СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе " Не с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится материал по слитному и раздельному  написанию НЕ с причастием, попутно повторяется написание НЕ с другими частями речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе " Не с причастиями"»

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Лебедева С.Ф.

Тема « Не с причастиями»



Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.

Задачи:

  • уметь правильно писать не с причастиями;

  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;

  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;

  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

    1. Организационный момент.

Сообщение темы , целей урока.

    1. Фонетическая разминка.

Запись числа

На доске.

- Назовите глухие согласные звуки, сколько их?

Семнадцатое февраля – 4

- Назовите звонкие согласные звуки, сколько их? (5)

- В каком слове количество букв и звуков не совпадает? ( Во всех совпадает).

Классная работа

    1. Синтаксическая разминка. ( Ученик у доски)

В это время учащиеся работают по индивидуальным карточкам. (6 человек).

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)


IV. Орфографическая работа.

– Какие орфограммы встретились в этом предложении?

На доске.

  • Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)

  • воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)

  • неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова

  • разбуженная – приставка РАЗ-НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка

  • королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)

– Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий?

Правописание Н и НН в суффиксах причастий.

– Давайте вспомним.(Ученик у доски)

Отточенный карандаш, купленный товар, стриженная ёжиком голова, цивилизованное общество, слово сказано, некрашеный пол, штопаные чулки, раненый боец .

V.Повторение правила «Не с разными частями речи».

- Поскольку тема нашего урока « Не с причастиями», давайте вспомним правописание НЕ с другими частями речи.

По рядам раздаются 3 листка с заданиями.

Ряд 1. Правописание НЕ с существительными

  1. (Не)былица

  2. (Не)правда, а лож…

  3. (Не)друг

  4. (Не)в…димка

  5. (Не)приятель

  6. Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.

  7. (Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.

  8. (Не)вежда

  9. (Не)вн…мательность

Ряд 2. Правописание НЕ с прилагательными

  1. (Не)взрач…ный

  2. (Не)чес…ный, а лживый

  3. Отнюдь (не)инт…ресный

  4. (Не)верный ответ

  5. (Не)чёрств, а свеж…

  6. (Не)навистный

  7. (Не)ясные огни

  8. Река (не)глубокая, но широкая

  9. Далеко (не)робкий

Ряд 3. Правописание НЕ с глаголами

  1. (Не)годовать

  2. (Не)понять

  3. (Не)сделать

  4. (Не)волить

  5. (Не)успеть

  6. (Не)истовствовать

  7. (Не)ймётся

  8. (Не)волноваться

  9. (Не)доумевать

– Итак, с какой орфограммой работали 1, 2, 3 ряд?

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

– Сформулируйте правила. Ещё раз посмотрите на таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.

таблица “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

Слитно

Раздельно

1) слово не употребляется без НЕ

Недоучка
Несуразный
Нелепо 
Недоумевать

1) есть или подразумевается противопоставление

Не правда, а ложь
Не весёлый, а грустный
Не далеко, а близко живёт

2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕобразовано новое слово

Нездоровье (болезнь)
Невесёлый (грустный)
Не высоко (низко)

2) есть слова, усиливающие отрицание

Далеко не интересный
Нисколько не весёлый
Ничуть не скучный
Вовсе не горячий
Совсем не новая рубашка

 

3) с глаголами

Не испортил
Не нарушил

VI.Правописание НЕ с причастиями. (На доске)

– Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)

Ненавидевший писать сочинения 
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написано

Правописание НЕ с причастиями

Слитно

Раздельно

1) слово не употребляется без НЕ

Ненавидевший писать сочинения

1) есть или подразумевается противопоставление

Не написанное, а списанное сочинение

2) с помощьюНЕ образовано новое слово

Ненаписанное сочинение

2) есть ЗАВИСИМЫЕ слова

Не написанное мною сочинение

Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенноневычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решеннаядо сих пор проблема.

 

3) с КРАТКИМИ причастиями

Сочинение не написано

VII Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.199 прочитайте, пожалуйста, материал 39 параграфа. М. М. Разумовская. Русский язык. 6 класс// М., Дрофа, 2007
- Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 452, стр. 200.
- Запишите данное словосочетание.
- Распространите причастия зависимыми словами.
- Образуйте краткую форму

Данное словосочетание

Причастия зависимыми словами (причастные обороты)

Краткая форма причастия

Непрочитанная книга

Не прочитанная мною книга

Книга не прочитана

Неукрашенная ёлка

Не украшенная мишурой ёлка

Ёлка не украшена

Невыполненное задание

Не выполненное учениками задание

Задание не выполнено

Незамеченная ошибка

Не замеченная товарищем ошибка

Ошибка не замечена

Несожжённое письмо

Не сожжённое ещё письмо

Письмо не сожжено

Неполученная посылка

Не полученная на почте посылка

Посылка не получена

Незаконченная работа

Не законченная вовремя работа

Работа не закончена

Незавершённая стройка

Не завершённая за лето стройка

Стройка не завершена

– Какое условие написание НЕ с причастиями не прозвучало в этой таблице?

Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.

– Приведите примеры.

В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё.
Не разбросанные, а сложенные вещи.
Не открытые, а плотно прикрытые двери.
Не спроектированное, а только задуманное здание

VIII. Рефлексия.

– Итак, я думаю, что мы неплохо освоили Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги.
- Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
- Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

XI. Итог урока. Выставление оценок.

X.Домашнее задание.

Параграф №39, упражнение №453




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!