СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Корни с чередованием гласных в корне"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе соотвествует требованиям ФГОС. Здесь представлены такие важные этапы урока, как целеполагание, планирование этапов работы, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Корни с чередованием гласных в корне"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Чередование букв е – и в корнях.


Обысова Наталья Владимировна


МОУ «Милославская средняя СОШ» Милославского района Рязанской области


Учитель русского языка и литературы


Русский язык


5 класс.


Урок 55. Чередование букв е – и в корнях.


Учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.



  1. Цели урока:

  1. сформировать представление о способе выбора написания гласных е – и в корнях, умение определять написание гласных е – и в корнях, комментировать условия написания;

  2. закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

  3. тренировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

  1. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

  2. Формируемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

  3. Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, работа в группах.

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

  5. Материал к занятию:

Демонстрационный:

  1. План действия (рассуждения):

Выделить корень


Определить, какой суффикс после корня

Сделать вывод


  1. Раздаточный материал:

  • рабочая карта учащегося;

  • эталон проверки;

  • дополнительное задание.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный момент


  1. Приветствие, стабилизация внимания учащихся.

  2. Запись на доске темы урока.

  3. Учитель работает по алгоритму целеполагания.

  1. Ученики приветствуют учителя и слушают его.

  2. Учащиеся записывают тему урока.

  3. В ходе работы с алгоритмом учащиеся формулируют цель учебной деятельности.

3 мин.

2.

Мотивация


Вопросы учителя:

- Ребята, вы уже знаете, что такое чередование. Дайте определение.

- Какие буквы могут чередоваться в корне?


- Учащиеся дают определение или читают на странице 94.

- Учащиеся отвечают, что гласные и согласные звуки.

2 мин.









3.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 1)

- Перед вами название произведения «Как до неба добраться?» В чём его особенность? Это серьёзное описание маршрута, или шуточные рекомендации?

- Подберите к выделенным курсивом словам однокоренные, чтобы было чередование звуков.

- Конечно, это шуточные рекомендации.






- Крепчать, сук, ноженька, радужный.



2 мин.

4.

Выявление места и причины затруднения.


- Ребята, а есть ли в этом тексте слово с чередованием гласных? Например, гласных е-и?

- Почему вы не смогли выполнить такое задание? В чём причина вашего затруднения?

- Ребята, это слово добраться. Подберите к нему однокоренные слова.

- Почему в слове добираться пишется в корне и, а в слове доберусь – е?

- Мы не видим в тексте таких слов.




- Мы не знаем корни с чередованием гласных е-и.


- Добираться, доберусь. (Слова записаны на доске)



- Мы не знаем ещё этого правила.

3 мин.

4

Построение проекта выхода из затруднения.


























ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 1)


1.Беседа с учащимися:

- Для определения условия выбора написания чередующихся гласных е-и я предлагаю вам поработать в парах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?



2. Учитель записывает на доске шаги алгоритма:


Выделить корень

Определить, какой суффикс после корня

Сделать вывод





3. Демонстрация интерактивной презентации по новой теме урока.








1. Учащиеся отвечают:

-Первый шаг - выделить корень, второй – определить, какой суффикс после корня, третий – сделать вывод.















2.Работа с интерактивной презентацией.



5 мин.

5

Реализация построенного проекта.


1.Учитель делит класс на пары, каждой паре раздаёт по слову, которое записано на листе формата А4:


заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,

переж_гать, заст_лить, расст_лать,

соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,

раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть











- Все ли пары справились с заданием?


- Возникали затруднения?


- Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных е-и в корнях с чередованием?


- Как надо оформить это правило, чтобы легче было запомнить?


Учитель фиксирует шаги алгоритма.


Выделить корень

Определить, какой суффикс после корня

Сделать вывод о выборе чередующейся гласной

Если суффикс а, то чередующаяся И

Если другой суффикс, то чередующаяся Е





- Что будем делать дальше?




- Откройте учебник, прочитайте правило и проанализируйте алгоритм.


