СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"»

Технологическая карта урока

137

24.02.2022




Учитель:

Маркунина Е.Д.

Предмет:

Русский язык

Класс

6

Автор УМК:

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва, Просвещение 2012 год

Тема урока:

Местоимение как часть речи

Задачи:


Образовательные:

дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;

Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку.

Развивающие:

развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.

Планируемые результаты:


Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Предметные:

представление об основных функциях языка, представление о роли родного языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном языке, ситуация речевого общения

Метапредметные:

понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Межпредметные связи:

Литература,

Формы деятельности:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы обучения:

деятельностный способ обучения; практикум; исследования;

Ресурсы:


Основные:

ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; учебник; УМК

Дополнительные:

раздаточный материал;

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.

Цель:

познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап


Подготовка класса к работе. Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня утром вы перешагнули порог школы каждый со своим настроением. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, зарЯженные хорошим настроением, займите свои места.

Самоопределение
Положительное отношение к учебе.


Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

анализируют эмоциональное состояние

Актуализация знаний


- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Неплохо написали диктант.

Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи.


(1-е предложение закрыто).


- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его. Текст (читает Антон )- напечатан на карточках.

( ОТКРЫТЬ ПОТОМ, КОГДА РАССКАЖУТ)


Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна.Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

Самоопределение
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
Смыслообразование

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

 

 

 Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Принимают учебную задачу.

Контроль
Коррекция

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Создает проблемную ситуацию

- Можно ли сказать, кто шёл и, кто бежал у самой ноги человека? (ответы детей) НЕТ


Учитель читает 1-е предложение. ( ОТКРЫТЬ слайд 2)

-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Вместо каких частей речи они употребляются? (вместо существительных, вместо имен прилагательных, вместо имен числительных)

- Кто догадается, как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение)

- Какова тема сегодняшнего урока? (местоимение как часть речи)

- Записываем тему урока (слайд 3).

- Давайте определим цель на весь раздел темы «Местоимение»


ОТКРЫТЬ потом (слайд 4).


- Я просила Настю подобрать интересные факты о местоимении. Кто готов? НАСТЯ ЗАЧИТАЕТ…

(Ответ учащихся - Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных).

Почему? Это действительно загадка.

- Исходя из этого, давайте определим задачи на наш сегодняшний урок: (формулируют учащиеся)- СЛАЙД 5

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

Самоопределение
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
Смыслообразование

формулирование познавательной цели
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий,
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание
Планирование
Контроль
Коррекция

Первичное закрепление новых знаний


Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску. (слайд 6)

(и в карточке)



Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения?

Кто он? От кого узнал?

Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение. Замените местоимения другими словами.



Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Вова)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

-Над каждым словом напишите, какой частью речи они являются…..

- Посмотрите, ребята, вместо каких частей речи были употреблены местоимения он, них, такая, несколько?

-Что они обозначают?

(имена существительные, они обозначают предмет, лица;

имя прилагательное, оно обозначает признак предмета;

имя числительное, обозначает количество.)



Учитель: Молодцы,

то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН.

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. (слайд 7)


- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

ВЫВОД (вывешивается на доску): местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов и количество.

Самоопределение

Смыслообразование

формулирование познавательной цели

поиск и выделение информации

построение логической цепи рассуждений

установление причинно-следственных связей

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание
Планирование
Контроль
Коррекция

Физкультминутка


- Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, приседайте.

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

Вступились за нее.

- Молодцы! Садимся.

Отдыхают, ритмично двигаясь, учатся на слух выделять местоимения.




Творческое применение и добывание знаний (проблемные задания)

)



СЛАЙД 8

-Ребята, посмотрите на доску….

- На какие вопросы отвечают слова в 1 столбике – кто

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет имена существительные; Чем они являются в предложении?(подлежащим

2столбик – местоимения заменяют имена прилагательные; вопрос – какой? чьи? Чем они являются в предложении?(определениями)

3 столбик — числительные. Вопрос – сколько?)- являются обстоятельствами)



- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Вывод (вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.


