Русский язык. 6. Урок 101.
Тема: Образование простой и составной превосходной степени
Цели: знать образование простой и составной формы превосходной степени прилагательных, уметь находить прилагательные в превосходной степени, определять их роль в предложении.
Ход урока
1. Орг. момент. Тема и цели урока.
Фронтальный опрос:
- Что такое степень сравнения?
- Как образуется сравнительная степень простой и составной формы?
- Как образуется превосходная степень простой и составной формы?
2. Объяснение темы урока. Работа с учебником.
Стр. 13 – чтение теоретического материала, сопоставление с опорной схемой в тетради.
3. Практикум. Работа с упражнениями.
Объяснительный диктант:
Перед Юлькой предстаёт неожиданно джинн, голубоглазый, с жиденькой седой бородкой, в малиновой чалме.
- Вы старик Хоттабыч? – спросила Юлька.
- Нет, о красивейшая! Я его внук Хоттаб Гассаныч.
- Хоттаб Гассаныч, а как вы попали в бутылку?
- Это, о пытливейшая Юлька, весьма печальная история!
Выборочный диктант. Выписать прилагательные в сравнительной и превосходной степени:
— В горах, о разумнейшая из всех разумнейших Юлек, жила самая мудрая из всех мудрых птиц по имени Сауле, что значит "солнце". И знала та птица все секреты в мире и могла выполнять труднейшие желания любого из смертных. А в столице нашего благословеннейшего государства жил султан, достойнейший из всех достойных, но несчастнейший из всех несчастных. Много было у него горьких бед, но наиболее горькой была болезнь его любимейшей жены, ясноликой Фатимы. Надо сказать, тебе, юная моя повелительница Юлька, что околдовал прекраснейшую Фатиму презреннейший джинн Саид. Черная злоба поселилась в его сердце, ибо черноглазая Фатима отвергла его любовь и вышла замуж за самого благородного из всех благородных— за султана. И поразила Фатиму неизвестная болезнь, и стала она чахнуть на глазах. Тогда позвал султан своего умнейшего визиря Аскара и поставил перед ним много сложных задач, но наиболее сложная задача была—найти птицу Сауле. И что, ты думаешь, сделал визирь, о драгоценнейшая звезда сердца моего, Юлька? Он пришел ко мне, джинну Хоттабу ибн Гассану, и поклонился мне, и просил помочь ему достать мудрейшую птицу Сауле. И тогда я вырвал волосок из своей почтенной бороды - и добрейшая птица Сауле прилетела со своих далеких гор, да и вылечила красивейшую из красавиц, юную Фатиму, и тем развеселила сердце султана, да продлит аллах его годы! Но джинн Саид, наименее уважаемый в семействе джиннов, не простил мне этого. Этот трижды проклятый Саид прокрался ночью в мои покои и заточил меня в эту отвратительнейшую бутылку. И повелел находиться в ней, пока бутылка не попадет под ноги самой умной на свете красавице. И аллаху было угодно, чтобы ты, о благословеннейшая Юлька, наступила на мою бутылку! Теперь я свободен! Я возвращаюсь домой! Прощай! И джинн Гассаныч исчез так же неожиданно, как и появился.
Творческая работа. Напишите султану письмо с просьбой увидеть волшебную птицу Сауле. Нам нужно, чтобы султан отнесся к нам благожелательно, поэтому нам надо его похвалить. Мы просто последуем дворцовому этикету: каждое положительное качество султана будем описывать в превосходной степени. Итак, султан у нас:
красивый,
добрый,
умный,
мудрый,
справедливый,
сильный,
богатый,
внимательный,
счастливый,
прекрасный,
приветливый,
могущественный,
замечательный,
великий,
строгий,
великодушный,
светлый,
смелый,
решительный,
храбрый,
честный,
доблестный,
добродушный.
4. Итог урока. Домашнее задание.
Повторить § 57, упр. 339 стр. 15.
2