СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"»

Сценарный план урока

«Синонимы»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема «Синонимы»

Цель: научить выявлять синонимы и использовать их в речи.

Задачи

Образовательные:

  • расширить знания обучающихся по теме «Синонимы».

Развивающие:

  • формировать коммуникативные свойства личности;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать языковое чутьё.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к родному слову.

Самообразовательные:

  • формировать навыки планирования учебной деятельности;

  • формировать у учащихся умение использовать методы поиска решений.

Стимулирующие:

  • повышать интерес к изучаемому предмету;

  • совершенствовать умения грамотно выражать собственную позицию;

- стимулировать стремление к самостоятельному изучению дополнительной литературы.

УУД: Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, развитие эти­ческих чувств и регуляторов морального поведе­ния, учебно-познавательный интерес, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе кри­терия успешности.


Регулятивные УУД: постановка учебной за­дачи в сотрудничестве с учителем, волевая са­морегуляция, познавательная инициатива, коррек­ция, самостоятельный учет выделенных ориен­тиров действия в новом учебном материале, осу­ществление самоконтроля по результату и спосо­бу результатов действия, самостоятельная адек­ватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные УУД: планирование учеб­ного сотрудничества, достаточно полное и точ­ное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формули­рование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координи­рование в сотрудничестве разных позиций, дос­тижение договоренностей и согласование общего решения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуж­дения, построение речевых высказываний, под­ведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирова­ние проблемы, постановка познавательной цели, установление причинно-следственных связей, са­мостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, способов и условий действия, оценка результатов деятель­ности.

Планируемые результаты

Предметные

Знать условия нахождения синонимов.

Уметь отличать синонимы от других лексических понятий.

Основные понятия: лексикология, синонимы, синонимические пары, синонимические ряды.

Ресурсы: ноутбук, экран, проектор, презентация, распечатанные тексты.




ХОД УРОКА


Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе. Посмотрите друг на друга и пожелайте удачи. Мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране – стране знаний русского языка.

Откройте тетради и запишите число.

(Названия этапов урока обучающиеся записывают в тетради.)

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

1. Проверка домашнего задания.

Терминологический диктант«По следам выученных правил». (Коммуникативные УУД) 1 чел. у доски, остальные в тетрадях.

Вывод. (Отвечающий у доски проговаривает правила, учащиеся лушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах. Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)

- Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка? (Лексикология.)

- Большинство слов выражает определенный смысл, то есть имеет…(Лексическое значение.)

- Какая лексика характерна для устной и письменной речи?

(Разговорная, книжная, нейтральная.)

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Однозначные.)

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные.)

- Какие значения могут иметь многозначные слова? (Прямое и переносное.)

- Как называется наука о языке? (Лингвистика, языкознание, языковедение.)

Вывод. (Обучающиеся проговаривают правила. Слушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах. Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)

Учитель:

- Дайте развернутый аргументированный анализ выполненного задания товарища. (Строят высказывания, контролируют правильность ответов.)

Оценка: -Ребята справился ли отвечающий у доски, есть ли у вас замечания? Спасибо



СЛАЙД 1

- Посмотрите на рисунки. Назовите, что на них изображено. (Ребенок-малыш, ученик-школьник, врач – доктор, эскулап)

Сегодня мы продолжаем изучать лексику русского языка, работать со словомия предлагаю вам прослушать текст.



СЛАЙД №2

Все ли вас устраивает в этом тексте? ( нет, повторяется одно и то же слово блестит. Это речевая ошибка).

Задание. Запишите это слово и подберите к нему такие слова, которыми можно было бы его заменить.

Учащиеся читают слова.

-Молодцы! А теперь давайте посмотрим, подходят ли ваши слова. Перед вами текст, который создал детский писатель Марк Семенович Ефетов


СЛАЙД№3

Учитель6

-Что изменилось? Каким стал текст? (Стал ярче, выразительнее. Теперь он точнее передает то, что хотел сказать автор)

Задание.

1ряд Определите тему текста

2 ряд Определите основную мысль текста,

3 ряд Определите тип речи

( Перед нами текст, т.к. все предложения связаны по смыслу и грамматически. Мы можем определить тему –«Зимний день», осн. мысль_: «День был чудесен»Автор хотел передать все великолепие солнечного зимнего дня, его блеск и сияние

Это текст-описание. Автор описывает состояние природы.)

