом проверяют на экране.

Пара, справившаяся без ошибок, поднимает сцепленные руки.

Повторить все глаголы-исключения.

- Сколько умений мы проверили в этом упражнении? Оцените данные умения в таблице.

С заданием справились, на доске «слепили» второй комок снеговика.

Физкультминутка.

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снеговика мы лепим, лепим мы.                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.             (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.

-Какую цель мы ставили? Давайте проверим, как каждый из вас смог достичь это цели, выполнив следующее задание.

4.4 Упражнение в написании окончании глаголов.

Работа самостоятельная

- Прочитайте пословицы, подумайте над их смыслом, вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Декабрь год кончаЕт, а зиму начинаЕт.

2. За двумя зайцами погонИшься – ни одного не поймаЕшь. (не надо делать несколько дел сразу)

3. Что написано пером - не вырубИшь топором.

4. Поменьше говори – побольше услышИшь.

Проверка на экране по одному человеку от каждой группы вписывают пропущенные буквы с объяснением пословиц (несколько работ на оценку)

-Оцените умение правильно писать окончание глагола в таблице.

С заданием справились, на доске «слепили» третий комок снеговика - голову.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Оцените свои знания по теме урока, занесите результат самооценки в диагностическую карту. (Зелёный кружок – усвоил, красный – надо ещё потренироваться)

Итог урока

- Какова была тема урока?

- Посмотрите ещё раз в свои карты-самооценки, кто успешно разобрался с темой на всех этапах и считает, что хорошо усвоил материал? (зелёная сигнальная карточка)

- Кому эта тема стала понятнее после сегодняшнего урока?

- Кому нужно ещё позаниматься? (красная сигнальная карточка)

Рефлексия в цвете

Детям предлагается раскрасить в группах шапочку, шарфик, рукавички для снеговика, передав цветами своё настроение в конце урока и прикрепить на снеговика.

Учитель рисует улыбающееся лицо снеговику, показывая, что доволен работой ребят на уроке.



Разноуровневое домашнее задание:

На листе 3 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты. Каждый ученик выполняет задания по своему выбору:

1 уровень (лёгкий — по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

Все мы (испытывать) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с полей, Солнце (обливать) облива..т весенний лес светом. Птицы (строить) стро..т гнезда.

2 уровень (сложнее — в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

3 уровень (более сложный - встречаются глаголы- исключения)

Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и мчит вперед, тороп..тся согнать их в одно место.



Спасибо за работу! Молодцы!

Урок окончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!