СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в пятом классе при закреплении пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"»

    

Технологическая карта урока «Морфемный разбор слова»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Дата: 21.02.2017

Тема урока: Морфемный разбор слова.

Место и роль урока в изучаемой теме:

урок «открытия» нового знания расширяет представления обучающихся о морфемном разборе слова.

Цель урока:

развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова.

Задачи урока:

образовательные: научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова

развивающие: 

развивать метапредметметные умения анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать;

продолжить формирование навыков самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки;

развивать познавательную активность; развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения; применять новые знания на практике.

воспитательные: 

вызвать желание изучать русский язык; воспитывать культуру общения, сотрудничества; ответственность за результаты коллективного труда.

деятельностная:

 воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях; формирование у учащихся умений реализации различных способов действия.

Педагогические технологии:

игровая технология; проблемное обучение; групповая технология
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «пре­красном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей дея­тельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.


Оборудование:

раздаточный материал; карточки.

















ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.



1.Приветствие



Учитель: Здравствуйте, ребята!

Книжки, ручки и тетрадки –

Всё на месте? Всё в порядке?

Очень рада видеть вас,

Дружный и весёлый час.

2.Актуализация знаний

Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые будут переведены в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

Путешествовать мы будем по полянкам знаний. На лесных полянках кого только не увидишь! Тут и мышата, и лягушата, бабочки, пчёлки, зайчата и даже…гномики. Кто больше насобирает наклеек с жителями сказочного леса, тому мы присвоим почетное звание «Умнички».

Всё на свете из чего – нибудь состоит : облака – из множества водяных капель, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова же сделаны из своего строительного материала. Их ещё можно сравнить с куклой – матрёшкой. Она состоит из нескольких кукол, которые вставлены одна в другую.

3.Формулировка темы.

Чтобы сформулировать тему урока, начнем нашу прогулку с небольшой разминки. Запишите слова :

- От глагола понёс взять приставку.

- От глагола дарить - корень.

- От существительного кружок — суффикс.

- 0т существительного снег – окончание.

  • Какое слово получилось? (Подарок)

--- Что вы сделали с записанными словами, чтобы образовать новое слово?

(разобрали по составу,  или выполнили морфемный разбор)

Я думаю, вы готовы сформулировать тему сегодняшнего урока.


Запись в тетрадь : «Морфемный разбор»


Молодцы! У нас на уроке присутствуют гости, гостям принято дарить подарки. Пусть ваше старание, активность, умения будут подарками для наших гостей.


Какие цели вы сегодня поставите перед собой на уроке?

Чему вы должны научиться?

( морфемному разбору )

--- Определите основу слова « подарок»

---Что нужно сделать, чтобы найти основу слова?

(изменить слово и отбросить окончание)

---Все ли слова имеют окончания?

( нет, только тех частей речи, которые изменяются)

---Устно проверяем правильность выделения основы.

---Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? Понимать, из каких частей состоит слово?

(чтобы правильно писать)

---Приведите примеры.

4. Чтобы вспомнить все морфемы, напишем орфографический диктант.

Под диктовку пишем:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Как вы считаете, какого слова или слов не хватает, что ещё необходимо дописать?

(суффикс)

5.Чтобы выполнять морфемный разбор, надо быть теоретически подкованным. Проверим, как вы знаете теорию

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что такое морфема?

- Для чего служат приставки и суффикс?

- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

6. Терминологический диктант.




6.Контроль,

оценивание степени усвоения материала

  Разминка «Лингвистические термины»

  1. Общая часть родственных слов.

  2. Часть слова без окончания.

  3. Окончание, которое не выражается звуком.

  4. Часть корня, которая стоит после корня и образует новые слова.

  5. Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.

  6. Часть слова, которая не образует новые слова.

  7. Способ образования слов при помощи приставок.

6.Игра «Четвёртый лишний».

- Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.)

2. Дом, домовой, домовладелец, о доме(Формы слова.)

Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова.

- такие корни называются омонимичными.

7.Знакомство с письменным разбором стр. 28.

Знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника, составление алгоритма действий при выполнении морфемного разбора.

План разбора слова по составу:

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса

8.Новые знания.

Ребята! Хочу обратить ваше внимание на разбор сложных слов. Составьте сложное слово из двух предложенных : снег, падать; мышь, ловить.

Запишите слова снегопад, мышеловка. Выделите в них корни. О и Е – соединительные гласные. Соединительную гласную ещё называют «интерфикс» и выделяют, как суффикс. Постфикс – ся ( учиться, лечиться) стоит после окончания и тоже выделяется, как суффикс.

8.Давайте потренируемся в морфемном разборе.

- Разберите по составу слова: самолёт, распутаешь, строчки, написать, ягодка, сверхсекретный, наушники, прогулка, выход, выдумка, проезд, соринка, призадуматься, подножка.

9.Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

10. Самое главное для нас – это научиться грамотно писать, поэтому следующий этап нашей прогулки – Встреча с орфографией.

Выделите корень, вставьте пропущенные буквы.

Уд…вительный, соед…ниться, подск…зать, уц…леть, см…шить, осв…тить, нав…днение, пос…лить, охр…нять, л…тучий.

Уг…сать, вл…стелин, упр…щать, хв…стун, сож…леть.

11.У корня в недругах, представь – ка,

Есть дама гордая – Приставка,

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

В каком слове есть приставка – о?

Огромный

Оголодать

Огуречный

Огненный

12. Выборочный диктант. Выписать слова с приставками на – з, с, объяснить правописание.

Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось. В безмолвии погас звенящий звон. Лодка качнулась, поднялась и исчезла. Снег падал медленно и бесшумно. Снова замерло всё до рассвета. Беспокоиться было не о чем.

Станция «Занимательная» - последняя на нашем пути.

Выполните арифметические действия, ответы запишите словами:

- количество букв в названии изменяемой морфемы разделить на количество морфем в слове разговор ( 9 : 3 = 3 )

- к количеству согласных звуков в слове якорь прибавить число звуков в слове праздник ( 3 + 7= 10 )

- к количеству падежей прибавить количество однородных членов в предложении Основа слова может состоять из приставки, корня, суффикса. ( 6 + 3 = 9 )

- к количеству спряжений прибавить количество букв в приставках слова израсходовать ( 2 + 5 = 7 )

- эта игра позволила нам повторить сразу несколько разделов русского языка. Какие же это разделы? ( Фонетика, синтаксис, морфология ).

13. Ребята! Вы хорошо поработали. Я благодарю вас за активность, творческий подход к выполнению разного рода заданий, за поддержку и помощь друг другу. Наш урок мы, как обычно, завершим оценкой и самооценкой результата деятельности и процесса его достижения. Заполните таблицу «Могу» и «Затрудняюсь», проанализировав результаты своей работы на уроке.

14. Д/з: на выбор

1. Составить тест из 5 заданий по изученной теме или

2. Выполнить тестовые задания разного уровня.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!