СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе «Наклонения глаголов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: актуализация знаний учащихся о глаголе, как о части речи, о формах, видах и способах образования наклонений глагола

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Наклонения глаголов»»















Урок русского языка в 6 классе «Наклонения глаголов»



























Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.



Урок русского языка в 6-м классе по теме "Наклонения глагола"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Актуализация знаний учащихся о глаголе как о части речи, о видах, формах и способах образования наклонений глагола;

  2. Развитие и формирование навыков разграничения глаголов разных наклонений, форм и способов их образования.

  3. Воспитание вежливого, этичного отношения к окружающим.

ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения

ВИД УРОКА: урок-путешествие

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

3 картонных цветных домика: красный - "Повелительное наклонение", зеленый - "Изъявительное наклонение", желтый-"Сослагательное наклонение"; 3 бумажных замочка с заданиями на оборотной стороне, карточки (см. ход урока), картонные домики, подписанные "Дом вежливости" и "Кафе", сигнальные карточки красного, зеленого и желтого цветов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами необычный урок-урок- путешествие. А позвала нас в дорогу вот эта пригласительная на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, есть у них и формы лица, числа, наклонения. Ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием.

-А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. Поэтому нам сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу. А пока давайте заполним необходимые для поездки документы (дети в тетрадях записывают число, тему урока).В добрый путь!

(Доска закрыта, а на ней висят три бумажных замочка с заданиями на обратной стороне)

-А вот и первая преграда. Не пустят нас с вами в город Глаголов, пока ключики к этим замкам не подберем. А ключи - это ваши правильные ответы на задания.

(Три ученика по очереди снимают замочки и выполняют задания).

(задания могут разные, на усмотрение учителя)

1. ЗАМОК.

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ?

НАЙТИ СРЕДИ ДАННЫХ СЛОВ ГЛАГОЛЫ:

Побег, просить, просьба, изучал бы, расскажи, сказка, веселый, общение, объясните, ясность, выполню, находчивый.

2. ЗАМОК

ЧТО ТАКОЕ ИНФИНИТИВ?

РАССКАЖИТЕ О ПРАВОПИСАНИИ -ТСЯ И -ТЬСЯ.

-ТСЯ или -ТЬСЯ?

Мальчик плещет:ся, игра начинает:ся, поздно оправдыват:ся, начал задумыват:ся, мило улыбает:ся, дом строит:ся, надо собират:ся.

3. ЗАМОК

КАКИЕ ВИДЫ ЕСТЬ У ГЛАГОЛА?

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ:

Открыть, открывать , решил., ловлю , отдали, вырежем, садится, приползти, заглядываете, собрал, поглядывать, махнёшь, шуметь.

 (После выполнения заданий учитель открывает доску, где крупно написано:

"Город Глаголов. Улица Наклонений"

-Молодцы, ребята! Вот и открылись ворота этого необычного города. Добро пожаловать! Я уже говорила, что город этот очень большой, много в нем улиц, скверов и площадей. И за 1 урок мы, к сожалению, сможем посетить только одну улицу-улицу Наклонений. А вот и она.

(К стене или доске прикреплены три разноцветных домика: красный - дом повелительного наклонения, желтый - сослагательного наклонения, зеленый- изъявительного наклонения).

-Ребята, какие наклонения здесь живут? (Дети называют наклонения, а учитель постепенно открывает названия домиков, до этого закрытые бумагой)

-Умницы! Посмотрите, ребята, да здесь новоселье! Только новые жильцы никак с адресами разобраться не могут. Давайте им поможем!

(Учитель раздает карточки 2-3 ученикам, они их правильно распределяют по домикам-наклонениям)

ПРИМЕРНЫЕ КАРТОЧКИ :

1 Настоящее время Прошедшее время Будущее время

№2 -л+ б(ы)

3 Суффикс -И-

4 Окончание -ТЕ

5 Прошедшее время

6 Пусть, пускай

7 Давай, давайте, да

8 Частица -КА

(№1-в домик изъявительного наклонения,

2,№5-в домик сослагательного наклонения,

3, №4, №6, №7, №8-в домик повелительного наклонения)

-Объясните, почему вы их так распределили? Расскажите о значении, особенностях образования и изменения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений.

(Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1).

Сослагательное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).(№2,№5).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола.

Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа).

-На доске написаны слова:

НАПИСАТЬ , БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ

1 ряд образует возможные формы изъявительного наклонения от этих слов, 2 ряд -возможные формы сослагательного наклонения,

3 ряд- возможные формы повелительного наклонения.

(1.ряд: написал, напиши, напишу ,бросаешь, бросили, бросим, люблю, любил, буду любить, испеку, испекли, испечете и др.

