Сценарный план урока
«Синонимы»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема «Синонимы»
Цель: научить выявлять синонимы и использовать их в речи.
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
формировать коммуникативные свойства личности;
обогащать словарный запас;
развивать языковое чутьё.
Воспитательные:
Самообразовательные:
формировать навыки планирования учебной деятельности;
формировать у учащихся умение использовать методы поиска решений.
Стимулирующие:
повышать интерес к изучаемому предмету;
совершенствовать умения грамотно выражать собственную позицию;
- стимулировать стремление к самостоятельному изучению дополнительной литературы.
УУД: Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, учебно-познавательный интерес, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, коррекция, самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и способу результатов действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, построение речевых высказываний, подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, постановка познавательной цели, установление причинно-следственных связей, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, способов и условий действия, оценка результатов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные
Знать условия нахождения синонимов.
Уметь отличать синонимы от других лексических понятий.
Основные понятия: лексикология, синонимы, синонимические пары, синонимические ряды.
Ресурсы: ноутбук, экран, проектор, презентация, распечатанные тексты.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе. Посмотрите друг на друга и пожелайте удачи. Мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране – стране знаний русского языка.
Откройте тетради и запишите число.
(Названия этапов урока обучающиеся записывают в тетради.)
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
1. Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант«По следам выученных правил». (Коммуникативные УУД) 1 чел. у доски, остальные в тетрадях.
Вывод. (Отвечающий у доски проговаривает правила, учащиеся лушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах. Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)
- Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка? (Лексикология.)
- Большинство слов выражает определенный смысл, то есть имеет…(Лексическое значение.)
- Какая лексика характерна для устной и письменной речи?
(Разговорная, книжная, нейтральная.)
- Как называются слова, имеющие одно значение? (Однозначные.)
- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные.)
- Какие значения могут иметь многозначные слова? (Прямое и переносное.)
- Как называется наука о языке? (Лингвистика, языкознание, языковедение.)
Вывод. (Обучающиеся проговаривают правила. Слушают ответы друг друга, исправляют недочеты в ответах. Ответ полный, материал изложен последовательно, грамотно, даны четкие определения.)
Учитель:
- Дайте развернутый аргументированный анализ выполненного задания товарища. (Строят высказывания, контролируют правильность ответов.)
Оценка: -Ребята справился ли отвечающий у доски, есть ли у вас замечания? Спасибо
СЛАЙД 1
- Посмотрите на рисунки. Назовите, что на них изображено. (Ребенок-малыш, ученик-школьник, врач – доктор, эскулап)
Сегодня мы продолжаем изучать лексику русского языка, работать со словомия предлагаю вам прослушать текст.
СЛАЙД №2
Все ли вас устраивает в этом тексте? ( нет, повторяется одно и то же слово блестит. Это речевая ошибка).
Задание. Запишите это слово и подберите к нему такие слова, которыми можно было бы его заменить.
Учащиеся читают слова.
-Молодцы! А теперь давайте посмотрим, подходят ли ваши слова. Перед вами текст, который создал детский писатель Марк Семенович Ефетов
СЛАЙД№3
Учитель6
-Что изменилось? Каким стал текст? (Стал ярче, выразительнее. Теперь он точнее передает то, что хотел сказать автор)
Задание.
1ряд Определите тему текста
2 ряд Определите основную мысль текста,
3 ряд Определите тип речи
( Перед нами текст, т.к. все предложения связаны по смыслу и грамматически. Мы можем определить тему –«Зимний день», осн. мысль_: «День был чудесен»Автор хотел передать все великолепие солнечного зимнего дня, его блеск и сияние
Это текст-описание. Автор описывает состояние природы.)
Учитель
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Ребята, с каким лексическим явлением мы сейчас работали, когда вспомнили разные названия языкознания, исправили текст? Что за слова нам встретились? Что связывает эти слова? ( Слова лексически связаны.Синонимы)
-Верно! Итак, тема нашего урока СИНОНИМЫ. Данная тема вами уже изучалась в начальной школе. Как вы думаете, зачем мы опять возвращаемся к ней? Чему будем учиться?
