Тема урока: Словосочетание.
Цели урока: Научить вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний.
Оборудование:
1. Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
2. Презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный
материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
3. Знакомство с новой темой.
4. Выполнение упражнений.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Беседа учителя с учениками.
Учитель: На прошлом занятии Вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.
Проверка усвоения изученного материала.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Задание.
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
3. Знакомство с новой темой.
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Перед вами словосочетания.
Чистая вода, стройная береза, тихая река, зеленая трава, желтые листья, голубое небо.
Учитель: Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета (слав.) – два. Словосочетание всегда состоит из двух частей.
– Каких же?
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Запомни! Докажи.
Словосочетанием не являются:
Сочетание подлежащего и сказуемого.
Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
Учитель Словосочетание типа “существительное + прилагательное” могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла (высокая ива), но и ярко, образно рисует предмет, передаёт отношение автора к нему (печальная ива). Вы уже знаете, что такое средство выразительности языка называется э п и т е т о м : Чудный месяц горит над рекой. (Н. Рубцов)
4. Выполнение упражнений.
Упр. № 390 Составьте словосочетания, составьте связный текст.
Упр. № 394 Подумайте, какие словосочетания нельзя употребить в речи? Почему?
Упр. № 396 Определите тип речи каждого текста. В каком тексте говориться о признаках предмета, а в каком – о его действиях?
На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна. (С. Есенин).
Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания.
Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Дайте устный связный ответ на вопросы
1.В каком разделе науки изучается словосочетания?
2.Дайте определение термину словосочетание.
3.Из каких частей состоит словосочетание?
4.Что не является словосочетанием?
6. Домашнее задание.
Подготовить 2-3 слайда электронной презентации по теме: «Словосочетания».