2 ряд: написал бы, бросила б, любили бы, испек бы и др.;

3 ряд: напиши, напишите, брось, бросьте, люби, любите, испеки, испеките).

-Продолжим наше путешествие. И перед нами Школа Вежливости. Здесь глаголы учатся быть культурными, воспитанными. И ученики здесь разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы сослагательного наклонения), а третьи -решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас лично познакомимся. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания!

ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ)

КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ)

ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ)

-Ребята, а как приказ превратить в просьбу? Составьте предложения с этими словами, используя слово "ПОЖАЛУЙСТА". А как выделяется это слово на письме? (запятыми) (Зачитывают придуманные предложения)

- Идем с вами дальше. Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Вы такие еще не пробовали! Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль: (дети составляют слова). Берете

1. приставку в слове УВИДЕТЬ

2. корень в слове ДАЛЕКИЙ

3. суффикс в слове УКОРЯЕШЬ

4. окончание в слове ДУМАЕТ

5. возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ

(У-ДАЛ-Я-ЕТ-СЯ)

Возьмите

1. приставку в слове ПОДПИСАЛ

2. корень в слове СКАЗКА

3. суффикс в слове ПИТАЕШЬ

4. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ

(ПОД-СКАЗ-А-Л)

- Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Интересная и познавательная получилась наша экскурсия. Давайте отблагодарим жителей чудесного города своеобразным праздничным салютом. Я буду читать предложения, а вы поднимаете цветные сигнальные карточки: красная карточка - повелительное наклонение, желтая-сослагательное, зеленая- изъявительное, т.е. цвета домиков.

Предложения:

1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

-Вот и прощальный разноцветный салют мы с вами устроили жителям города Глаголов . Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим. А чтобы и вы запомнили это путешествие, выполните, пожалуйста, дома следующее задание:

1 группа (более подготовленные учащиеся) напишет сочинение сказочного содержания на тему: "Жители улицы Наклонений"

2 группа: выписать по 3 предложения с разными формами наклонений из текстов художественных произведений

-А теперь нам пора возвращаться домой. Но приключения не закончились! У вас еще столько интересных встреч с жителями большой страны под названием ЛИНГВИСТИКА!

(УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ, ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ).





















Урок русской литературы в 8 классе «Жизнь и творчество Сергея Есенина»







































Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.





Сергей Есенин. Жизнь и творчество.

Всю душу выплещу в слова…

С.Есенин

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

1) образовательная

  • обобщить знания учащихся о жизни и творчестве С.А.Есенина

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира Есенина;

  • выяснить, почему Сергея Есенина называют национальным поэтом.

2) развивающая

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;

  • развитие навыков выразительного чтения;

  • развитие творческих способностей.

3) воспитательная

  • воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, к Родине и природе;

  • воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру;

  • воспитание интереса к чтению произведений С.А. Есенина;

Методы обучения:

  • словесные,

  • наглядно-демонстрационные,

  • проблемно-поисковые,

  • исследовательские.

Оборудование:

1) Презентация “Основные моменты жизни и творчества С.А. Есенина”.

2) Классическая музыка: Бетховен. Соната №14 «Лунная», романс «Отговорила роща золотая».

3) Портрет, фотографии, сборники произведений С.А. Есенина.

Словарь урока:

Радуница- день поминовения усопших

Риза – одеяние священника или оклад на иконе

Имажинизм – (от франц. имаж- образ) литературное течение, пропагандирующее культ художественного образа в ущерб содержанию произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Звучит классическая музыка, на экране тема урока, портрет Есенина С.А. эпиграф урока.

Работа с эпиграфом: Всю душу выплещу в слова… С.Есенин

У Нодара Думбадзе есть одна, идущая в разрез с нашими представлениями мысль. Он говорит, что душа человека во стократ тяжелее его тела. Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести её. И поэтому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга. Сегодня мы начинаем изучать творчество С. Есенина великого русского поэта, познакомится с основными этапами его творчества, с основными мотивами его лирики. В поэзии Есенина – его душа. Изучая его творчество, мы вносим с вами маленькую лепту в бессмертие его души. Заглянем в поэтический мир поэта, а также попытаемся найти ответ на вопрос: В чем величие поэта и исключительность его дарования?

  1. Основная часть урока.

Слово учителя.

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, соз­данный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Говорить о творческом пути поэта, не опираясь на основные моменты его биографии невозможно, поэтому мы воспользуемся теми знаниями о нём, которые вы получили самостоятельно, изучая биографию С.Есенина.

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая.

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

- Какой предстает Россия в этом стихотворении?

2. Как же сложилась жизнь поэта, он рассказывает сам в очерке «О себе». (Подготовившийся ученик читает сообщение.)

Виктория Германова

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.