- Вернёмся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать корни с чередованием?

- Можем обосновать выбор букв Е – И?

Учащиеся работают, а затем вывешивают результаты своей работы на доску, объясняют правописание.


















-Да.



- Да (или нет).


- Да, написание чередующихся гласных е – и зависит от наличия суффикса –а- после корня.


- Составим алгоритм.




Дети проговаривают шаги алгоритма.





























- Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился.




Дети читают правило и анализируют.


- Да.






- Да, можем.



7 мин.

6.

Физкультминутка.


Учитель проводит зарядку.

Ученики делают зарядку.

1 мин.

7.

Первичное закрепление во внешней речи.


- Каким будет следующий этап вашей работы?






Учитель предлагает выполнить упражнение №214 на новое правило из учебника.

- Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания чередующихся гласных Е-И.


Индивидуальная работа в тетрадях.


6 мин

ЭОР «Правописание корней с чередованием е-и» (№ 2)



Организация работы с ЭОР. Выведение на слайде заданий по изученной теме.

Выполнение заданий, предложенных в ЭОР. (распределение слов по рубрикам таблицы)


4 мин

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- Разобрались? Как проверить, усвоили вы тему или нет?

- Посмотрите на задания в ваших рабочих картах. Приступайте.

- Нужно поработать самостоятельно.


Ученики выполняют задание, а затем проверяют его по эталону и оценивают, используя критерии оценивания.

6 мин.

9

Рефлексия учебной деятельности



- Заканчивается урок. Значит, что надо сделать?


- Какую цель мы ставили на уроке?





- Достигли её?


- Докажите.










- Поднимите сигнальные карточки (? – затруднение, ! – всё понял, - мне надо ещё раз всё повторить)


- В чём вы испытали затруднение?





- Что вам помогло их преодолеть?


- Подвести итог.



- Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных Е – И.


- Да.


- Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условие написания чередующихся гласных Е – И в корнях.





Ребята поднимают карточки.





- Мы иногда не могли правильно выбрать чередующуюся гласную в корне.


- Работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия, учитель, презентация учителя.

4 мин.

10

Домашнее задание


Объяснение заданий, предложенных для выполнения дома (§ 28, упр. 217).

Задание творческое по желанию: придумать шуточные четверостишия с использованием глаголов с чередующимися гласными Е-И в корне.




Запись домашнего задания.




2 мин.















Приложение к плану-конспекту урока



«Чередование букв е – и в корнях»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Правописание корней с чередованием е-и

информационный

интерактивая презетация (интерактивный тренажёр)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b92849f-ef5b-4d64-8fa0-59f3442e1cc7/view/

2

Правописание корней с чередованием е-и

контрольный

тестовые задания


http://www.internet-school.ru


Самостоятельная работа


Вариант 1


Вариант 2

1

Ум…рать

1

Перет…рать

2

Расст…лать

2

Уд…рать

3

Зад…рать

3

Выж…г

4

Нат…реть

4

Уб…рут

5

Ум…реть

5

Бл…стеть

6

Бл…стеть

6

Пост…лить

7

Перест…лить

7

Выт…рать

8

Подж…гать

8

Выж…гать

9

Выб…ру

9

Бл…стать

10

Бл…стать

10

Заб…рать

11

Выт…рать

11

Отт…рать

12

Выд…рет

12

Расст…лать







Эталон проверки



Вариант 1


Вариант 2

1

Умирать

1

Перетирать

2

Расстилать

2

Удирать

3

Задирать

3

Выжег

4

Натереть

4

Уберут

5

Умереть

5

Блестеть

6

Блестеть

6

Постелить

7

Перестелить

7

Вытирать

8

Поджигать

8

Выжигать

9

Выберу

9

Блистать

10

Блистать

10

Забирать

11

Вытирать

11

Оттирать

12

Выдерет

12

Расстилать






Критерии оценивания:


11- 12 – «5»


8 – 10 – «4»


6 - 7 – «3»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!