СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе Тема: Распространенные и нераспространенные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения.

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Тема: Распространенные и нераспространенные предложения.»

Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения.

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Ход урока:

I. Орг. момент. Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

III. Актуализация опорных понятий.

В самом начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

- Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения).

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложение?

- Что такое словосочетание?

- Что не является словосочетанием? (грамматическая основа).

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

- Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

- Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно? (второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

- А теперь мы двигаемся дальше…….

– Самостоятельно сравнительный анализ предложений упр 218

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры. На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

1. Укажи цифрами члены предложения.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 — подлежащим

2 — сказуемым

3 — определением

4 — дополнением

5 — обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.) впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 — распространённое

2 — нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран   1   . 2. Жили они дружно     1 . 3. Заснул медведь    2  ; козёл да баран дремлют   2   ; один мурлыка не спит и всё видит    1  . 4. И видит он   2   : идут семь волков   2   . 5. Стукнулись козёл с бараном   2    , искры из глаз посыпались    1  . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран   1   .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Вам необходимо ответить на вопросы.

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

VII. Домашнее задание упр.219

VIII. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!