3. Устная народная поэзия и впечатления об окружающем мире – источники творчества Есенина. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, поэт пронес через всю свою короткую жизнь. «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали, а то и сам запоет с нами,» - вспоминает младшая сестра поэта – Шура.

Чтение стихотворений «Хороша была Танюша», «Заиграй, сыграй, тальяночка».

Эти и многие другие стихи напоминают нам народную песню, частушку. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны.

4. Есенин ощущал себя частицей природы; всегда воспринимал ее чутким сердцем русского человека. Природа в его стихах всегда живой субъект, она дышит, чувствует, живет. («Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»)

Чтение стихотворений «Нивы сжаты», «Туча кружево в роще связала».

- Отметьте строчки, которые показывают, что природа очеловечена? Как называется такой прием? ( Запись в тетрадях определения «олицетворения»)

По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И неслучайно на музыку положены многие стихотворения поэта: «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и другие.

Прослушивание романса «Отговорила роща золотая».

5. О животных, о братьях наших меньших, поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными Есенина роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Песнь о собаке» и другие. В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит». Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов: «Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо… Через несколько дней Есенин вручил стихи, посвященные Джиму.»

Чтение стихотворения «Собаке Качалова».

6. Время Есенина – время крутых перемен, поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце было жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.

Чтение стихотворения «Россия! Сердцу милый край!»

- Меняется ли образ Родины? Чем объясняется новое авторское видение?

7. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В этих стихах Есенин достигает необычайного совершенства в передаче чувств. Есть здесь и чувства безграничной грусти об ушедшей юности, о несостоявшейся, несбывшейся любви, есть романтическая мечта, греза о несбыточно прекрасном. Тема любви в творчестве Есенина представлена двумя циклами стихов «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы». Любовь для поэта – это жизнь, а жизнь – это любовь. Пусть любовь приносит измены, слезы, муки – и все равно пусть будет любовь.

Чтение стихотворений «Я помню, любимая, помню», «Ты ушла и ко мне не вернешься».

- Каким настроением проникнуты стихотворения? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?

8. Одинок и непрекаен был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии, и в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта.

Проходит время, но лирика Сергея Есенина не теряет своей притягательной прелести, не тускнеют ее мотивы и образы, ибо никогда не может увять живое древо России… И заветом всем честным людям звучат его строки:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

3. Итог урока.

- Итак, ребята, вы согласны с тем, что Сергей Есенин – национальный поэт?

(Обсуждение)

Один профессор филологических наук – А. Поликанов писал: «Сергей Есенин – поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее («душа моя – поле безбрежное»).

Есенина нельзя читать просто так, его нельзя «проходить». Он приходит к нам, когда мы вспоминаем о своей душе, об отчем доме, о своей тоске по единственному призванию – призванию любить.

Чтение стихотворения Владимира Макарова «Голос Есенина»

То отчетливей голос, то глуше –

Ясно все ж по прошествии лет,

Как читал монолог Хлопуши

Самый нежный российский поэт.

Необуздан, как все бунтари,

Сразу, с ходу – гулом заката!

Словно видел он в цвете заката

Свет грядущей новой зари.

Вот тебе и певец берез,

Русокудрый, задумчиво-нежный!

В этом голосе – радость, злость,

Торжество, печаль и надежда.

Он Россиею был заквашен.

Он о ней пел открыто, всласть.

… В Шукшине, современнике нашем,

Бунтовала подобная страсть…

Лишь такие, кто чувства не прячут,

Силой духа судьбу творят…

И по мертвым, по ним, - одни плачут,

А другие – и мертвым, им – мстят.

4. Домашнее задание.

Составить словарик «золотых» слов Есенина. Прочитать стихотворения о Родине. Одно стихотворение выучить наизусть.

5. Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, ответьте, пожалуйста, на данные вопросы.

1. Доволен ли ты уроком?

2. Было ли тебе на уроке интересно?

3. Что больше всего понравилось на уроке?

4. Что ты узнал нового?

5. Что больше всего тебя заволновало на уроке?

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

































Урок русского языка в 8 классе «Однородные члены предложения»



































Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.










Урок русского языка в 8 классе.






Тема: « Однородные члены предложения».







Урок русского языка в 8 классе.

По теме «Предложения с однородными членами. Какие члены предложения являются однородными».

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования понятий однородные члены предложения, умение находить однородные члены предложения.

Планируемые результаты:

Предметные – выделяют однородные члены предложения, правильно оформляют предложения с однородными членами, выделяют признаки однородных членов, определяют выражение сочинительной связи между однородными членами.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование и наглядность:  раздаточный материал (карточки), учебники, презентация          

Ход  урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Приветствую всех!  Сегодня я проведу у вас урок , но начать его хочу с притчи:

Мудрец поселился на вершине горы, к нему приходили люди, он помогал им советом. Но одному человеку стало завидно, он считал, что живший на горе человек вовсе не мудрец и что он докажет это.

