Урок русского языка в 5 классе по теме «Корень слова. Родственные слова»
Тип урока: урок «Открытие новых знаний»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
-формирование представлений о главной части слова-корне;
-развитие умений находить корень;
-осмысленное использование полученных на уроке знаний в области образования новых слов..
Метапредметные:
Регулятивные:
-определение и формулирование темы и целей урока;
-осуществление учащимися контроля и корректировки собственной деятельности;
-развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
-умение оценивать собственные знания.
Познавательные:
-формирование умений структурирования, анализа, поиска и выделения необходимой информации;
-уверенное оперирование понятиями: корень, родственные слова, формы слова;
-выделение и фиксирование нужной информации;
-развитие умения читательской компетенции.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
-умение работать индивидуально и в парах;
-формирование навыка монологической и диалогической речи;
-понимание содержания прослушанного текста.
Личностные:
- формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, видеть его красоту);
-умение проверять себя;
-определение каждым учащимся собственных границ знания и незнания;
-воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению русского языка;
-создание ситуации успеха.
Средства обучения:
1. Русский язык: учебник для 5 класса в двух частях, часть 1/Л.М. Рыбченкова, О.А. Александрова.-Москва «Просвещение», 2016.- с. 40.
2. Персональный компьютер учителя.
3.Доска.
Формы работы на уроке:
индивидуальная, фронтальная, в парах, дифференцируемая по сложности.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Вы готовы начать работу? У нас сегодня необычный урок!
К нам в гости пришла ваша первая учительница, чтобы посмотреть на ваши успехи в 5 классе.
Улыбнитесь друг другу. Внимательно слушайте и смотрите, обдумывайте и всё поймёте!
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним тему прошлого урока, как она звучала? (Правописание безударных гласных в корне слова). Расскажите правило, которое мы использовали при выполнении Д.З.Сейчас проверим, как вы справились с заданием.(Отвечает один ученик из класса, задаём ему три дополнительных вопроса. Ученик получает отметку).
Актуализация знаний.
- Теперь запишем число, классная работа в тетради. Сегодня мы приступаем к изучению большого раздела русского языка, который называется «Морфемика». Вам знакомо это слово? А слово «морфема»? (Ученики отвечают, если затрудняются, то смотрим в учебник стр. 40 . Т.е. морфемы- это части слова.
Посмотрите на доску.
На доске:
Дом, домище, домик, по-домашнему.
- Перед вами слова, которые называются родственными. Почему, как вы думаете, их так называют?
-Потому что у них общий корень и сходное значение.
-Выделите корень в этих родственных словах. Посмотрите на эти слова ещё раз и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке? Какую тему запишем в тетради?
Дети называют тему, я записываю её на доске: «Корень слова. Родственные слова».
Целеполагание.
-Какие цели поставим сегодня перед собой?
-Научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные, родственные слова.
5. Введение в тему.
- Прослушайте предложения:
На лесных полянах ранней весной расцветают цветы. Это подснежники. Подснежники — цветы ранние. Лес в эту пору наполнен птичьими голосами, и голоса эти слышатся везде: и на ели, и на берёзе, и в кустах. Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко свистят весенние гости.
-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Какая тема этого текста? О чем этот текст?
Чему он учит? Запишем первое предложение под диктовку, выделим корни в словах. Чтобы выделить правильно корни, что нужно сделать? (Подобрать однокоренные слова.)
- Для чего мы выполняли это упражнение?
- Чтобы потренироваться в умении находить корень слова.
-Я запишу на доске слова, посмотрите на них:
Домик, домика, домику, о домике.
-Как вы думаете, можно ли их назвать родственными? (Нет, так как это формы одного и того же слова.)
Слова на доске:
Дом, изба, терем, квартира.
- А эти слова можно назвать родственными? (Нет. У них нет общего корня. Это слова одной тематической группы.)
6. Закрепление.
-Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение №78 на стр. 40-41. (У доски работают три человека. Они выписывают слова в три столбика: родственные слова, формы одного и того же слова, слова одной тематической группы. Выделяют корни.)
- Чему мы научились, выполняя это упражнение?
- Ребята, посмотрите на доску.
На доске:
Нос- переносить
Брат- брать
Больной- большой
-Выделите корни в этих словах. Можно ли назвать эти слова однокоренными? Корень же у них один?
-Нет, так как разное лексическое значение.
-Такие корни называют омонимичными.
-Выполним задание на карточках( работа в парах).
Карточка. Задание: найди лишнее слово по значению.
Гора, горный, горю.
Нос, выносить, носовой.
Косичка ,косить, покос.
Вода, водитель, подводный.
Соль, солонка, солнце.
Лес, лестница, лесник.
Мир, замирать, мирный.
Больной, больница, большой.
-Чему мы научились, выполняя это упражнение?
-Давайте еще раз вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Дети перечисляют цели урока.) Одна из целей- подбирать родственные слова. Не формы слова, не слова с омонимичными корнями!
-Ребята на карточках, с которыми мы уже сегодня работали, с обратной стороны, записаны корни слов ( по одному на каждой карточке). Задание: запишите в тетрадь как можно больше слов с данным вам корнем.
Корни: -вод-, -явл-, -скрип-, -снег-,-див-.
Проверяем и выясняем, кто придумал больше слов с предложенным корнем.
-Чему мы учились, выполняя это задание?
-Составьте со своими словами два предложения. (Зачитываем эти предложения в классе.)
7. Итоги урока (отметки).
8. Домашнее задание: стр.40 теория, стр.41 №81(1), (2,3- по желанию).
9. Рефлексия.
-Чему мы научились на уроке?
-Что нового узнали?
- Что такое корень?
-Какие слова называются родственными?
-Какие корни называются омонимичными?
-Было ли вам интересно на уроке?
-Что вызвало трудности?
Вы сегодня молодцы, проделали большую работу. Увидимся на следующем уроке. До свидания.