СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе Тема: Текст- рассуждение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Текст- рассуждение.

Цель: развитие умения различать текст-рассуждение

Ход урока:

1 этап: мотивация к деятельности.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Тема: Текст- рассуждение.»

Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Текст- рассуждение.

Цель: развитие умения различать текст-рассуждение

Ход урока:

1 этап: мотивация к деятельности.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

2 этап: учебно- познавательная деятельность.

Минутка чистописания

Словарная работа

Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.

1. Знакомство с типом речи - рассуждение.

1.Работа с текстами. -Прочитайте 3 текста. О ком или о чём тексты? -Определите в каждом главную мысль

1. Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь - сплошная мука.

2.Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.

3.Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.

-Реши: можно ли сказать, что тексты чем-то похожи? Темы текстов и выраженные в них мысли различны, но в отрывках есть что- то общее. Что? (есть мысль, которая объясняется, доказывается) -Как такие тексты называются? -Тексты - рассуждения. Это тема нашего урока. -Понаблюдайте, какие части речи используются в текстах- рассуждениях? (существительные, прилагательные, глаголы)

2.Основные части текстов-рассуждений.

-Как же строятся рассуждения?

-Попробуем определить части в каждом тексте.

Будем их отмечать значком [.

ТЕКСТ I. Мысль.

Начало объяснения: [ Да потому, что…]

Вывод: [Вот и стала для него… ]

ТЕКСТ II. Мысль: [Есть порода…]

Доказательство: [ Это потому…]

Вывод. Пример: [ Поэтому…]

Каждое предложение соответствует части рассуждения. Димитрюхина С.И

ТЕКСТ III. Мысль.

Объяснение: [потому, что…]

Вывод. Пример: [ Вот и …]

Объяснение начинается во второй части сложного предложения и продолжается в следующем.


3.-Назовите основные части рассуждения.

Заполните ступени.

примеры

вывод


объяснение,

доказательство


мысль

1.Упр.331. Чтение текста-образца «Кошки»

2.Работа над композицией текста-повествования (тезис, доказательство, вывод)

3.Упр.332. Поиск и обоснование. Работа с текстом «Дуб и ветер»

Сообщение темы урока.

3.этап: интеллектуальные преобразования.

1.Упр.333.Работа с пословицами

2.Упр.334. Творческое задание. Составить текст-рассуждение.

3. Упр. 335. Р\р. прочитать отрывок из сказки «Огниво». Найти предложение-тезис, содержание которого доказывается в тексте. (Понял солдат, что за чудесное было у него огниво.)Почему огниво было чудесным? Какие приведены доказательства? Сделан ли вывод?

4.этап: контроль и оценка результатов деятельности. Обобщение по теме. Кластер.

-С каким типом речи познакомились?

-Что вы узнали о рассуждении?

-Используя таблицы, которые составили, систематизируем знания.

-Правила такие. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них - свои спутники.

-Вместе составляем схему по теме урока, обобщаем сведения, полученные на уроке.

(«Звезда»: ТИП РЕЧИ

«Планеты»: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

«Спутники 1»: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ГЛАГОЛЫ

«Спутники 2»: МЫСЛЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД, ПРИМЕРЫ и т.д. )

существительное,

прилагательное существительное,

глагол


ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ


ТИП РЕЧИ


РАССУЖДЕНИЕ

потому что

так как

существительное,

прилагательное,

глагол

мысль

объяснение,

доказательство

вывод вот почему

вот и

примеры поэтому

значит

-Такая схема называется КЛАСТЕРОМ. -С помощью кластера вам легче будет правильно писать тексты- рассуждения. На следующем уроке продолжим эту работу и дополним кластер новыми сведениями.


Подведение итогов. Д\З




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!