- Я поймаю бабочку, спрячу её в ладонь и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», я его спрошу: «Живая или мёртвая?».

-Если он скажет: «Живая – я её сожму и убью, а если мёртвая разожму руку, и она улетит.»

Пришли к мудрецу…

- Что у меня в ладони?- спросил завистник.

- Бабочка.

- А какая она, мёртвая или живая?

- Всё в твоих руках! – ответил мудрец.

Так в чём же суть? ( Всё в руках нас самих)

Поэтому девизом нашего урока станут слова: "Всё в ваших руках: помочь мне или остаться равнодушными" ( слайд №2)


II. А теперь переходим к теме нашего урока. Её вы определите сами. (слайд №3) чтение стихотворения.

Слова есть в русской речи,

Не очень внешне похожие,

Но полномочия на них

Поровну возложены.

И подчеркнуть их в предложении нужно одинаково,

И между ними правильно

Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,

Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, вы поняли,

Слова те благородные

Все называют в языке

Конечно, (хором) однородные.


Цель урока: научиться видеть однородные члены предложения. Запишите число , классная работа.

Ещё с 5 класса вы знаете три глагола, которые характеризуют их ( отвечают, относятся, являются).- расшифровать ( слайд №4, 5 - читает ученик) примеры распр. и нераспр. определений и нескольких рядов.


Составление кластера:

Посередине листа запишите тему, теперь будем записывать основные понятия, первая стрелочка -признаки(отвечают, относятся, являются), вторая - интонация (перечисление), третья - виды (распр.-нераспр.). четвёртая - чем явл. в предл . Слайд № 6 -7 (найти однородные члены, определить синтаксическую роль) Какая главная мысль объединяет все эти предложения (любовь к родине).(подл., сказ., опред., доп., обст.)( всеми членами пр.), кол.- от одного до неск. рядов.

С помощью чего разделяются однор. члены? (запятыми)

С помощью чего соединяются? (сочинит. союзами, интонацией)

Какими членами предложения они могут быть? (всеми членами предложения)






III. Закрепление изученного.

1Работа с учебником стр.125. теоретический материал .

Упр.223

Выписать однородные члены предложения с теми словами, к которым относятся, расставить знаки препинания, определить , какими членами предложения являются.( предложения 1,2,4,6)

Отец и мать были невольникаминевольниками положения, богатства и законов (объяснить орфограммы и пунктограммы), Артур Грэй родилсяхотел быть и стал, познакомился с навигациейпрактикойкораблестроением, правом и бухгалтерией; переход от одной к другой.


Что обозначает цифра один ( фонетический разбор) Сколько в этом слове букв, звуков, в чём несоответствие?

Цифра 3 ( морф. разбор) Какая это часть речи (производный предлог) Как отличить от сущ. ? ( как долго- значение) Молодцы!


2.Это интересно! учёные установили, что употребление однородных членов в нашей речи колеблется от двух до девяти.

Давайте определим, сколько их встречается в Упр.226. Прочитать, учащиеся считают. (23)

Зачем А.С.Пушкин использовал столько подлежащих? (изобразить отрывочные и неожиданные впечатление, то есть как ХВС)


-Одн. чл. украшают нашу речь, делают её более точной и эмоциональной. Но надо помнить –они «источник опасности» , т.к.при неправильном построении предложений могут быть допущены грамматические ошибки.

Наша задача –научиться грамотно , красиво, чётко выражать свои мысли


Какие же грам. ошибки можно встретить при употреблении однор. членов.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами


1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчивнаблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли

столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и

имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.

(Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Употребление однородных сказуемых в разных временах. (Он положит в костёр сухой

травы

и хворосту и раздул пламя)



Исправьте ошибки

  1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. (ошибка : Одн. члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.)

  2. Гринёв был смел, благороден и честный (Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов).

3) Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах (Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного)

4) Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью (разное время глаголов)

5) В саду росли розы, цветы, пионы.( видовое и родовое понятия)


Ответы:

1) Несколько человек, задумавшись, пытались решить задачу.(4)

2) Гринёв был…и честен. (1)

3) Я люблю футбол, баскетбол и лыжи. (3)

4) Слова …., пугали строгостью. (5)

5) В саду росли розы, пионы. (2)


Физминутка

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

 3. Работа с карточками. Найти однородные члены предложения, подчеркнуть, определить, чем являются в предложении.. Проверка по слайду. Оценка ( всё правильно 5, 1 ошибка-4, 2 ошибки -3)

1. За счастье, за мир на земле, за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! ( Кирс.)

