Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | | Психологический настрой детей на урок. -Посмотрите на экран. Мы видим изображения радуги, весеннего дождя, различные весенние краски. Но сегодня мы постараемся увидеть радужную палитру не природы, а русского языка, ощутим его богатство, откроем некоторые загадки. Пожелаем друг другу успехов на нашем уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Ι Ι. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели | | Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется… Словарный состав языка называется … То, что обозначает слово, называется… Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… Слово, имеющее два и более значений, называется… Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… 1.Послушайте стихотворение Лапки Что лапки разные бывают, На свете все про это знают. Лапки с копытцами – у олененка, В «тапочках» серых – у Тишки-котенка. Лапки пушистые есть у собачек, Ежик свои – под колючками прячет. Только у елки особые лапки, Их в Новый год украшают ребятки. Елки в игрушках, увита дождем. Мы Деда Мороза с подарками ждем. Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока Запись темы «Семантика. Прямое и переносное значение слова». А что такое семантика? Слово нам незнакомое. Что нужно сделать, чтобы понять его значение? Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы, которые представлены на слайде. Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном. Он растит такую рожь – С головой в нее уйдешь. Ставит счетчики монтер. Ставит фильмы режиссер. Снял он сказку “Колобок”, Чтобы ты увидеть мог. Мама ставит пироги – Подойди и помоги. А диагноз ставит врач: “Просто насморк. Спи, не плачь!” Если кончится рассказ, Ставить точку в самый раз. | Пишут терминологический диктант Проверяют записанные термины Слушают стихотворение, отвечают на вопрос формулируют тему урока. Запись темы урока Формулируют цель урока Учащиеся находят в « Словаре-справочнике лингвистических терминов» значение слова «семантика». Записывают в словарь в раздел «Новые слова». | Самоопределение, личностные: смыслообразование регулятивные: Целеполагание коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Определение темы и учебной цели в результате исследования УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание Коллективное добывание знаний Коммуникативные: формулирование темы; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации |
2.Усвоение новых знаний. | Слайд5 Слайд 6 | Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «ставит». А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр…. Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Заполнение схемы Значение слова ззначение сл | Отвечают на вопрос Работают с материалами учебника Заполняют схему | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала Коммуникативные: развивать умения применять новые знания; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения Регулятивные Решение проблемной ситуации Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Первичное закрепление знаний. 4.Закрепление | | Работа в группах. 1.Каждая группа получает лист со схемой, которую надо заполнить. №1:слово «бросить», №2:слово: «спросить», №3:слово «беда» №4:слово «настоящий» №5:слово «верный». Найдите в толковом словаре своё слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте. 2. Работа с литературоведческими терминами Слово учителя. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выпишите из него эпитеты, метафоры, олицетворения. Ж_ла белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не б_сп_коил. Сп_ла она на ветк_ большой ел_. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Пр_шло время. У нее по_вились б_льчата. Теперь белка никуда от них не ух_дила. Наступила зима. В лесу нач_лись обвалы. Однажды т_желый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратит_ся за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро прин_лась раскапывать сне_. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. | Работают со словарем Распределяют слова Осмысление теоретического материала Работают с изобразительно-выразительными средствами Выполняют задание Самостоятельно выполняют задание | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное) коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Коммуникативные: формирование навыка работы в парах Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р) Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся); Познавательные(осмысление полученных сведений) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Познавательные (осмысление полученных сведений) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Познавательные: употребление языковых понятий, Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
ν Рефлексия | | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу: Сегодня я узнал(а), Было интересно Особенно понравилось Оказалось неожиданным Вызвало затруднение Было сложно… - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. Подведение итогов в ходе заполнения анкеты Оценивают свою работу | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. |