Открытый урок русского языка в 6 классе
Учитель: Лебедева С.Ф.
Тема « Не с причастиями»
Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.
Задачи:
уметь правильно писать не с причастиями;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Ход урока
Сообщение темы , целей урока.
Запись числа
На доске.
- Назовите глухие согласные звуки, сколько их?
Семнадцатое февраля – 4
- Назовите звонкие согласные звуки, сколько их? (5)
- В каком слове количество букв и звуков не совпадает? ( Во всех совпадает).
Классная работа
В это время учащиеся работают по индивидуальным карточкам. (6 человек).
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)
IV. Орфографическая работа.
– Какие орфограммы встретились в этом предложении?
На доске.
Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)
воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)
неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова
разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка
королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)
– Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий?
Правописание Н и НН в суффиксах причастий.
– Давайте вспомним.(Ученик у доски)
Отточенный карандаш, купленный товар, стриженная ёжиком голова, цивилизованное общество, слово сказано, некрашеный пол, штопаные чулки, раненый боец .
V.Повторение правила «Не с разными частями речи».
- Поскольку тема нашего урока « Не с причастиями», давайте вспомним правописание НЕ с другими частями речи.
По рядам раздаются 3 листка с заданиями.
Ряд 1. Правописание НЕ с существительными
(Не)былица
(Не)правда, а лож…
(Не)друг
(Не)в…димка
(Не)приятель
Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.
(Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.
(Не)вежда
(Не)вн…мательность
Ряд 2. Правописание НЕ с прилагательными
(Не)взрач…ный
(Не)чес…ный, а лживый
Отнюдь (не)инт…ресный
(Не)верный ответ
(Не)чёрств, а свеж…
(Не)навистный
(Не)ясные огни
Река (не)глубокая, но широкая
Далеко (не)робкий
Ряд 3. Правописание НЕ с глаголами
(Не)годовать
(Не)понять
(Не)сделать
(Не)волить
(Не)успеть
(Не)истовствовать
(Не)ймётся
(Не)волноваться
(Не)доумевать
– Итак, с какой орфограммой работали 1, 2, 3 ряд?
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
– Сформулируйте правила. Ещё раз посмотрите на таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.
таблица “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами |
Слитно | Раздельно |
1) слово не употребляется без НЕ Недоучка Несуразный Нелепо Недоумевать | 1) есть или подразумевается противопоставление Не правда, а ложь Не весёлый, а грустный Не далеко, а близко живёт |
2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕобразовано новое слово Нездоровье (болезнь) Невесёлый (грустный) Не высоко (низко) | 2) есть слова, усиливающие отрицание Далеко не интересный Нисколько не весёлый Ничуть не скучный Вовсе не горячий Совсем не новая рубашка |
| 3) с глаголами Не испортил Не нарушил |
VI.Правописание НЕ с причастиями. (На доске)
– Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)
Ненавидевший писать сочинения
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написано
Правописание НЕ с причастиями |
Слитно | Раздельно |
1) слово не употребляется без НЕ Ненавидевший писать сочинения | 1) есть или подразумевается противопоставление Не написанное, а списанное сочинение |
2) с помощьюНЕ образовано новое слово Ненаписанное сочинение | 2) есть ЗАВИСИМЫЕ слова Не написанное мною сочинение Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенноневычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решеннаядо сих пор проблема. |
| 3) с КРАТКИМИ причастиями Сочинение не написано |
VII Работа с учебником.
– Откройте учебник на с.199 прочитайте, пожалуйста, материал 39 параграфа. М. М. Разумовская. Русский язык. 6 класс// М., Дрофа, 2007
- Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 452, стр. 200.
- Запишите данное словосочетание.
- Распространите причастия зависимыми словами.
- Образуйте краткую форму
Данное словосочетание | Причастия зависимыми словами (причастные обороты) | Краткая форма причастия |
Непрочитанная книга | Не прочитанная мною книга | Книга не прочитана |
Неукрашенная ёлка | Не украшенная мишурой ёлка | Ёлка не украшена |
Невыполненное задание | Не выполненное учениками задание | Задание не выполнено |
Незамеченная ошибка | Не замеченная товарищем ошибка | Ошибка не замечена |
Несожжённое письмо | Не сожжённое ещё письмо | Письмо не сожжено |
Неполученная посылка | Не полученная на почте посылка | Посылка не получена |
Незаконченная работа | Не законченная вовремя работа | Работа не закончена |
Незавершённая стройка | Не завершённая за лето стройка | Стройка не завершена |
– Какое условие написание НЕ с причастиями не прозвучало в этой таблице?
Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.
– Приведите примеры.
В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё.
Не разбросанные, а сложенные вещи.
Не открытые, а плотно прикрытые двери.
Не спроектированное, а только задуманное здание
VIII. Рефлексия.
– Итак, я думаю, что мы неплохо освоили Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги.
- Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
- Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
XI. Итог урока. Выставление оценок.
X.Домашнее задание.
Параграф №39, упражнение №453