Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка)
Задачи:
Образовательные:
отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов;
проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
развивать волевые качества, эмоциональную сферу путём подбора интересного материала, использовать нестандартные приёмы
развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление)
работать над повышением уровня мотивации;
воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);
учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.
обобщить знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.
формировать умения:
определять цель урока;
ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность;
работать в паре и группах;
писать без ошибок личные окончания глаголов;
Развивающие:
Развивать мыслительные операции.
Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать связную устную и письменную речь.
Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.
Воспитательные:
Ход урока
1.Орг. момент.
Учитель:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Встаньте ровно, распрямитесь
И друг другу улыбнитесь.
Поприветствуйте гостей
И начнём урок скорей!
- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.
2.Актуализация знаний.
- Предлагаю начать с высказываний учёных о нашем родном языке (на слайде).
Проверка домашнего задания.
Домой были заданы мини-сочинения о русском языке, в котором вы должны были использовать глаголы: понимать, любить, изучать, узнавать (дети читают лучшие).
- Угадайте, о чём идёт речь в загадке?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт. (речь о глаголе)
- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)
- Что вы знаете ещё о глаголе?
- Глагол – это …(часть речи)
- Глагол отвечает на вопросы …
- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)
- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)
- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний)
- Для чего мы определяем спряжение глаголов? (чтобы решить, какое безударное личное окончание писать)
-Давайте вспомним, как надо действовать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола.
-Поработайте самостоятельно над созданием памяток, составьте алгоритм определения безударного окончания глагола, расположив действия по порядку.
(У ребят деформированный алгоритм, им необходимо расположить действия по порядку)
- Прочитайте алгоритм по порядку, сигнальными карточками отвечают остальные, параллельно соотнесите составленный алгоритм с образцом на экране и наклейте на свою памятку.
3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.
- Какова цель сегодняшнего урока? (Закрепление безошибочного написания безударных окончаний глаголов)
-Сформулируйте учебные задачи, которые мы должны поставить перед собой на уроке, чтобы достичь цели, воспользуйтесь алгоритмом.
(1.Мы должны уметь ставить глагол в начальную форму.
2. Мы должны уметь определять спряжение глагола.
3. Знать глаголы-исключения
4. Мы должны знать, какие окончания пишутся у глаголов, в соответствии со спряжением.)
4. Работа над решением поставленных учебных задач.
Будете не одни ……
Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима)
- Зима вам предлагает свою помощь в достижении цели урока, но, если вы с ней поиграете в снежки.
- Успешно выполнив все задания, мы с вами вместе сможем слепить для неё снеговика!
- Оценивать успешность каждого своего шага вы будете сами в таблице-самооценке зелёным и красным цветами (зелёный кружок – усвоил, красный – надо ещё потренироваться)
1. Я правильно определяю вид глагола, умею ставить в неопределенную форму | |
2. Я умею определять спряжение глагола. | |
3. Я знаю глаголы-исключения | |
4. Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений | |
5. Я смогу объяснить эту тему товарищу. | |
Комок с первым заданием:
4.1. Упражнение в умении ставить глаголы в начальную форму
- Работаем над первой задачей. Прочитайте текст и предложите задание. (Выписать глаголы и поставить их в начальную форму)
- О чём надо помнить, когда образуешь начальную форму глагола? (О том, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, и надо правильно ставить вопрос)
Работа в группах
Зимой
Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам.
Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.
- Проверяем, читаем глаголы по цепочке (остальные показывают сигнальными карточками) – побелеть, покрыться, ходить, спать, закрыться, смастерить, спать, объедать.
-Оцените данное умение в таблице.
-Кто без ошибок справился с заданием, ставим зелёный кружок.
-Кому ещё необходимо тренироваться в этом умении – красный кружок.
С заданием справились, на доске «слепили» первый комок снеговика.
- Зачем необходимо ставить глагол в начальную форму? (Чтобы определить спряжение)
Комок со вторым заданием:
4.2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределённой форме.
Следующая учебная задача - уметь определять спряжение глаголов.
Повторение правила. Глаголы-исключения.
- Определите и указать над глаголами спряжение. Работа в парах.
наступает, смотреть, рисует, стелить, стоять, обидеть, исследует, брить
дружить, зависеть, построить, работает, вертеть, играть
Проверка: пары показывают цифрой спряжение, потом проверяют на экране.
Пара, справившаяся без ошибок, поднимает сцепленные руки.
Повторить все глаголы-исключения.
- Сколько умений мы проверили в этом упражнении? Оцените данные умения в таблице.
С заданием справились, на доске «слепили» второй комок снеговика.
Физкультминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снеговика мы лепим, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.
-Какую цель мы ставили? Давайте проверим, как каждый из вас смог достичь это цели, выполнив следующее задание.
4.4 Упражнение в написании окончании глаголов.
Работа самостоятельная
- Прочитайте пословицы, подумайте над их смыслом, вставьте в слова пропущенные буквы.
1. Декабрь год кончаЕт, а зиму начинаЕт.
2. За двумя зайцами погонИшься – ни одного не поймаЕшь. (не надо делать несколько дел сразу)
3. Что написано пером - не вырубИшь топором.
4. Поменьше говори – побольше услышИшь.
Проверка на экране по одному человеку от каждой группы вписывают пропущенные буквы с объяснением пословиц (несколько работ на оценку)
-Оцените умение правильно писать окончание глагола в таблице.
С заданием справились, на доске «слепили» третий комок снеговика - голову.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Оцените свои знания по теме урока, занесите результат самооценки в диагностическую карту. (Зелёный кружок – усвоил, красный – надо ещё потренироваться)
Итог урока
- Какова была тема урока?
- Посмотрите ещё раз в свои карты-самооценки, кто успешно разобрался с темой на всех этапах и считает, что хорошо усвоил материал? (зелёная сигнальная карточка)
- Кому эта тема стала понятнее после сегодняшнего урока?
- Кому нужно ещё позаниматься? (красная сигнальная карточка)
Рефлексия в цвете
Детям предлагается раскрасить в группах шапочку, шарфик, рукавички для снеговика, передав цветами своё настроение в конце урока и прикрепить на снеговика.
Учитель рисует улыбающееся лицо снеговику, показывая, что доволен работой ребят на уроке.
Разноуровневое домашнее задание:
На листе 3 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты. Каждый ученик выполняет задания по своему выбору:
1 уровень (лёгкий — по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)
Все мы (испытывать) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с полей, Солнце (обливать) облива..т весенний лес светом. Птицы (строить) стро..т гнезда.
2 уровень (сложнее — в начальную форму глаголы нужно поставить самим)
Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.
3 уровень (более сложный - встречаются глаголы- исключения)
Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и мчит вперед, тороп..тся согнать их в одно место.
Спасибо за работу! Молодцы!
Урок окончен!