Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г.Караганда
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Текст- рассуждение.
Цель: развитие умения различать текст-рассуждение
Ход урока:
1 этап: мотивация к деятельности.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
2 этап: учебно- познавательная деятельность.
Минутка чистописания
Словарная работа
Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
1. Знакомство с типом речи - рассуждение.
1.Работа с текстами. -Прочитайте 3 текста. О ком или о чём тексты? -Определите в каждом главную мысль
1. Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь - сплошная мука.
2.Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.
3.Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.
-Реши: можно ли сказать, что тексты чем-то похожи? Темы текстов и выраженные в них мысли различны, но в отрывках есть что- то общее. Что? (есть мысль, которая объясняется, доказывается) -Как такие тексты называются? -Тексты - рассуждения. Это тема нашего урока. -Понаблюдайте, какие части речи используются в текстах- рассуждениях? (существительные, прилагательные, глаголы)
2.Основные части текстов-рассуждений.
-Как же строятся рассуждения?
-Попробуем определить части в каждом тексте.
Будем их отмечать значком [.
ТЕКСТ I. Мысль.
Начало объяснения: [ Да потому, что…]
Вывод: [Вот и стала для него… ]
ТЕКСТ II. Мысль: [Есть порода…]
Доказательство: [ Это потому…]
Вывод. Пример: [ Поэтому…]
Каждое предложение соответствует части рассуждения. Димитрюхина С.И
ТЕКСТ III. Мысль.
Объяснение: [потому, что…]
Вывод. Пример: [ Вот и …]
Объяснение начинается во второй части сложного предложения и продолжается в следующем.
3.-Назовите основные части рассуждения.
Заполните ступени.
примеры
вывод
объяснение,
доказательство
мысль
1.Упр.331. Чтение текста-образца «Кошки»
2.Работа над композицией текста-повествования (тезис, доказательство, вывод)
3.Упр.332. Поиск и обоснование. Работа с текстом «Дуб и ветер»
Сообщение темы урока.
3.этап: интеллектуальные преобразования.
1.Упр.333.Работа с пословицами
2.Упр.334. Творческое задание. Составить текст-рассуждение.
3. Упр. 335. Р\р. прочитать отрывок из сказки «Огниво». Найти предложение-тезис, содержание которого доказывается в тексте. (Понял солдат, что за чудесное было у него огниво.)Почему огниво было чудесным? Какие приведены доказательства? Сделан ли вывод?
4.этап: контроль и оценка результатов деятельности. Обобщение по теме. Кластер.
-С каким типом речи познакомились?
-Что вы узнали о рассуждении?
-Используя таблицы, которые составили, систематизируем знания.
-Правила такие. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них - свои спутники.
-Вместе составляем схему по теме урока, обобщаем сведения, полученные на уроке.
(«Звезда»: ТИП РЕЧИ
«Планеты»: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ
«Спутники 1»: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ГЛАГОЛЫ
«Спутники 2»: МЫСЛЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД, ПРИМЕРЫ и т.д. )
существительное,
прилагательное существительное,
глагол
ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
ТИП РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ
потому что
так как
существительное,
прилагательное,
глагол
мысль
объяснение,
доказательство
вывод вот почему
вот и
примеры поэтому
значит
-Такая схема называется КЛАСТЕРОМ. -С помощью кластера вам легче будет правильно писать тексты- рассуждения. На следующем уроке продолжим эту работу и дополним кластер новыми сведениями.
Подведение итогов. Д\З