Учитель

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, с каким лексическим явлением мы сейчас работали, когда вспомнили разные названия языкознания, исправили текст? Что за слова нам встретились? Что связывает эти слова? ( Слова лексически связаны.Синонимы)

-Верно! Итак, тема нашего урока СИНОНИМЫ. Данная тема вами уже изучалась в начальной школе. Как вы думаете, зачем мы опять возвращаемся к ней? Чему будем учиться?

( Без синонимов речь становится беднее, появляются речевые ошибки. Должны научиться правильно подбирать синонимы, понимать чем они отличаются друг от друга, определять их роль в тексте)

Запишите тему урока.

Работа с учебником СТР.150.

-На что важно обратить внимание? (Вывод: чтобы подобрать синоним к слову, нужно выяснить, какая часть речи перед нами, определить его смысл и значение и записать.)


СЛАЙД №4 – Закрепление понятия

СЛАЙД №5

Посмотрите внимательно на слова на слайде. Как вы думаете, почему в одних рядах по 2 слова, а в других несколько?

- К некоторым словам можно подобрать только один синоним, и тогда образуется синонимическая пара( СЛАЙД 6), а если мы можем подобрать несколько синонимов, то образуется синонимический ряд( СЛАЙД 7). Ряды синонимов используют для выразительности речи

СЛАЙД №7


-Ребята, что изменилось в записи? (Слова поменяли местами).

- Перечитайте ряды синонимов, как изменяются в них оттенки значения? ( смысловое значение усиливается)

- Молодцы.

СЛАЙД № 8 Это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, отрезков предложения, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Называется градация. Русский язык богат синонимами. Они накапливались в процессе развития языка и черпались из разных источников – диалектов, старославянского языка, иностранных языков. Синонимы уточняют и разнообразят нашу речь. Запомните, ребята. Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определенной ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным.




ФИЗМИНУТКА ( желательно, нейроупражнения»13-31», «ОК – класс»)


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


СЛАЙД№9 Мини-тест

Задание

Ответы на тест запишите в тетрадь.

К зад. 3 из теста вопрос:

-Могу ли я сказать , что в этом ряде наблюдаем градацию?( Да, т.к.усиливается признак невесомости, легкости)


Работа с учебником

Работа в парах.

С. 151, упр. 306. ВЫВОД: синонимы помогают выразить свое отношение к предмету

- Чем отличаются слова в каждой паре? (Одно нейтральное, другое разговорное или книжное.)


- Чем же еще могут различаться синонимы? Прочитайте правило на стр.83


Слайд 10.


Синонимы могут различаться:

- оттенками значений: заражение - инфекция;

- стилистической окраской: конец - финал;

- оттенками значений и стилистической окраской: комната – каморка.


Слайд 11.

Прочтите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужной форме.

1.Звание обязывает ко многому.

2. Для написания учебника был создан коллектив . (Автор, писатель.)

1. Из окна открывался красивый на море.

2. в романах И.С. Тургенева играет важную роль. ( Пейзаж, вид.)


(Вывод: не все синонимы взаимозаменяемы. Надо помнить о лексической сочетаемости)


А теперь обратимся к тексту, т.к. только в тексте мы сможем увидеть, как велика роль синонимов.


У вас на партах лежит распечатанный текст на синей бумаге

СЛАЙД 12

Выразительное чтение текста.

Задания у вас на листочках напечатано.

(тема –Береза морозной зимой, береза в лютый мороз.

Осн.мысль – И деревья могут учить людей любить жизнь, стойко выносить трудности, уметь радоваться .

Работу с этим текстом мы продолжим на след. уроке. Сохраните тексты. Мы будем говорить о контекстуальных синонимах, словарях синонимов.


Рефлексия. (Личностные УУД)

Учитель:

- Близится к концу наш урок, потому что в кругу друзей время летит незаметно. Сегодня вы хорошо поработали, а знакомство с синонимами, которые придают изложению яркость, точность, эмоциональность, была ненапрасной.Умение разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный – важный стилистический прием.

Предлагаю выполнить последнее задание


У вас на столах лежат смайлики, заполните их, пожалуйста .

Домашнее задание:

1. Теория: п. 52 (составить устное монологическое высказывание).

2. Практика: упр. 306(если не успеем на уроке) или 305