СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова. Родственные слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова. Родственные слова»»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова. Родственные слова»

Тип урока: урок «Открытие новых знаний»


Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).


Предметные:

-формирование представлений о главной части слова-корне;

-развитие умений находить корень;

-осмысленное использование полученных на уроке знаний в области образования новых слов..


Метапредметные:


Регулятивные:

-определение и формулирование темы и целей урока;

-осуществление учащимися контроля и корректировки собственной деятельности;

-развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;

-умение оценивать собственные знания.


Познавательные:

-формирование умений структурирования, анализа, поиска и выделения необходимой информации;

-уверенное оперирование понятиями: корень, родственные слова, формы слова;

-выделение и фиксирование нужной информации;

-развитие умения читательской компетенции.


Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

-умение работать индивидуально и в парах;

-формирование навыка монологической и диалогической речи;

-понимание содержания прослушанного текста.


Личностные:


- формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, видеть его красоту);

-умение проверять себя;

-определение каждым учащимся собственных границ знания и незнания;

-воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению русского языка;

-создание ситуации успеха.



Средства обучения:

1. Русский язык: учебник для 5 класса в двух частях, часть 1/Л.М. Рыбченкова, О.А. Александрова.-Москва «Просвещение», 2016.- с. 40.

2. Персональный компьютер учителя.

3.Доска.


Формы работы на уроке:

индивидуальная, фронтальная, в парах, дифференцируемая по сложности.


Ход урока.



  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Вы готовы начать работу? У нас сегодня необычный урок!

К нам в гости пришла ваша первая учительница, чтобы посмотреть на ваши успехи в 5 классе.

Улыбнитесь друг другу. Внимательно слушайте и смотрите, обдумывайте и всё поймёте!

  1. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним тему прошлого урока, как она звучала? (Правописание безударных гласных в корне слова). Расскажите правило, которое мы использовали при выполнении Д.З.Сейчас проверим, как вы справились с заданием.(Отвечает один ученик из класса, задаём ему три дополнительных вопроса. Ученик получает отметку).

  1. Актуализация знаний.

- Теперь запишем число, классная работа в тетради. Сегодня мы приступаем к изучению большого раздела русского языка, который называется «Морфемика». Вам знакомо это слово? А слово «морфема»? (Ученики отвечают, если затрудняются, то смотрим в учебник стр. 40 . Т.е. морфемы- это части слова.

Посмотрите на доску.

На доске:



Дом, домище, домик, по-домашнему.

- Перед вами слова, которые называются родственными. Почему, как вы думаете, их так называют?

-Потому что у них общий корень и сходное значение.

-Выделите корень в этих родственных словах. Посмотрите на эти слова ещё раз и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке? Какую тему запишем в тетради?

Дети называют тему, я записываю её на доске: «Корень слова. Родственные слова».

  1. Целеполагание.

-Какие цели поставим сегодня перед собой?

-Научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные, родственные слова.

5. Введение в тему.

- Прослушайте предложения:

На лесных полянах ранней весной расцветают цветы. Это подснежники. Подснежники — цветы ранние. Лес в эту пору наполнен птичьими голосами, и голоса эти слышатся везде: и на ели, и на берёзе, и в кустах. Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко свистят весенние гости. 

-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Какая тема этого текста? О чем этот текст?

Чему он учит? Запишем первое предложение под диктовку, выделим корни в словах. Чтобы выделить правильно корни, что нужно сделать? (Подобрать однокоренные слова.)

- Для чего мы выполняли это упражнение?

- Чтобы потренироваться в умении находить корень слова.

-Я запишу на доске слова, посмотрите на них:

Домик, домика, домику, о домике.

-Как вы думаете, можно ли их назвать родственными? (Нет, так как это формы одного и того же слова.)

Слова на доске:

Дом, изба, терем, квартира.

- А эти слова можно назвать родственными? (Нет. У них нет общего корня. Это слова одной тематической группы.)

6. Закрепление.

-Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение №78 на стр. 40-41. (У доски работают три человека. Они выписывают слова в три столбика: родственные слова, формы одного и того же слова, слова одной тематической группы. Выделяют корни.)

- Чему мы научились, выполняя это упражнение?

- Ребята, посмотрите на доску.

На доске:

Нос- переносить

Брат- брать

Больной- большой

-Выделите корни в этих словах. Можно ли назвать эти слова однокоренными? Корень же у них один?

-Нет, так как разное лексическое значение.

-Такие корни называют омонимичными.

-Выполним задание на карточках( работа в парах).

Карточка. Задание: найди лишнее слово по значению.

Гора, горный, горю.

Нос, выносить, носовой.

Косичка ,косить, покос.

Вода, водитель, подводный.

Соль, солонка, солнце.

Лес, лестница, лесник.

Мир, замирать, мирный.

Больной, больница, большой.

-Чему мы научились, выполняя это упражнение?

-Давайте еще раз вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Дети перечисляют цели урока.) Одна из целей- подбирать родственные слова. Не формы слова, не слова с омонимичными корнями!

-Ребята на карточках, с которыми мы уже сегодня работали, с обратной стороны, записаны корни слов ( по одному на каждой карточке). Задание: запишите в тетрадь как можно больше слов с данным вам корнем.

Корни: -вод-, -явл-, -скрип-, -снег-,-див-.

Проверяем и выясняем, кто придумал больше слов с предложенным корнем.

-Чему мы учились, выполняя это задание?

-Составьте со своими словами два предложения. (Зачитываем эти предложения в классе.)

7. Итоги урока (отметки).

8. Домашнее задание: стр.40 теория, стр.41 №81(1), (2,3- по желанию).

9. Рефлексия.

-Чему мы научились на уроке?

-Что нового узнали?

- Что такое корень?

-Какие слова называются родственными?

-Какие корни называются омонимичными?

-Было ли вам интересно на уроке?

-Что вызвало трудности?

Вы сегодня молодцы, проделали большую работу. Увидимся на следующем уроке. До свидания.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!