Урок русского языка в 5 классе
- Определение
- Цели: Познавательные :
- отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе. Личностные:
- развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений,
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к предмету русского языка, любви к природе.
Пушистое чудо весны
Стихотворение - загадка
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но -внимательней смотри -
С жёлтым солнышком
внутри!
Любовь Полякова
Сон-трава занесена в Красную книгу и рвать ее запрещено!
Не спешите их срывать
Они занесены в Красную книгу
Какие орфограммы встретились в этом предложении ?
Прострел - самый прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.
Выпишите словосочетания сущ . + прил.
Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете .
прекрасный цветок
сказочный цветок
Объясните постановку тире в предложении
Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.
Тема урока. Определение
Цели:
- Отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;
- развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;
- формировать навыки нахождения эпитетов в тексте;
- использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.
Найдите определения, отвечающие на вопрос какой? Чем они выражены? Подчеркните определения волнистой линией
Сине-фиолетовые крупные цветки сон –травы радуются весеннем солнышку.
Проверим
Сине-фиолетовые крупные цветки ( какие?) сон-травы радуются весеннему солнышку (какому?).
Определения выражены именами прилагательными.
Какими частями речи выражены выделенные слова?
Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.
Определение –
второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.
Текст -
это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях
сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Музыка весны
Найдите определения
в тексте.
Проверим
Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях
сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Какую роль выполняют определения в речи?
Определения делают
нашу речь красивой,
разнообразной
и богатой.
В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу пропущенные слова.
СОН - ТРАВА
Растаял снег, медленно просыпается от долгого …сна лес, и вот на земле появляются ... … …бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего ...цвета, со … названием сон-трава.
- Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный.
Прочитайте восстановленный текст
СОН - ТРАВА
Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.
Каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях?
Давайте потренируемся украшать свою речь .
Подберите к существительному весна определения.
Чем поражает нас весна?
Составьте предложения с определениями. Используйте словарные слова.
Ар о мат, пор а жать, бл е снул
Исследовательская работа
- Прочитайте оба текста.
- Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы:
- В каком тексте определения придают точность, последовательность , доказательность, конкретность, логичность, научность?
- А в каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства?
Прострел крымский (сон- трава) -
многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем
с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле.
Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.
Определи стиль текста
Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность.
Удивительный цветок
О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах,
гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.
Определи стиль текста
Это художественное описание (художественный стиль), в нём
раскрываются признаки предмета
в яркой, выразительной форме.
Цель художественного текста -изобразить картину, передать читателю свои чувства,
используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты).
Автор передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции .
Эпитет -
художественное определение, которое помогает ярче увидеть описываемые предметы.
Сравните описания
яркий, выразительный?
Определения
Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются пушистые бутончики сон – травы.
Вывод
Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна (какого?) зимнего , бутончики ( какие?) пушистые .
Они помогают точно выразить признак предмета.
Сон - трава
Фея зашепчет на ушко:
«Мохнатый цветочек бери,
А дома его под подушку
Запрячь до румяной зари.
Цветок ароматный и нежный ,
Прекрасный ребенок весны.
Ты с ним засыпай безмятежно, -
Он дарит волшебные сны».
Эпитеты
помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?
- Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.
- Они помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему, поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Подведем итог урока
- Сегодня на уроке мы познакомились с …
- Узнали, что…
- Повторили…
- Виды деятельности,
которые мы использовали
на уроке…
Домашнее задание
Выучить §.65,
выполнить
упражнение 510
Охранять природу- значит охранять Родину
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.