СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. Тема: "Буквы Ы-И после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоения новых знаний. Включены следующие задания: словарный диктант, синтаксический разбор предложения, предупредительный диктант, диагностическая работа, сочинение-миниатюра.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Тема: "Буквы Ы-И после Ц"»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Буквы Ы-И после Ц»



Цели:

1) познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц;

2) учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;

3) повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;

4) расширить лексический запас учащихся.



Тип урока: усвоение новых знаний.



Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

II. Словарный диктант. Бе_шумный, _давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра_цвет, бе_думный; р.. стительный, зар..сли, р..сток, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое; шепот, шов, шорох.

III. Синтаксический разбор предложения. В город приехал цирк.

IV. Объяснение нового знания

Рассмотрение таблицы (учебник, стр.42).

V. Закрепление

1.Устный орфографический разбор (учащиеся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

Делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый, панцирь, цыганский, репетиция, циклон, цыкать, цыплёнок, акация.

2. Упражнение 499

3. Упражнение 500

4. Предупредительный распределительный смысловой диктант.  

( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).

2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).

3) Бурное движение атмосферы с осадками и облачностью – циклон.

4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

5) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

6) Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция)

7)Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины – цитрусовые.

8. Защитный покров черепахи – панцирь.

9. Коврик из соломы – циновка.

10. Наука о лечении – медицина.



5. Диагностическая работа.

I вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк,

ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры,

под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить

ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н,

сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

6. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». 

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли вы их?

- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.



VII. Домашнее задание: п. 85, упр. 501