К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Подчеркиваем также. В предложениях местоимения обычно бывают подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

( слайд 8)

( слайд 9)


-Откройте учебник на странице 66, прочитайте правило и выполните упр. 480. Выходим по очереди к доске и записываем по 1 предложению.



Ребята, местоимения делятся на несколько разрядов. На последующих уроках мы с вами познакомимся более подробно с каждым разрядом местоимений.

( слайд 10)



Второе задание «Редактирование текста» РАСПЕЧАТАН и прямо на листочках исправьте текст.


(СЛАЙД 11)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


- Что в этом тексте не так?

- Замените часто повторяющееся слово местоимением.. Определите падеж. Подчеркните местоимения.

-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?


В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.


Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.



Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать недочётов в их употреблении.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Стремиться открывать новое знание, новые способы действия.

Моделирование;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание
Планирование
Контроль
Оценка
Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

Закрепление новых знаний.


- Как мы уже сказали, местоимения изменяются по падежам, числам и родам. Вот вам последнее задание. Отгадайте загадки, над местоимениями напишите род, число, падеж.


1. Она хвостиком виляет, Сама зубаста, а не лает. (Щука)

2. У него беретка ярко-красная, Курточка чёрная, атласная, Он на нас не смотрит, Всё по дереву долбит. (Дятел.)

3. Она везде летает, Жужжит, надоедает. (Муха.)

4. Она в жёлтой куртке и полосата, Мёдом и воском очень богата. (Пчела)

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания

формулирование познавательной цели

поиск и выделение информации

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

подведение под понятие, выведение следствий

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Подведение итогов.

- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Изменяются по……. В предложении бывают……….

(Далее отвечают ученики)

Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были внимательны, старались и помогали мне.


моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

(СЛАЙД 11)

§79 правило учить.

Задания на выбор:

1) упр. 481;

2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж

3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания

 поиск и выделение информации

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Планирование (определение цели, способов взаимодействия)

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Оценка

Рефлексия

(СЛАЙД 12)


Оцените свою работу на уроке.

- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1) Комфортно ли вам было на уроке?
2) Поняли ли вы тему урока?
3) Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.

Выставление оценок.


Нравственно-этического оценивания
сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.


моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений
доказательство

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.















Приложение 1

работа с местоимениями


На карточке в 3 столбика записаны местоимения:


она

мой

несколько

никто

любой

столько

мы

наши

сколько


- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках?

в 1 столбике ________________

во 2 столбике________________

в 3 столбике ________________

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет _____________________

2 группа заменяет _________________________________

3 группа — _______________________________________

- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Местоимения способны заменять


Они указывают на














Приложение 2


Приложение 3

редактирование текста


В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


- Что в этом тексте не так? __________________________________________________________


- Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст в тетрадях.


-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?


Вывод: в нашей речи

Они помогают





















Приложение 4


Упр. 436 учебника (с. 66) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.


- Сделайте вывод об уместности такого количества местоимений в речи и о правильности их употребления


Вывод: местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но










Приложение 5

-Оцените свою работу на уроке.
- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1)Комфортно ли вам было на уроке?
2)Поняли ли вы тему урока?
3)Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.

-Оцените свою работу на уроке.
- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1)Комфортно ли вам было на уроке?
2)Поняли ли вы тему урока?
3)Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.

-Оцените свою работу на уроке.
- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1)Комфортно ли вам было на уроке?
2)Поняли ли вы тему урока?
3)Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.


-Оцените свою работу на уроке.
- На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/-
1)Комфортно ли вам было на уроке?
2)Поняли ли вы тему урока?
3)Теперь я имею прочные знания по данной теме и могу объяснить другим.
































РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ



Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.



Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.




Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.



Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.


Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.


Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.


Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.



ДЛЯ НАСТИ

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных


В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.



В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.



В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.