2. Это небо в светлейших родинках, этот лес, этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. ( М. Анищенко ).

3. Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан. ( Есенин )

4. Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.)

5. Красиво и певуче звучит слово «Родина».

ключ. ( 1- доп., 2- подлеж.,3- дополн., 4 -сказ., 5 - обст.)


4. Работа с текстом.

Как вы думаете это текст или нет? Докажите.

Прочитать, определить основную мысль. К какому стилю относится, какой тип речи?(публицистический, рассуждение)

Выписать номера предложений, в которых есть однородные члены предложения. По ходу выполнения работы вставьте орфограммы , расставьте знаки препинания.


1. Россия. 2.Родина.

3.Как измерить её? 4. Мерить ли великими люд..ми мудрецами героями бунтарями п..этами или художниками? 5. На это (не)хватит одной жизни.

6.Мерить ли по векам, по нашествиям врагов её, по датам ли её побед?

7.На это мало и ста жизней.

8. Родина. 9.Родная земля.

10.Она и поилица и кормилица и нянька и воспитательница и ра..крытая книга природы. 11.Родная земля – это первая школа мужества, находчивости, добра и любви.

12.Русь. 13.Россия. 14.Я люблю мою Родину.15. А начина..тся эта любовь с любви к родному краю.

(Д.С. Лихачёв)



Ключ Слайд №10 4,6,10, 11

IY. Подведение итогов и формулирование выводов


  • А какие выводы для себя вы сделали после нашего разговора на уроке?

(Мы должны гордиться своей страной, стремиться жить не только для себя, а приносить пользу обществу, быть патриотами своей Родины.)

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.




Но прежде всего нужно научиться любить свой родной край, малую родину.

А ещё, ребята, надо любить свой родной язык, потому что он велик и могуч, как наша Родина.


А теперь подведём итог нашего урока, какой теме он был посвящён. Все свои работы подпишите и приложите к листу самооценки Чтобы было понятно, запомнился урок или нет, я попрошу вас написать синквейн (приветствуется честность). Вспомним


1 строчка имя существительное

Урок

вторая 2 прилагательных, характеризующих его,

третья три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

четвёртая целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого вы характеризует тему в целом, высказываете свое мнение

пятая - это слово, выражает личное отношение учащегося к теме.


Например:

Дети

Добрые, порядочные.

Работают, не отвлекаются, понимают.

Спасибо большое вам.

Класс!

V. Определение и разъяснение домашнего задания.




























Урок русского языка в 5 классе

«Синонимы и антонимы»















Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.







ТЕМА УРОКА:

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ.

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари 

Ход урока. 

1. Организационный момент. Эпиграф:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов) 

 Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

2. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения,  самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.

3. Объяснение темы.

На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)

Слайд:  Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.

-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.(Слайд)

-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).

Учитель: Ребята, а летом идёт снег? А из чего состоит снег? (из воды) В каком состоянии может быть вода?(в твёрдом, жидком, газообразном) Почему снег не идёт летом?

 Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы)

-Учитель: эти картины тоже противоположны.

Соотнесите картины со стихотворениями.

-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)

-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).

- Для чего они служат в речи?  Что вы знаете о синонимах?

  • это слова близкие по значению;

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • различаются оттенками значений;

  • помогают разнообразить нашу речь;

  • позволяют убрать повторы;

  • помогают объяснить значение слов;

 

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

-Учитель: Подберите и  запишите в тетради синонимы к словам картина, изображать.

-Учитель: Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства.  Вашему вниманию предлагается  отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день.

4. Творческая работа.

Опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении.

Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню.

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных

3-я строка.

Что делает?

3 глагола

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка.

Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).

1 существительное.

 

Зима

Снежная,холодная

Метёт,воет,морозит

Настоящая королева

Сказка.

Учитель:  у каждого получилось своё произведение.Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Правила написания этого чуда такие:

o    Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

o    Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

o    Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

o    Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

o    Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Учитель:  Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

 (Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Учитель:

- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.(Слайд:словарь)

(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

 

-Учитель: Чем отличаются эти слова? (оттенками лексического значения)

-Ребята,как бы математик изобразил зиму? Какими фигурами? (Слайд)  

        5.Физкультминутка(слайд)

Отдых наш-физминутка,

Занимай свои места:

Раз-присели,два_привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели,встали,сели,встали,

Ванькой_встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь( прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

6. Мозговой штурм.

 Учитель: Ребята послушайте такую сказочную историю: 

         Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

         - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.

 - Учитель: А что такое омонимы?

-Учитель: Откройте толковый словарик, найдите омонимы и запишите по образцу упражнения 667 по два словосочетания с каждым словом.

7.Закрепление изученного.