( Без синонимов речь становится беднее, появляются речевые ошибки. Должны научиться правильно подбирать синонимы, понимать чем они отличаются друг от друга, определять их роль в тексте)
Запишите тему урока.
Работа с учебником СТР.150.
-На что важно обратить внимание? (Вывод: чтобы подобрать синоним к слову, нужно выяснить, какая часть речи перед нами, определить его смысл и значение и записать.)
СЛАЙД №4 – Закрепление понятия
СЛАЙД №5
Посмотрите внимательно на слова на слайде. Как вы думаете, почему в одних рядах по 2 слова, а в других несколько?
- К некоторым словам можно подобрать только один синоним, и тогда образуется синонимическая пара( СЛАЙД 6), а если мы можем подобрать несколько синонимов, то образуется синонимический ряд( СЛАЙД 7). Ряды синонимов используют для выразительности речи
СЛАЙД №7
-Ребята, что изменилось в записи? (Слова поменяли местами).
- Перечитайте ряды синонимов, как изменяются в них оттенки значения? ( смысловое значение усиливается)
- Молодцы.
СЛАЙД № 8 Это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, отрезков предложения, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Называется градация. Русский язык богат синонимами. Они накапливались в процессе развития языка и черпались из разных источников – диалектов, старославянского языка, иностранных языков. Синонимы уточняют и разнообразят нашу речь. Запомните, ребята. Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определенной ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным.
ФИЗМИНУТКА ( желательно, нейроупражнения»13-31», «ОК – класс»)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
СЛАЙД№9 Мини-тест
Задание
Ответы на тест запишите в тетрадь.
К зад. 3 из теста вопрос:
-Могу ли я сказать , что в этом ряде наблюдаем градацию?( Да, т.к.усиливается признак невесомости, легкости)
Работа с учебником
Работа в парах.
С. 151, упр. 306. ВЫВОД: синонимы помогают выразить свое отношение к предмету
- Чем отличаются слова в каждой паре? (Одно нейтральное, другое разговорное или книжное.)
- Чем же еще могут различаться синонимы? Прочитайте правило на стр.83
Слайд 10.
Синонимы могут различаться:
- оттенками значений: заражение - инфекция;
- стилистической окраской: конец - финал;
- оттенками значений и стилистической окраской: комната – каморка.
Слайд 11.
Прочтите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужной форме.
1.Звание … обязывает ко многому.
2. Для написания учебника был создан коллектив … . (Автор, писатель.)
1. Из окна открывался красивый … на море.
2. … в романах И.С. Тургенева играет важную роль. ( Пейзаж, вид.)
(Вывод: не все синонимы взаимозаменяемы. Надо помнить о лексической сочетаемости)
А теперь обратимся к тексту, т.к. только в тексте мы сможем увидеть, как велика роль синонимов.
У вас на партах лежит распечатанный текст на синей бумаге
СЛАЙД 12
Выразительное чтение текста.
Задания у вас на листочках напечатано.
(тема –Береза морозной зимой, береза в лютый мороз.
Осн.мысль – И деревья могут учить людей любить жизнь, стойко выносить трудности, уметь радоваться .
Работу с этим текстом мы продолжим на след. уроке. Сохраните тексты. Мы будем говорить о контекстуальных синонимах, словарях синонимов.
Рефлексия. (Личностные УУД)
Учитель:
- Близится к концу наш урок, потому что в кругу друзей время летит незаметно. Сегодня вы хорошо поработали, а знакомство с синонимами, которые придают изложению яркость, точность, эмоциональность, была ненапрасной.Умение разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный – важный стилистический прием.
Предлагаю выполнить последнее задание
У вас на столах лежат смайлики, заполните их, пожалуйста .
Домашнее задание:
1. Теория: п. 52 (составить устное монологическое высказывание).
2. Практика: упр. 306(если не успеем на уроке) или 305