СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. Презентация . Определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Презентация . Определение»

Урок русского языка в 5 классе Определение Цели: Познавательные :  отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе. Личностные:   развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к предмету русского языка, любви к природе.

Урок русского языка в 5 классе

  • Определение
  • Цели: Познавательные :
  • отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе. Личностные:  
  • развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений,
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к предмету русского языка, любви к природе.
 Пушистое чудо весны

Пушистое чудо весны

Стихотворение - загадка Вот сиреневый цветок, Неширок и невысок, Но -внимательней смотри - С жёлтым солнышком  внутри!  Любовь Полякова

Стихотворение - загадка

Вот сиреневый цветок,

Неширок и невысок,

Но -внимательней смотри -

С жёлтым солнышком

внутри!

Любовь Полякова

Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!

Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!

Не спешите их срывать

Не спешите их срывать

 Они занесены в Красную книгу

Они занесены в Красную книгу

Какие орфограммы встретились в этом предложении ?    Прострел - самый прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.

Какие орфограммы встретились в этом предложении ?

Прострел - самый прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.

Выпишите словосочетания сущ . + прил. Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете . прекрасный цветок сказочный цветок

Выпишите словосочетания сущ . + прил.

Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете .

прекрасный цветок

сказочный цветок

Объясните постановку тире в предложении      Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.  

Объясните постановку тире в предложении

Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.

 

Тема урока. Определение

Тема урока. Определение

Цели: Отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;  развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;  формировать навыки нахождения эпитетов в тексте;  использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.

Цели:

  • Отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;
  • развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;
  • формировать навыки нахождения эпитетов в тексте;
  • использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.
Найдите определения, отвечающие на вопрос какой? Чем они выражены?  Подчеркните определения волнистой линией  Сине-фиолетовые крупные цветки сон –травы радуются весеннем солнышку.

Найдите определения, отвечающие на вопрос какой? Чем они выражены? Подчеркните определения волнистой линией

Сине-фиолетовые крупные цветки сон –травы радуются весеннем солнышку.

Проверим Сине-фиолетовые  крупные  цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему  солнышку (какому?). Определения выражены именами прилагательными.

Проверим

Сине-фиолетовые крупные цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему солнышку (какому?).

Определения выражены именами прилагательными.

Какими частями речи выражены выделенные слова? Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.

Какими частями речи выражены выделенные слова?

Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.

Определение –   второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.

Определение –

  второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.

Текст   -   это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.  

Текст   -

это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.

 

 Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях  сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком. Музыка весны Найдите определения  в тексте.

Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях

сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.

Музыка весны

Найдите определения

в тексте.

Проверим Едва сходит снег, и голубые  лепестки на пушистых  стеблях  сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким  весенним ветерком и ярким солнышком.

Проверим

Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях

сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.

 Какую роль выполняют определения в речи? Определения делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Какую роль выполняют определения в речи?

Определения делают

нашу речь красивой,

разнообразной

и богатой.

В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу пропущенные слова. СОН - ТРАВА Растаял снег, медленно просыпается от долгого …сна лес, и вот на земле появляются ... … …бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего ...цвета, со … названием сон-трава. Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный.

В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу пропущенные слова.

СОН - ТРАВА

Растаял снег, медленно просыпается от долгого …сна лес, и вот на земле появляются ... … …бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего ...цвета, со … названием сон-трава.

  • Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный.
Прочитайте восстановленный текст   СОН - ТРАВА  Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава. Каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях?

Прочитайте восстановленный текст

СОН - ТРАВА

Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.

Каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях?

Давайте потренируемся украшать свою речь .  Подберите к существительному весна  определения.

Давайте потренируемся украшать свою речь .

Подберите к существительному весна определения.

Чем поражает нас весна?    Составьте предложения с определениями. Используйте словарные слова.  Ар о мат, пор а жать, бл е снул

Чем поражает нас весна?

Составьте предложения с определениями. Используйте словарные слова.

Ар о мат, пор а жать, бл е снул

 Исследовательская  работа   Прочитайте оба текста.  Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы:  В каком тексте определения придают точность,  последовательность , доказательность, конкретность, логичность, научность?  А в каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства?

Исследовательская работа

  • Прочитайте оба текста.
  • Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы:
  • В каком тексте определения придают точность, последовательность , доказательность, конкретность, логичность, научность?
  • А в каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства?
Прострел крымский (сон- трава) -  многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле.   Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.

Прострел крымский (сон- трава) -

многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем

с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле. 

Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.

Определи стиль текста   Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность.

Определи стиль текста

Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность.

Удивительный цветок   О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах,   гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.

Удивительный цветок

О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах,

гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.

Определи стиль текста   Это художественное описание (художественный стиль), в нём раскрываются признаки предмета в яркой, выразительной форме.  Цель художественного текста -изобразить картину, передать читателю свои чувства,  используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты).  Автор передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции .  

Определи стиль текста

Это художественное описание (художественный стиль), в нём

раскрываются признаки предмета

в яркой, выразительной форме.

Цель художественного текста -изобразить картину, передать читателю свои чувства,

используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты).

Автор передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции .

 

Эпитет - художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.

Эпитет -

художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.

Сравните описания Какой из текстов более  яркий, выразительный? Найдите эпитеты.

Сравните описания

  • Какой из текстов более

яркий, выразительный?

  • Найдите эпитеты.
Определения Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются пушистые бутончики сон – травы.

Определения

Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются пушистые бутончики сон – травы.

Вывод  Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна (какого?) зимнего , бутончики ( какие?) пушистые .  Они помогают точно выразить признак предмета.

Вывод

Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна (какого?) зимнего , бутончики ( какие?) пушистые .

Они помогают точно выразить признак предмета.

Сон - трава Фея зашепчет на ушко: «Мохнатый цветочек бери, А дома его под подушку Запрячь до румяной зари. Цветок ароматный и нежный , Прекрасный ребенок весны. Ты с ним засыпай безмятежно,  - Он дарит волшебные сны».

Сон - трава

Фея зашепчет на ушко:

«Мохнатый цветочек бери,

А дома его под подушку

Запрячь до румяной зари.

Цветок ароматный и нежный ,

Прекрасный ребенок весны.

Ты с ним засыпай безмятежно,  -

Он дарит волшебные сны».

Эпитеты помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Эпитеты

помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?   Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами. Они помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему, поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?

  •   Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.
  • Они помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему, поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Подведем итог урока   Сегодня на уроке мы познакомились с … Узнали, что… Повторили…  Виды деятельности,  которые мы использовали  на уроке…

Подведем итог урока

  • Сегодня на уроке мы познакомились с …
  • Узнали, что…
  • Повторили…
  • Виды деятельности,

которые мы использовали

на уроке…

Домашнее задание   Выучить §.65, выполнить упражнение 510

Домашнее задание

Выучить §.65,

выполнить

упражнение 510

Охранять природу- значит охранять Родину  Любите родную природу –  Озера, леса и поля.  Ведь это же наша с тобою  Навеки родная земля.  На ней мы с тобою родились,  Живем мы с тобою на ней!  Так будем же, люди, все вместе  Мы к ней относиться добрей. 

Охранять природу- значит охранять Родину

Любите родную природу – 

Озера, леса и поля. 

Ведь это же наша с тобою 

Навеки родная земля. 

На ней мы с тобою родились, 

Живем мы с тобою на ней! 

Так будем же, люди, все вместе 

Мы к ней относиться добрей.