 Работа по группам.

Учитель:

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

     Горят, как жар, слова

     Иль стынут, словно камни,-

     Зависит от того,

     Чем наделил их ты,

     Какими к ним в свой час

    Притронулся руками

     И сколько отдал им

     Душевной теплоты.























































Урок русской литературы в 6 классе «Уроки французского»

























Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.





Конспект открытого урока по русской литературе в 6 классе.

В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

Цели урока:

Образовательная: анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение,

Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.







Ход урока

Чем человек умнее и добрее, тем больше он

замечает добра в людях.




Л. Н. Толстой

1. Организационный момент.

-Здравствуйте те, кто каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

-Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

2. Создание положительных эмоций.

-Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.

(называю имя ученика, а он передает сердце следующему)

-Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало в 12 раз больше!

-Присаживайтесь.

3. Объявление темы и целей урока.

Вопрос к учащимся.

-Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?

ПРОТОТИП, УЧИТЕЛЬ, ПОСТУПОК, МИЛОСЕРДИЕ

(Ребята формулируют тему и цель урока)

Обращение к эпиграфу.

-Ребята, а прочитав эпиграф, смогли бы мы также определить тему нашего урока?

Запись в тетради даты и темы урока.

-Давайте запишем слова, которые записаны на доске и объясним их лексическое значение пользуясь подсказкой на экране.

Прототип - реальное лицо или литературный образ, представление о котором послужило писателю основой при создании героя литературного произведения.

Милосердие – чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, благотворительность.

-Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

4.Учебные сообщения.

-Итак, приступим к решению поставленных задач. Я предлагаю пригласить к нам и послушать автора рассказа «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина. Да, вы не ослышались! Только в роли писателя выступит Женя Януль.

Валентин Григорьевич Распутин: «Родился я в 1937 г., в 300-х км от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Детство моё пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Ребятишками мы были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться – желание постичь этот огромный мир, учиться во что бы то ни стало.

Начальную школу я окончил в 1948 г., и мать отправила меня учиться в районный центр. 11-летним мальчишкой жил вдали от дома, у чужих людей – жил трудно, учился, пересиливая голод.

Я уверен, что книга жизни человека начинается со страниц его детства. Спустя более чем 20 лет после окончания школы я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной пятиклассником – мальчишкой с глухой сибирской деревни; вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя…»

-В продолжение вашего ответа, я хочу сказать, что к нам на урок пришёлся ещё один гость, а точнее, гостья. Давайте её послушаем.

Лидия Михайловна Молокова: «Меня зовут Лидия Михайловна Молокова.Я коренная москвичка. Но папу направили работать в Забайкалье. После окончания школы поступила учиться на историко-филологический факультет Иркутского педагогического института. В 1951 г. по распределению вуза приехала работать в школу глухой деревни Усть-Уде. В деревянной двухэтажной школе почти все учителя были местные, и на нас с подругой смотрели как на иностранок. Удивительно, но с первых занятий я поняла, что тут рады французскому языку! Ни разу от учеников я не услышала: «Зачем нам французский?»

Жизнь моя складывалась очень интересно. По всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Только преподавала я там не французский, а русский язык для тех, кто владел французским.

Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной русской литературе. И когда речь зашла о «деревенщиках», услышала фамилию «Распутин». Закралось сомнение – не тот ли это Валя из Усть-Уде, которого я 2 года учила французскому? Среди шумных сверстников Валентин Распутин особенно не выделялся – высокий, худенький, скромный, застенчивый, бедненькая куртка, изрядно поношенная шапка, на ногах – чиги…

В Париже я преподавала в Сорбонне. Как-то гуляя, зашла в книжный магазин. Спросила: «Нет ли у вас книг Распутина?» А в ответ услышала: «Бывают, но идут нарасхват». Попросила продавца оставить, если поступят. Так и оказался у меня небольшой томик. Стала читать, конечно же, рассказ под названием «Уроки французского» и обомлела – ведь Лидия Михайловна по всему выходит я…

Под впечатлением один экземпляр книги выслала в Иркутск. На конверте написала «Россия, Иркутск, писателю Валентину Распутину». Полгода шёл ответ. С волнением прочитала строки: « Я знал, что обязательно найду Вас. Ваш старательный и бестолковый ученик Валя Распутин».

От Вали я получала в год по 5-6 писем.

Валентину Распутину большой поклон за добрую память о нас, учителях, за то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное…»

Лидия Михайловна, узнав в героине рассказа себя.

-Итак, ребята, на кого же похож главный герой рассказа? Мальчик Володя? А Лидия Михайловна?

5.Слово учителя

В деревне была только начальная школа, и герой отправился в райцентр, чтобы получить дальнейшее образование, тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому,

(Как думаете, почему он скучал по дому?)

