Тема урока | Самостоятельные и служебные части речи. |
Тип урока | Закрепление умений и навыков, с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса |
Цель урока | развивать умения различать изученные части речи, анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи, Развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). -Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию. Предметные: -Уметь различать временные формы глагола. -Уметь правильно использовать их в речи. -Уметь изменять глаголы по временам. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа. |
Основные понятия | Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. - тетрадь - проектор, экран, компьютер. |
Этапы урока и его цели | Деятельность учителя (Виды работы) | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Приветствие. Настрой на работу: На уроке не зевай – Сразу всё запоминай! Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе. Девиз урока: «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!» | Дети проговаривают девиз урока. Слайд | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном ученом действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | 1.Словарная работа. -Узнайте слова по их лексическому значению: Участок земли со стоячей водой. (Болото) День, следующий за сегодняшним. (Завтра) Приветствие при встречи друзей. (Привет) Совместно, сообща, коллективно. (Вместе) Время еды, обычно в середине дня. (Обед) Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город) Сельскохозяйственная машина, которая пашет. (Трактор) Время, когда школьники отдыхают. (Каникулы) Число следующее за десятком. (Одиннадцать). Составьте с одним (несколькими) из этих слов предложение с однородными членами. 3.Работа со стихотворением. Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибанов - Что такое слово? | Дети отгадывают слова, записывают их, выделяют орфограммы, составляют предложения. Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. Слово - основная единица речи. Словами обозначают конкретные предметы, понятия, чувства, настроения, действия, признаки и т.д. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) |
Проектирование и фиксация новых знаний. Цели: - выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; - согласовать тему и цель урока; - организовать применение нового знания. | 1.-Догадались ли вы: какая будет сегодня тема урока? Части речи. 2. Самоопределение к деятельности. - Прочитайте слова. Старик, говорить, интересный, в, красиво, двенадцать, мы, не, а, книга, синяя, но, читал, для, ни, пятый, его, аккуратно. - На какие две большие группы можно поделить эти слова? -Какие самостоятельные части речи вы знаете? - Какие служебные части речи вы знаете? | Дети высказывают предположения. Когда догадались, один ученик записывает тему на доске. Слайд Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя. - Самостоятельные и служебные части речи. Сам.: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное. Служебные: союз, предлог, частица. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: продолжить закреплять умения находить в тексте глаголы, определять их род, время, число и лицо. | 1. «Чей ряд быстрее» - Выпишете все самостоятельные части речи, поделив их на группы. Взаимопроверка. Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи. - Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? - Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо? - Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? Местоимения 3-го лица? - Каким членом предложения может быть каждая часть речи? 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 122 стр. 72. Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки. Найдите глаголы. Определите время глаголов. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. 3. Образуй от существительного глагол и прилагательное. Мороз – труд– работа – холод – боль - | Дети слушают учителя, затем делят слова на группы: сущ.: старик, книга; прил.: интересный, синяя; глаг.: говорить, читал; числ.: двенадцать, пятый; мест.: мы, его; нар.: красиво, аккуратно. Отвечают на вопросы учителя. Физкультминутка Дети работают с упражнением учебника. Читают, раскрывают скобки, объясняют орфограммы, находят глаголы и определяют их время. Слайд Дети образуют от существительных глаголы и прилагательные. Пишут самостоятельно, затем проверяем. Морозный, морозить; Трудовой, трудиться; Рабочий; работать; Холодный; холодать; Больной; болеть. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог) Цели: - зафиксировать содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности; - соотнести её цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | 4.Игра «Третий лишний» Дети делятся на группы (3 ряда-3 группы) а) ходить, говорить, дверь. б) писал, читал, ходить. в) учу, говорю, мыл. г) красить, рисовать, пил. д) решать, думает, прыгает. е) весёлый, красивый, красить. ж) окно, тетрадь, ручка. з) класс, карта, звонкий. Ответьте на мои вопросы: - Умею отличать все части речи друг от друга. -Знаю грамматические признаки каждой части речи . - Умею определять время глагола и число. Оцените свою работу на уроке, используя сигналы. Оценки детям за работу на уроке. | Дети работают в группах, находят лишнее слово. Затем работа проверяется всеми , на доске вывешиваются карточки. Дети отвечают на вопросы. Сигналы | Оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Домашнее задание. | Упражнение в тетради. | | |