СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение»»

Конспект урока в 5 классе по теме: «Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова».

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Давайте

пожелаем друг другу и, конечно же, себе удачи. Ведь именно с малой

удачи начинается большой успех!


СЛАЙД.

Ребята, вы уже обращались к нескольким разделам русского языка, давайте их повторим. Что изучает каждый из данных разделов. Соотнесите раздел и то, что он изучает.

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография


ОТВЕТ:

И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…


Чтобы определить тему, послушайте стихотворение:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   


Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

Это только первая часть нашей темы.


СЛАЙД

А теперь посмотрите на доску:

С..деть на стуле – с..деть к старости

Прим..рять платье – прим..рять врагов

Пол..скать белье – пол..скать ребенка


Обсудите в парах данные словосочетания и вставьте пропущенные буквы. (Работают в парах)

Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).


- Как же будет звучать тема нашего урока? (Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова). Откройте тетради и запишите число и тему урока.

СЛАЙД (дата и тема)

Исходя из темы, давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.

СЛАЙД (цели)

Определение целей урока 

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

4. Узнавать новые слова и их значения, уметь строить с ними предложения.


СЛАЙД

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского 

«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как вы понимаете эти слова?

А что такое СЛОВО?

Как же верно назвать всё множество слов?

Какой раздел русского языка изучает слово?


Если ребята не отвечают на какие-то вопросы, то спрашиваем: Откуда мы можем с вами это узнать? (Из учебника).


Давайте прочитаем теоретические сведения параграфа 64 (С. 150, 2 штуки).


Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология).


Итак, что мы знаем о слове?

-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова, что называется лексическим значением.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Проведем с вами небольшую физкультминутку. На слайде будут отображаться слова. Вам необходимо подобрать к ним правильные лексические значения из тех, которые прикреплены к стенам в кабинете.


Молодцы. С заданием справились.

А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

Давайте прочитаем текст упр. 327.

Обсуждаем основную мысль текста. Предлагаем заголовки. Обсуждаем. Выбираем самые (-ый) успешные (-ый).

А что такое словарь? (смотри с. 150-151).

Из чего состоит словарь? Как располагаются слова в словаре.

В нашем учебнике есть толковый словарь на стр. 175-184. И сейчас мы с ним поработаем.

Выполним упр. 329. Что общего у этих слов?

По рядам ( 1 – позёмка, 2 – изморозь , 3 – пурга).



Почему же даже в самых полных словарях отмечаются далеко не все слова? С чем это может быть связано? Верно, лексика русского языка очень богата и изменчива.

Ребята, а как вы думаете, что может речь человека рассказать о нем?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь.


В русском языке есть слова, которые очень близки по звучанию, но разные по значению. Мы их должны уметь употреблять.

невежа и невежда

понятный и понятливый

бережный и бережливый

Он был полным (НЕВЕЖДОЙ / НЕВЕЖЕЙ) в математике.

Мама объяснила всё простым, (ПОНЯТЛИВЫМ / ПОНЯТНЫМ) языком.


Он был полным (НЕВЕЖДОЙ) в математике.

Невежа – невежливый, грубый. Синоним: грубиян. Пример: он хамил всем подряд, как настоящий невежа! Невежда – тот, кто не «ведает», то есть не знает чего-то или не разбирается в чем-то. Пример: он был полным невеждой в математике.

Мама объяснила всё простым, (ПОНЯТНЫМ) языком.

Понятливый – легко схватывающий смысл, быстро понимающий, усваивающий что-либо. Примеры: понятливый человек; понятливое животное. Понятный – 1. Доступный пониманию, восприятию. 2. Справедливый, обоснованный. Примеры: 1) понятная речь; вопрос, ответ; задача, причина, песня, картина, лекция; 2) понятное замечание, требование, стремление, желание, возмущение, негодование;

понятная просьба.


Посмотрите, пожалуйста, на упр. 336. Сходятся ли ваши мысли по поводу обогащения речи с мыслями писателя Горького?


А если вы не будете знать значения какого-либо слова, как вы поступите? (Обратимся к словарю).

Давайте узнаем, к каким словарям вы может обратиться за помощью, справкой.

Послушаем выступление ребят о существующих толковых словарях, которыми вы можете пользоваться.

Выставка словарей. Краткая характеристика.

Узнали ли вы что-то полезное и интересное для себя?

Выполнение упражнения с использованием толкового словаря

Упр. 328 (по вариантам I,II,III).

Ребята, а почему существует такое высказывание французского писателя и критика Анатоля Франса: «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке»? Чтобы быстро и легко найти нужное слово в словаре, мы должны хорошо знать алфавит.

Чему мы научились при выполнении этого упражнения?












Подведение итогов урока:

С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? Что изучали на уроке? Открыли ли для себя что-то новое?

Где можно применить новые знания?





Рефлексия

В качестве рефлексии предлагаю вам на полях оставить один из

следующих знаков препинания:

! – если вы всё поняли и у вас не возникло трудностей.

? – если вы что-то не поняли и получалось у вас не всё

… – если вы ничего не поняли и у вас ничего не получалось

Итог урока - записанные на доске слова М.Горького: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон». Эту задачу мы будем решать на последующих уроках.



Домашнее задание.

Дома вам необходимо выполнить упр. 332 (по типу упр. 331) или составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи//









Дифференцированное домашнее задание:

Для всех по вариантам (6 вариантов) выпишите из толкового словаря лексическое значение слов:

1 вариант компания и кампания

2 вариант невежа и невежда

3 вариант землистый и земельный

4 вариант понятный и понятливый

5вариант песочный и песчаный

6 вариант бережный и бережливый

Составьте с данными словами предложения.

+ На выбор:

составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи//

Упр. 331//

Упр. 332 .








8