мальчик начинает играть на деньги, потренировавшись, он понимает, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.

Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.

-Как она это делает, давайте посмотрим!

(просмотр фрагмента)

6. Вопросы учащимся

-Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?

-Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?

(инсценировка с посылкой)

7.Физминутка

-Когда мы, учителя, приходим к вам на урок, то даем вам не только знания, но и вкладываем в этот урок частичку души и сердца. Именно об этом рассказывают «Уроки французского», и наш сегодняшний урок- тоже не исключение. Предлагаю сделать небольшую паузу.

На доске нарисован ствол дерева, дети подходят и клеят яблочки с пожеланиями (Родине, матери, школе, учителям)

8. Вопросы учащимся

-Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?

-Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

-Чем заканчивается рассказ?

-Так почему же мальчик играет на деньги, хотя это строго запрещено?

-Почему отказывается поужинать с Лидией Михайловной, хотя испытывает болезненное чувство голода?

-Почему отказывается принять посылку с гематогеном?

-Согласны ли вы с мнением, что Лидия Михайловна – личность незаурядная? -Что заставило её играть на деньги с учеником?

-Нарушила ли правила поведения Лидия Михайловна с точки зрения учительской этики?

9. Викторина

«Узнай героя»

- Мы увидели, насколько хорошо вы знаете сюжет рассказа. Интересно, а хорошо ли вы помните описание всех героев текста. Объявляется следующий этап литературной игры «Узнай героя». Я буду зачитывать отрывки из текста с описанием героев, вы должны будете узнать того, о ком идет речь. На этот раз вы сами будете выбирать номер задания. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу.

  1. Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень (Птаха)

  2. Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает, все равно тянет (Тишкин)

  3. Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи, так, что казалось, будто застегнутый темный френч двигается самостоятельно (директор Василий Андреевич)

  4. Она сидела аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре (Лидия Михайловна)

  5. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию (Лидия Михайловна)

  6. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую чёлку наверх, небрежно сплёвывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленны шагом ступал к деньгам (Вадик)

  7. В общем-то скупой, прижимистый старик (дядя Илья)

  8. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками (тетя Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками (тетя Надя)

  9. Неопрятный и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди (главный герой)

  10. Кот в мешке.

10.Проблемный вопрос

Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни автора и главного героя?

Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель?

(Сочинение-миниатюра)

Что вы возьмете с собой в жизнь?

11.Домашнее задание.

Предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро», которую можно разместить в библиотеке, на улице.

Подберите пословицы о добре и милосердии.















































Урок русского языка в 5 классе «Виды глагола»































Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.







Урок на тему «Виды глагола».

5а класс.



Цель урока: дать представление о видах глагола, видовых парах; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Солнце просыпается,

Урок наш начинается.

Будем дружно заниматься

И друг другу улыбаться.


II. Повторение темы прошлого урока.

- Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?

- На слайде мое приветствие записано. Устно! Объясните орфограмму.


Ш. Определение темы урока, постановка цели.


  1. Запись числа.

- Продолжаем разговор о глаголе, но тема урока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока.

3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа ( действие)

2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив)

1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях (время)


Вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема урока.


- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые. В чем особенность темы сегодняшнего урока? ( тема усвоения новых знаний)

- Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола), причем не вид, а виды, значит, вид не один.


IV. Изучение нового материала.

  1. Как вы понимаете значение слова ВИД? Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.


  1. Идет к нам в гости глагол и напевает песенку «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!», в его песенке есть подсказка к нашему уроку.

Говорят, и это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах природный ум,

Нос горбинкой, ясный взгляд,

Все восторженно глядят.

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ………….(совершенный)


- Пока глагол читал свое стихотворение звучала музыка из кинофильма «Мерри Поппинс», она тоже говорила о своем совершенстве. Сегодня вы еще услышите эти песни.


- А вот его друг, еще один глагол:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят:

Суетливый, нестепенный,

Ах, мой вид ……………….(несовершенный)


Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный). Запись в тетрадь.


- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола….( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)


3. - Часто ли вы пишите своей маме записку или смску? И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам:

1. мама я решал задачу и учил стихотворение.

2. мама я решил задачу и выучил стихотворение.


- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)

Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. ( и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)


- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?

-Что не так с содержанием 1 записки?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?

- Почему вы так решили? ( 1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

– вывод на слайде.

- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)


4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку?(совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)

- Прочитаем теорию учебника стр.110.


V. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая.

(шаблон для проведения этой игры Вы можете выкатать из Презентации к данному уроку. Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу (по рядам) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок. Если учащихся в вашем классе больше, добавьте «станции»).

  1. Упр.638 (учебник под ред.Ладыженской)

- прочитайте текст, подумайте, почему он получил такое название.

-прочитайте задание к упр. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)

- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его. На мой взгляд, он не очень удачен, предложите, как еще можно оформить эту запись, чтобы выполнить задание? В форме таблицы, подумайте, что можно добавить во вторую строчку заголовка ? (вопрос, именно он поможет вам определить вид глагола.)



Таблица

Несовершенный вид

Совершенный вид

?

?

жну

сожну

кошу

накошу

сею

посею

поливаю

полью

пишу

напишу

рисую

нарисую

черчу

начерчу

делаю

сделаю



Проверка вслух парами.

Критерии правильного ответа:

  • правильно задали вопрос,

  • назвали глагол,

  • определили вид.


  1. - Для чего мы выполняли это упражнение?

- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)


  1. Речевая минутка:

1.- Определите вид глагола, записанного на слайде (положить - чтение, ударение, вопрос, сов.вид)

-Образуйте к нему видовую пару что делать? – класть (не ложить!)

2. индивидуальное задание: подобрать к глаголу видовую пару, поставить ударение (при затруднении воспользоваться словарем)

(что делать?) облегчать – (что сделать?)

(что делать?) углублять – (что сделать?)

(что делать?) упрощать – (что сделать?)


VI. Много новых знаний вы сегодня получили.

  1. Обобщить их поможет лингвистический текст.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью_________________.


  1. А проверит ваши знания – тест (очень похож на тест экзамена в 9 классе)


1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) прыгнула, сдала, несу

Б) вырасту, положу, кладу

В) узнали, выучили, поработали

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, приеду

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, думать

3. Какая видовая пара образована неверно?

А) зевать - зевнуть

Б) включить - выключать

В) положить - ложить


VII. Домашнее задание: упр. 639, дополнительно: 644.

Рефлексия.

- Понравился урок? А глагол какого вида вам больше понравился?

Важно в жизни , чтобы ваше действие всегда стремилось к совершенству и к результату.





































Урок русского языка в 6 классе « Местоимение. Обобщение»























Подготовила и провела Пахрудинова А.Ю.





Урок русского языка в 6-м классе. Обобщение изученного по теме "Местоимение"

Цели урока:

  • повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи;

  • формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний;

  • воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.

Ход урока I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

II. Актуализация знаний

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

Постановка целей урока.

III. Проверка домашнего задания

Рассказ учащегося о местоимении (слайд № 2).

Приложение

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.

Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.

Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.

Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.

По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:

– местоимения-существительные;

– местоимения-прилагательные;

– местоимения-числительные;

Слово учителя:

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений.

IV. Анализ предложений

(Заполнение таблицы примерами из предложений.)

(слайды № 3, 4, 5, 6, 7.)

С.А. Есенин:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!

(Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.)

М.Ю. Лермонтов:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

А.С. Пушкин:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

М. Горький:
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. (Синтаксический разбор предложения в тетради.)

М. Исаковский:
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чем не мог.

(Комментарий орфограмм.)

А. Коваль:
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.

Работа с таблицей (слайд № 8)

п/п

Разряды
местоимений

Местоимения

Роль в предложении

1

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Подлежащее, дополнение

2

Возвратное

Себя

Дополнение

3

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

4

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

5

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

6

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

7

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Определение

8

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определение, сказуемое

9

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

Определение

V. Повторим орфографию

Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм) (слайд № 9)

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения

Некто
Нечто
Что-то
Какой-либо
Сколько-нибудь
Кое-кто

Отрицательные местоимения

Никто
Ничто
Некого
Нечего

Все ли правила отражены в алгоритме? (работа с дополненным алгоритмом). (слайд №10)

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения

Некто
Нечто
Что-то
Какой-либо
Сколько-нибудь
Кое-кто
Кое у кого

Отрицательные местоимения

Никто
Ничто
Некого
Нечего
Ни у кого
Не с кем

Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис.

VI. Выборочный диктант

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

VII. Цифровой диктант

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

  2. Опять на то же место вышла.

  3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.

  4. В такую ночь невозможно уснуть.

  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.

  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.

  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.

  8. Худого человека ничем не уважишь.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) (слайд № 11)

VIII. Викторина
  1. Назовите личное местоимение 1-го лица, множественного числа, родительного падежа. (нас)

  2. Назовите личное местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа. (мне)

  3. Назовите указательное местоимение мужского рода, единственного числа, родительного падежа. (этого)

  4. Какое местоимение не имеет форму именительного падежа?

  5. Назовите начальную форму местоимения тобой. (ты)

IX. Домашнее задание
  1. Работа с таблицей.

  2. Подготовка к тестовой работе.

  3. Упражнение № 455.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!